Могло ли у стадиона на Крестовском оказаться другое имя?

Стадион на Крестовском острове получил новое название – «Газпром Арена». Хотя разнообразные народные голосования и опросы показывали, что жителям города нравятся совсем другие варианты. Считается, что если бы на посту губернатора остался Георгий Полтавченко, такого переименования не случилось бы. Зачем так поспешно давали новое имя стадиону на Крестовском острове?

 

Название стадиону на Крестовском выбирали дольше, чем его строили. Процесс был запущен еще Валентиной Матвиенко, во время губернаторства которой на месте стадиона имена Кирова начали возводить новую футбольную арену. Тогда городской Спорткомитет (им в то время руководил Вячеслав Чазов) инициировал опрос горожан по поводу того, как стоит назвать новый стадион. Свои предложения петербуржцы присылали по Интернету и по почте, принимали и телефонные звонки.

Доминировали географические названия: «Крестовский», «Балтийский», «Ленинградский», «Питер», «Морской», «Приморский», «Северная Пальмира», «Нева».

Были пафосные предложения: «Арена побед», «Триумфальный», «Грандиозный», «Галактика», «Окно в Европу», «Юпитер».

Звучали идеи увековечить имена известных петербуржцев, связанных с футболом: Павел Садырин, Юрий Морозов, Кирилл Лавров как ярый болельщик и даже барон Георгий Дюперрон, считающийся основоположником российского футбола.

Еще были «Россия», «Виктория». «Звездный», «Рекорд», «Олимпиец», «Сфинксарена», «Дружба народов» и «Победа» – страна как раз готовилась отмечать 65-летие победы в Великой Отечественной войне.

Болельщики «Зенита», естественно, всячески интерпретировали название команды, и именно тогда впервые прозвучало вошедшее в обиход «Зенит Арена».

Но респондентам было невдомек, что инициаторы опроса рекомендовали тем, кто его проводил, не забывать про главного спонсора «Зенита». Уже тогда было понятно, что городу будет крайне трудно содержать будущий стадион без участия стоящего за футбольным клубом «Газпрома». Так что название «Газпром Арена», к которому мы вернулись спустя полтора года, фигурировало еще тогда, но было спущено сверху.

Не в восторге от него горожане и сегодня. Посетители петербургского спортивного сайта sportsdaily.ru отвели ему только четвертое место. «Санкт-Петербург», как назывался стадион с подачи ФИФА (в Едином государственном реестре недвижимости он фигурировал все это время как «Футбольный стадион в западной части Крестовского острова») вообще на пятом месте, а первая тройка выглядит следующим образом: «Зенит Арена» (27%), «Крестовский» (25%), стадион имени Кирова (22%).

За вариант «Крестовский» выступила и городская топонимическая комиссия, именно это название нравилось и бывшему губернатору Георгию Полтавченко, который заранее предупреждал: «Будем обсуждать окончательный вариант с управляющей компанией». Но вскоре после того как ФК «Зенит» получил стадион в свое управление, Полтавченко оставил свой пост, а новый губернатор, исправно посещающий домашние матчи «Зенита», судя по всему, дал устное согласие на то, чтобы клуб воспользовался пунктом в концессионном соглашении о том, что ему принадлежат исключительные права на коммерческое обозначение, используемое для индивидуализации объекта, включая право на изменение названия стадиона, и клуб вправе их реализовать без дополнительных согласований со стороны городской администрации.

Теоретически, конечно, можно было продать название стадиона какой-нибудь из крупных коммерческой структур и заработать на этом, как это делают «Бавария» в Мюнхене («Альянц Арена»), «Арсенал» в Лондоне (стадион «Эмирейтс»), «Галатасарай» в Стамбуле («Тюрк Телеком Арена») и даже «Спартак» в Москве («Открытие Арена»), но мировая практика нейминга (многие спортивные объекты известны по легко узнаваемым брендам авиакомпаний, страховых компаний, пивоваренных компаний или операторов сотовой связи) пока не работает в Петербурге. По крайней мере, попытки Ледового дворца и Петербургского СКК успеха не имели.

Остается вопрос: почему хозяева «Газпром Арены» так спешили с переименованием и приурочили его к заключительному в сезоне домашнему матчу, не дожидаясь, пока на входе появится соответствующая неоновая вывеска, как это принято на подобного рода объектах?

Здесь все предельно просто: 16 декабря на стадионе состоялся исторический хоккейный  матч сборных России и Финляндии в присутствии 71 тысячи зрителей – и теперь этот рекорд посещаемости тоже будет ассоциироваться с «Газпромом». И на время предстоящего в 2020 году чемпионата Европы по футболу (в Петербурге состоятся четыре матча) «Газпром Арена» вполне может сохранить свое название, хотя международные федерации на время крупных турниров обычно переименовывают спортивные объекты с коммерческой составляющей. Просто «Газпром» является титульным спонсором УЕФА, именно он и будет проводить Евро-2020, а как для своих не сделать исключения?

Сергей Лопатенок