Как министерство просвещения борется с золотыми медалистами

В 2018 году  1869 петербургских выпускников получили награды за отличную учебу. Это почти в два раза больше, чем семь лет назад. Резкое увеличение числа  медалистов по всей стране беспокоит Рособрнадзор. В ведомстве подозревают, что часть отличников – липовые, а медали у них – незаслуженные. Минпросвет разработал новые правила, ужесточающие получение награды за отличную учебу. Как это повлияет на успеваемость? И хорошо ли медалисты сдают ЕГЭ?

 

Отличников проверят

По данным Рособрнадзора, в некоторых регионах страны до 20% выпускников становятся медалистами. Особенно много отличников в Карачаево-Черкесии (там медаль получает каждый 5-й школьник), в Адыгее (17,7% медалистов), Кабардино-Балкарии (17,3%), в Мордовии и Ставропольском крае (по 16%), в Краснодарском крае (15,6%). В Москве медалями награждают 8,9% выпускников, в Петербурге – 7,1%. Средний показатель по России – 10%.

Школьная награда официально называется «За особые успехи в учении», и с 2014 года она не делится на золотую и серебряную. Медаль вручают выпускникам, получившим итоговые пятерки по всем предметам. Во многих вузах медаль является бонусом при поступлении – за нее абитуриенту плюсуют к ЕГЭ от одного до десяти баллов (по решению вуза). Поэтому востребованность школьных медалей растет.

В Петербурге количество медалистов увеличивается ежегодно. В 2012 году их было 1063 человека, а в 2018-м – уже 1869. В Северной столице учреждена собственная  награда – медаль «За особые успехи в обучении», которую вручают призерам олимпиад, имеющим в аттестатах «4» и «5». По старинке  региональную награду называют серебряной, а  федеральную – золотой медалью.  В Комитете по образованию Петербурга «Городу 812» объяснили рост числа медалистов  «стабильно высоким качеством знаний выпускников».

Количество медалистов в Петербурге

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
1063 1187 1154 1277 1492 1729 1869

                   

Однако «медальная статистика» вызывает вопросы у Рособрнадзора, особенно в тех регионах, где количество отличников выше, чем в среднем по стране. В ведомстве подозревают, что часть медалистов – липовые. Поэтому с  1 сентября 2018 года было предложено изменить правила получения награды «За особые успехи в учении». Чтобы заработать медаль, выпускнику нужно не только получить пятерки по всем предметам, но и сдать ЕГЭ не менее чем на 70 баллов по каждому из двух экзаменов –  русскому языку и математике (если выбран профильный уровень). Соответствующий приказ подготовлен  Министерством просвещения и должен был вступить в силу с 1 сентября этого года. Но  пока не утвержден.

По мнению некоторых экспертов, новые правила получения медалей могут привести к  снижению коррупции в общеобразовательных учебных заведениях и как следствие – к сокращению количества медалистов. Так как не всем отличникам, получающим пятерки в школе в течение года, удается показать столь же блестящие результаты на ЕГЭ.

 

Спрос на медали зависит от льгот

Как сообщили «Городу 812» в Комитете по образованию, в  Петербурге есть особо успешные школы, из года в год выпускающие более 15 медалистов. Среди них: Академическая гимназия № 56, школа № 246 Приморского района,  школа № 471 Выборгского района, гимназия № 642 «Земля и вселенная» Василеостровского района, гимназия № 107  Выборгского района, гимназия № 261 Кировского района, гимназия № 271 Красносельского района, лицей № 369 Красносельского района, лицей № 408 Пушкинского района, гимназия №171 Центрального района.

Среди «золотых» петербургских школ, выпускающих больше всего медалистов, результаты ЕГЭ в целом оказались не самыми блестящими. Восемь из десяти «золотых» учебных заведений  не попали (либо не представили данные) в топ-20 школ, показавших лучшие результаты ЕГЭ в Петербурге. Исключения – гимназия № 261 (средний балл ЕГЭ  74,04) и Академическая гимназия № 56  (средний балл ЕГЭ 73,12).

У остальных результаты ЕГЭ такие:

школа № 246 – 65,46;

лицей № 408  – 62,96;

гимназия № 271 – 61;

гимназия № 171 – 68;

школа № 471 – 61,89.

Почему количество медалистов в Петербурге с каждым годом растет? По мнению Дмитрия Гущина, «лучшего учителя России – 2007»,  создателя сайта «Решу ЕГЭ», количество отличников меняется в зависимости от льгот: чем больше медалистам положено льгот, тем выше спрос на медаль со стороны учеников:

– С введением ЕГЭ практически ушли льготы, которыми обладали медалисты при зачислении в вузы. Уменьшилось и количество медалистов. Дело дошло до того, что в 2014 году Министерство образования вовсе отказалось от выдачи медалей, но затем – под давлением общественности  – вернуло их, при этом заменив серебряные и золотые медали на  «усредненную». Ранее золотой медалью награждали при условии получения учеником только пятерок по всем предметам за каждое полугодие в 10-м и 11классах. А  сейчас можно получить медаль, если среднее значение отметок в табеле  4,5 и  его округляют до пятерки в пользу ученика. Соответственно и количество медалистов выросло. По своей сути медаль является формой государственной награды. Вручать ее каждому пятому выпускнику, как это иногда бывает, означает девальвировать ценность награды. Чтобы такого не происходило, к сожалению, необходимо подтверждать медаль результатами независимой (от конкретной школы и учителей) проверкой. Например, учитывать результаты ЕГЭ по обязательным предметам – русскому языку и математике.

Елена Роткевич