Петербургский митрополит Варсонофий экспроприирует собственность не только у города, но и у своих соседей-епископов. Речь идет о находящихся в Петербурге подворьях монастырей из чужих епархий. В Московской Патриархии «Городу 812» заявили, что действия митрополита правомочны.
Подворье – это церковь и, если есть, хозяйственные постройки. Является своего рода представительством монастыря. Монастырское начальство назначает туда настоятеля и получает от подворья доходы. Речь идет о том, что теперь они переподчиняются Петербургской епархии и становятся обычными приходскими храмами со всеми вытекающими отсюда административно-финансовыми последствиями.
В прошлом номере «Город 812» писал о бедах монахинь из Покрово-Тервенического монастыря Тихвинской епархии, у которых сейчас забирают подворье на проспекте Стачек. Монахини жалуются, что их лишают единственного источника доходов. И даже сочинили коллективную молитву, в которой очень дипломатично, без лишних подробностей просят Бога, чтобы подворье осталось за ними. Но, как сказано на сайте монастыря в официальном сообщении под заголовком «Печальное известие», «11 октября епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав (глава Тихвинской епархии. – А.М.) провел собрание игуменов и игумений. На этом собрании в устной форме было объявлено о решении Синода и лично митрополита Варсонофия об упразднении монастырских подворий». Никаких официальных писем ни от Петербургской епархии, ни от Синода монастырь, как сказано в этом печальном известии, не получал.
Однако источники уверяют, что процесс экспроприации начался раньше – с церкви Святой Троицы на Октябрьской набережной. Изначально эта церковь была построена как элемент киновии (отдельного комплекса, где живет часть монахов) Александро-Невской лавры, стоящей через Неву от основного монастыря. После революции церковь первое время была приходской, потом ее закрыли, снесли купола и переделали в мастерские. Верующим она была возвращена в 2001 году в запущенном состоянии и стала подворьем Череменецкого монастыря, находящегося на территории Гатчинской епархии.
С самого начала и до недавнего времени ее настоятелем был игумен монастыря архимандрит Митрофан (Осяк). В 2013 году он стал епископом Гатчинским и Лужским, но сохранил за собой управление монастырем. За это время в церкви Святой Троицы прошла масштабная реставрация.
20 марта нынешнего года настоятель церкви поменялся – им стал протоиерей Сергий Судаков. Отец Сергий – руководитель финансово-хозяйственного отдела петербургской епархии и лицо, приближенное к митрополиту Варсонофию. У них даже одинаковая фамилия, что дает почву для сплетен о родственных связях. А 24 августа настоятелем храма стал сам митрополит. Сергий Судаков теперь официально числится ключарем, то есть исполняющим обязанности настоятеля, поскольку у самого настоятеля есть дела поважнее. Официальный статус бывшего монастырского подворья сегодня – архиерейское подворье храма Святой Троицы, но уже не Гатчинской, а Петербургской епархии.
Стоит заметить, что в Петербурге всего два храма, которые удостоились чести получить владыку Варсонофия в качестве настоятеля. Кроме храма Святой Троицы это Исаакиевский собор. Такое странное сочетание может объясняться тем, что на Киновеевском кладбище, расположенном рядом с Троицкой церковью, похоронены родители главы «Газпрома» Алексея Миллера. Что автоматически повышает не только неформальный статус этого храма среди других церквей Петербурга, но и сулит перспективы более материального характера. Эта связь между храмом Святой Троицы и «Газпромом» была, как говорят, обнаружена еще гатчинским епископом, но он не смог удержать в руках столь тяжелую ношу.
Кто будет следующим? Очередь на выселение большая. На Загородном проспекте находится подворье Коневского монастыря (Выборгская епархия). Очень богаты подворьями в Петербурге монастыри Тихвинской епархии. Так, на улице Челиева в Невском районе – подворье Александра Свирского монастыря, на Большом Сампсониевском – Введено-Оятского.
Большой интерес у Петербургской епархии может вызвать храм в честь иконы «Всех скорбящих радость» на проспекте Обуховской обороны, являющийся подворьем Зеленецкого монастыря Тихвинской же епархии. В нем находится чтимая икона Богородицы «Всех скорбящих радость с грошиками», к которой идет постоянный поток верующих.
У Антониево-Дымского монастыря есть храм Покрова на Боровой улице. Правда, сейчас он находится в плачевном состоянии, и логично дождаться, пока монастырь закончит его восстановление.
Еще в конце XIX века афонские монахи из Андреевского скита построили себе на нынешней 5-й Советской улице подворье с храмом Благовещения. Храм без куполов был возвращен церкви 2 года назад и сразу же освящен митрополитом Варсонофием как архиерейское подворье Петербургской епархии.
Кроме того, говорят, что несколько лет назад митрополит Варсонофий писал в Смольный письмо с просьбой не передавать церковное имущество другим епархиям, если они его попросят.
Единственный монастырь, который может не опасаться экспроприации, – Константино-Еленинский из Выборгского района Ленобласти. У него богатое подворье на Рижском проспекте, но эту обитель курирует бизнесмен Константин Голощапов, считающийся человеком, близким к Владимиру Путину. Кроме того, разумеется, епархия не может покуситься на подворья ставропигиальных монастырей, которые находятся в прямом подчинении у патриарха.
Как сообщил «Городу 812» заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе, «по канонам церкви все приходы, монастыри, подворья, находящиеся на территории одной епархии, должны подчиняться только архиерею этой епархии. По сложившейся практике экстерриториальность предусмотрена только для монастырей и подворий, подчиняющихся патриарху – так называемое ставропигиальное право». Иными словами, действия митрополита Варсонофия абсолютно правильные и законные. Определять дальнейшую судьбу экспроприированных подворий будет он сам.
Ожидать подобных конфликтов в других епархиях не приходится, потому что в Петербурге ситуация уникальная. Обычно монастыри имеют свои подворья только в столичных городах, рассказал «Городу 812» диакон Андрей Кураев. А в Москве это, как правило, подворья ставропигиальных монастырей.
Прежде Петербургская митрополия включала в себя всю Ленинградскую область, но в 2013 году в рамках разукрупнения епархий на территории Ленобласти были выделены три новые. Монастыри с подворьями оказались по разные стороны административных границ, прямо как братские советские народы после распада СССР.
Любопытно, будут ли раскулаченные областные епархии предпринимать контрмеры. Возможностей у них немного, но все же. Например, в Тосненском районе есть подворье Новодевичьего монастыря – храм Происхождения Честных Древ Креста Господня.
Антон Мухин