“Мои работы срежиссированы до такой степени, чтобы человек в них остался собой”

Виртуальная реальность позволяет сегодня создать «образ» себя, с теми внешними характеристиками, которые нам приятны. Фотошоп, фильтры, искусственные эмоции в кадре – лишь немногие инструменты для «создания себя» на фото. Но соответствуют ли наши фотоизображения тому, кто мы есть на самом деле? Осталось ли в цифровой фото-вселенной место для реального живого человека без прикрас?

30-летний петербургский портретный фотограф Михаил Шестаков, выпускник кафедры кино-фотоискусств СПБГИК, стремится, как заявляет он сам, создавать естественные портреты. Помимо этого, в искусстве фотопортретирования он видит один из инструментов арт-терапии и самоконтроля.

  • Михаил Шестаков

Михаил Шестаков родился в Архангельске, с 2010 года живёт в Петербурге. Фотографией увлёкся в относительно зрелом возрасте: «Профессионально я занимаюсь фотографией с 2014-го. В качестве осознанного хобби – примерно с 2008-го. В качестве неосознанного хобби – с 2003-го».

В Петербурге прошли две выставки работ Михаила: «Музы» в творческом кластере «Артмуза» (2017) и «Как выглядят люди» в рамках лофт-проекта «Этажи» (2019).

Вы занимаетесь созданием «естественных портретов». Что это такое?

– Я называю свои съемки «документацией реальности». Существует много разных жанров съемок: со сложными макияжами, причёсками, образами – это я тоже периодически делаю. Но есть такая категория фото, когда я общаюсь один на один с живой личностью. Это то, что я называю естественным портретом, без социальных масок, специального реквизита, без символистических нагромождений. Я стараюсь дотянуться до чего-то настоящего.

– Что для вас «настоящее»?

– Для меня это слово не требует определений, оно самоопределяющее. Всё завязано на ощущении, что «настоящее» произошло. Мне слово «настоящее» нравится тем, что оно обозначает и время (не прошедшее, не будущее, а настоящее), и отсутствие фальши. Это очень хитрая смесь, но в ней одно другому не противоречит. Человек может играть и быть максимально не-собой, но если это происходит здесь и сейчас и в это верится, то это тоже “настоящее”.

– В 2019 году в «Этажах» прошла ваша выставка «Как выглядят люди», призывающая принимать человеческую красоту в самых разных её проявлениях. Где вы находили своих моделей?

– Началось всё, я так скажу, постфактум. Делая первую съёмку, я ещё не задумывал серию. Со мной в СПбГИК училась девочка, которую я просто пригласил на портрет. Она посмотрела, что я делаю, и написала: «Ты знаешь, вообще у меня сколиоз четвертой степени, я очень давно искала фотографа».

Она училась арт-терапии и хотела сама с собой поработать через взгляд со стороны на свое тело. В итоге я снимал её ню, с её сколиозом, её операциями, искривлениями, которых я раньше даже не замечал – в обычной жизни, в университете, их не было видно. Это было интересно. Меня всегда привлекает разнообразие людей, поэтому я сразу согласился снимать её в таком ключе. Посмотрев на получившиеся снимки, эта девушка сказала, что она выглядит гораздо лучше, чем сама о себе думала. Наверное, это и зародило во мне в 2014-2015 годах какое-то зерно понимания, что интересно показывать разных людей.

Я помню, как примерно в то же время сидел в паблике по поиску моделей, наткнулся на фото парня с витилиго, мы провели съёмку, и вот после этого я почувствовал, что уже работаю над какой-то серией, идея уже была сформулирована, просто я не отдавал себе отчёт.

  • Модели с витилиго. Фото из серии «Как выглядят люди».

Таким же образом я снял свой диплом, серию «Музы», которая делалась параллельно с серией «Как выглядят люди». Где-то после четвёртой съёмки я понял, что складывается серия, и уже продолжил искать моделей осмысленно. К этому моменту у меня сформировалось понимание, кого мне снимать интереснее. Если на начальном этапе я фотографировал «всех подряд», всех, с кем был знаком, то в тот период хотелось не абы каких-то, а каких-то эдаких: если девушку с веснушками, то самую веснушчатую, например.

В какой-то момент жизни для меня сформировалось это слово «Муза» – я его применял к нескольким своим подругам. Просто про себя называл близкого человека «музой». Например, мы посидим вечером, поболтаем про жизнь, прощаемся – и я понимаю, что стал более одухотворён, окрылён, сейчас пойду и сниму что-то. Я не расплёскивал понятие «муза» на многих людей, их были единицы. Потом я «транспортировал» это своё понимание муз в фото, и оформилась краткая аннотация серии «Музы»: «Красота, которая вдохновляет». Эта серия посвящена красоте, а точнее – воплощению того, как я визуализировал бы вдохновение. Если в серии «Как выглядят люди» я говорю о личностях, живых людях с их историями среди нас, то «Музы» – это попытка через живых людей говорить о моём представлении о красоте. Самое смешное, что в серии «Музы» нет ни одной «той самой» музы, которых я изначально так называл, и которые меня вдохновили – всех моделей я отбирал по их соответствию нужным мне типажам.

– Для вас съёмка – это диалог с портретируемым или это ваш собственный монолог?

– Иногда это диалог, но иногда я зову людей на съёмки для воплощения собственных идей, используя моделей как, условно говоря, «глину». В таких случаях меньше проявляется личность модели, так как я начинаю говорить через свой «материал для творчества», в хорошем смысле. В коммерческих же съёмках важнее диалог, прислушивание друг к другу. Фотография – это игра, в которой очень много правил: когда-то включаются одни, когда-то другие. Где-то я растворяюсь, где-то диктую – в этом и интерес.

  • Естественные портреты

– На своих авторских страницах в соцсетях вы публикуете в основном фото с творческих съёмок, а не частных (коммерческих), почему?

– Иногда коммерческие съёмки заказчики просят не выкладывать, потому что они личные – например, ню. Я занимаюсь фото так давно, что сложилось большое «портфолио», а публиковать нужно только концентрат самого интересного. Кроме того, в творческих съёмках выбираю я, в коммерческих – выбирают меня. Правда, мне каким-то образом удалось сделать так, что даже на коммерческие съёмки приходят те, кто уже меня понимают, и кто мне интересен. Но всё равно в коммерческой съёмке «отсева» моделей нет, поэтому снимки не всегда соответствуют тому, что я представляю для себя в глобальном творческом смысле.

 

– Возвращаясь к вопросу о естественности и «документирования реальности»: в своём Insatgram вы показываете процесс съёмки, backstage, как вы «вылепливаете» кадры, буквально по миллиметру выверяя положение рук, изгибы пальцев, поворот головы. Это не мешает естественности, «моменту»?

– Всё в симбиозе. Я существую в спокойном, созидательном ритме. «Вылепливая» кадры, я максимально чувствую себя автором своих снимков, автором происходящего. Но самая главная составляющая – это живой человек, личность. Моя задача – совместить огромное количество факторов: технических, художественных, психологических. Я не тот, кто говорит на съёмке: «Ты подвигайся как-нибудь, а я половлю», я просто вижу, как картинка должна выстроиться во что-то целостное. Как с этим сочетается естественность? В этом и хитрость происходящего, чтобы в «вылепливании» модель чувствовала себя свободно. Так я поступаю не со всеми. Кто-то «говорит» руками, а кто-то – нет, поэтому я всегда сканирую ситуацию и человека, типов взаимодействия очень много. Мои работы срежиссированы до такой степени, чтобы человек в них остался собой. В этом и есть искусство, я думаю.

  • Коллаж из Instagram Михаиха Шестакова (@mishest)

– Можете ли вы представить свою работу без соцсетей и паблика, где за вашим творчеством следят 32000 подписчиков?

– Без проблем. Человеческая сеть, «сарафан» работает очень хорошо. Есть же тётеньки, которые сидят, вяжут свитеры своим подругам, подругам подруг, без соцсетей. Есть те, кто приходят ко мне на съёмки по несколько раз. Если заниматься чем-то постоянно, много и с самоотдачей, всё будет происходить «само», меня это безумно радует.

Желания людей меняются, когда они приходят к вам не в первый раз?

– Дело как раз в том, что люди в принципе хотят разного. Кто-то просто хочет «запомнить себя» в разные моменты жизни. А есть, например, постоянный клиент, девушка из Москвы, которая каждый раз говорит: «Ты лучше знаешь, что мне нужно».

– Почему большинство ваших моделей – это молодые женщины?

– В этом нет никакого специального смысла, это просто факт, это просто «есть».

– Можно ли сказать, что если в серии «Как выглядят люди» важнее модель и её история, то в «Музах» – вы и ваш взгляд?

– Я бы сказал, что без меня не было бы ни того, ни другого. Я ощущаю себя автором снимков. В «Музах» было важно выбрать правильный типаж, найти «ту самую». В «Как выглядят люди» по сути происходило то же самое, только я отталкивался от личности, от истории, как она сможет дойти до зрителя.

– Вы сторонник бодипозитива?

– Я слышал так много определений этого слова, что вообще перестал понимать, что это такое. Я просто этим словом не оперирую.

  • Фото из серии «Как выглядят люди»

– Если сформулировать, например, что бодипозитив – это принятие любого тела в любом его проявлении: толстое, худое, с любым набором конечностей и любым волосяным покровом – тело всегда прекрасно и достойно внимания. Такое отношение тебе близко?

– Если говорить об «интересности» – мне интересно всё, я в этом смысле исследователь происходящего. Важно поймать это состояние созидания без, как сказать…

– Без осуждения?

– Осуждение – это просто трата сил. Нужно «относиться безотносительно» – воспринимать разное просто как то, что есть. Я не понимаю, как люди тратят столько энергии, чтобы что-то не любить. Например, если тебе что-то не нравится, просто на этом должна ставиться точка, без попыток что-то кому-то доказать и объяснить.

Принятие происходящего очень облегчает жизнь в целом. «Ваше тело – ваше дело» – я вот в такой позиции живу, мне что-то более, а что-то менее приятно визуально – и это просто моё субъективное восприятие. Но я нормально себя чувствую, если мне что-то не нравится. Тут важно разделять: мне может что-то не нравиться, но это не значит, что я буду учить кого-то жить. Много снимая и общаясь с людьми, я начал понимать, что как бы странно человек ни выглядел, как бы странно он себя ни вёл, у него есть для этого какая-то внутренняя мотивация и история. И если я эту мотивацию не понимаю, это не значит, что её нет.

  • Автор фото – Михаил Шестаков

Я немножко против, скажем так, «тотального» бодипозитива, когда у человека есть что-то, за что он себя не любит, а его пытаются заставить «принять себя такой/таким». Многие проблемы правильнее, здоровее и легче было бы решить не «принятием себя», а работой над ментальным состоянием. Нужно работать над здоровьем во всех проявлениях, а не пытаться закрывать глаза на проблему, когда она есть.

Сужу по себе: если смотришь на себя в зеркало и себя не любишь, то «принятие» – пустое слово, с потолка ты его не возьмёшь. Принятие идет изнутри, а не снаружи. Зачастую люди не любят себя не потому, что они плохо выглядят, а потому, что они плохо себя чувствуют внутри – и это может быть закольцовано. У меня было так, что я сначала психологически себя стал чувствовать лучше, после этого и физически начал работать над собой, и только потом стал больше любить себя визуально – именно в такой последовательности, а не так, что я плохо выглядел, плохо себя чувствовал, но пытался себе внушить, что всё нормально. Бодипозитив бодипозитиву рознь.

Забавно, но ко мне иногда приходят как к психологу, посмотреть на себя со стороны, изучить себя – подобно той девушке, о которой я уже упоминал. И приходят два разных типа людей. Те кто, говорит: «Мы себя не любим, а вы снимаете красиво, сделайте, чтобы мы тоже были красивыми». И это я абсолютно не понимаю, это не так работает! Если вы себя не любите – вам, вероятно, не ко мне. А бывает так, что люди пишут: «Да, нам что-то не нравится в себе, но есть внутренняя потребность что-то понять и начать самим с собой работать». Таким людям нужен толчок, первый шаг, но внутренне они уже готовы. С ними гораздо интересней, потому что они не требуют «почини нас», это очень клёво.

– Вы себя анализируете через автопортреты или фиксируете?

  • Автопортрет 2020 г.

– Я делаю автопортреты 7 лет, и всё всегда происходит по-разному, с разной мотивацией. Автопортреты я делаю, по большей части, в те моменты, когда мне очень плохо – и это способ самотерапии, способ «выместить» что-то в снимке. Бывает наоборот, когда я понимаю, что хорошо выгляжу – аллергии нет, лицо в порядке – и думаю: «Пора бы сделать красивый “презентабельный” автопортрет».

– Для вас как фотографа важна насмотренность, визуальный опыт? То есть, важно ли изучить творчество большого количества фотографов, чтобы снимать самому?

– С одной стороны – да, с другой стороны, в какие-то моменты – категорически нет. Насмотренность важна как база, чтобы понимать, как бывает. Но в какой-то момент ты перенасыщаешься и понимаешь, что делаешь компиляцию из всего, что ты видел. Мне был интересен такой подход, мне и сейчас это интересно. Как бы это ни прозвучало, я понял, что мне себя хватает. Важно иногда максимально отгородиться от любого информационного шума. Весь смысл в том, чтобы услышать себя! Пока ты там «насматриваешься», ты абсолютно себя не слышишь. Мне достаточно просто смотреть на деревья – и мне уже хорошо. Егор Летов просто шёл в лес и мог написать подряд пять песен. И это не про лес, а про то, что ты оказываешься вдали от информационного шума и начинаешь чувствовать свои внутренние потоки. Это гораздо важнее для меня, потому что так рождаются авторские истории.

Когда ты понимаешь, чего ты примерно хочешь, включается насмотренность – и приходит ответ на вопросы: «Как это реализовать? Какой визуальный язык использовать?» Такой комплекс насмотренности и полной изоляции себя рождает всё самое интересное.

– Но как современному человеку, жителю мегаполиса, уберечь себя от информационного шума?

– Это вопрос дисциплины. Если нужны способы – то лучший способ – уезжать куда-то, где это шума нет. Я сейчас вернулся в Питер, а до этого семь недель жил на даче под Архангельском с очень плохим интернетом. И там нет этих бесконечных рекламных табличек. Ты смотришь в окно – а там река. Ты входишь в другой ритм существования и вылечиваешься. Как себя уберечь в городе? Медитацией, контролем собственных мыслей. Просто меньше просматривать ленту в ВКонтакте.

Я в какой-то момент почувствовал, что такие вещи работают в длительной перспективе – мало пару дней не смотреть рекламу на youtube, это должно быть всегда как правильное питание. Мы, когда говорим «диета» – это воспринимается, как будто тебя всего лишают. Но есть хорошее слово «рацион». Всё упирается в то, как ты сам выстроишь свой образ жизни и мыслей.

– Чего, на ваш взгляд, не хватает современному человеку?

– Спокойствия. От общения с людьми возникает ощущение, что все перенасыщены информационным полем, оно влияет слишком сильно и на мысли, и на бытовую жизнь. Я иду в магазин и понимаю, что нам нужно намного меньше, чем нам «дадено». Я когда занялся правильным питанием, вдруг понял что чувствую себя хорошо, и многое мне было не нужно. Помню, как раньше я выбирал из миллиарда шоколадок, какую мне купить, а теперь мне никакой не нужно – и мне окей. Я стараюсь всё «фильтровать».

  • Портрет Альберта Ивановича, дедушки Михаила Шестакова

Когда я прихожу в гости к своему дедушке, у него всегда чисто, убрано, но он говорит: «Вся жизнь – это выбрасывание барахла. Я всё время выбрасываю, а всё равно остаётся много». У него очень пусто. И это так прекрасно! Так что да, надо быть проще.

Ольга Шлыкова

На заставке – работы М.Шестакова из серии «Музы»

  •  
  • Автор – Ольга Шлыкова