Музеи-заповедники в пригородах Петербурга остались без доходов. Им рекомендуют повышать цены

Коронавирусные ограничения больнее всего ударили по самым посещаемым музеям страны – музеям-заповедникам «Царское Село», «Петергоф» и «Павловск», расположенным в пригородах Петербурга. Это музеи федерального подчинения: их бюджеты складываются из средств, полученных от продажи билетов, и субсидий Минкульта. За время пандемии их доходы упали в 8 –10 раз.  Для компенсации потерь музеям рекомендовано создавать новые услуги и повышать цены.

 

Трудно без интуристов

В прежние годы благодаря мировой известности дворцы-музеи самостоятельно зарабатывали на «жизнь» за счет миллионных потоков туристов, наполовину состоявших из иностранцев. Но популярность обернулась катастрофой в период пандемии.

В высокий сезон этого года (с июля по октябрь) количество посетителей в ГМЗ «Царское Село» упало на 80%, в «Петергофе» – на 61%, в «Павловске» – на 44%, сообщили  в музеях.

Еще год назад пригородные дворцы-музеи страдали от overtourism: с мая по октябрь попасть в них было почти невозможно. Самым загруженным было «Царское Село», где очереди на вход достигали 300 м, а время ожидания в них – пяти часов. (Львиную долю потока составляли китайские группы: в 2019 г. в Петербурге побывало 1,3 млн китайцев, «Царское Село» входит в обязательную экскурсионную программу для групп из КНР.)

В этом году вместо того, чтобы думать, как ограничить поток туристов, музеи ломают голову, как их привлечь.

«Музей-заповедник «Царское Село» испытывает острый дефицит средств. Основной доход музея составляет выручка от продажи билетов. В 2019 г. и в предыдущие годы музей самостоятельно зарабатывал 70% своего бюджета. За первые 8 месяцев 2020 г. этот показатель составил всего 17%. В данный момент доходы музея составляют 10% от доходов аналогичного периода прошлого года», – поясняет директор «Царского Села» Ольга Таратынова. Назвать абсолютные цифры в учреждении культуры не захотели.

Такая же ситуация и в «Петергофе».

«Сказалось полное отсутствие иностранных туристов, ограничения на количество единовременных посетителей музеев и парков, а также общий спад интереса к туризму», – говорит генеральный директор «Петергофа» Елена Кальницкая.

По ее словам, собственные доходы музея за девять месяцев 2020 г. уменьшились в 8,5 раз по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. (предоставить полные сведения, пока не будет сформирована бухгалтерская отчетность за 2020 г., в музее не готовы).

В Павловском дворце из-за эпидограничений численность экскурсионных групп пришлось сократить с 20–25 человек до пяти. При этом средняя посещаемость дворца в день составила 234 посетителя, в 2019 г. этот показатель был 452 человека. Собственные доходы «Павловска» за девять месяцев 2020 г. составили 71,45 млн руб., что на 56% меньше, чем за тот же период 2019 г. (189,3 млн руб.)

 

Посетители музеев-заповедников в 2019 и 2020 годах

 ГМЗ «Царское Село». Всего в 2019 г. в музее побывали почти 4,18 млн человек, из них большая часть (55%) – иностранцы. Если брать самый посещаемый месяц – июль, – то в этом году количество визитов упало в 5 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (с 801 тыс. человек до 157  тыс.).

  ГМЗ «Петергоф». В 2019 г. был зафиксирован рекорд посещаемости – 6,3 млн, из них иностранцев – 40%. В высокий сезон, который в 2020 г. длился с 3 июля по 19 октября, музей посетили всего 1,387 млн человек. Это 39% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

 ГМЗ  «Павловск». За девять месяцев 2020 г. посетило 720 973 человека, что на 43,62% меньше, чем за такой же период 2019 г. (1 278 607 человек).

  • Очереди в Царском селе в 2019 году. Фото ГМЗ «Царское село»

Режим экономии

В сложившихся условиях музеям приходится экономить – кто на чем может.

В «Царском Селе» перестали выплачивать премии сотрудникам, до 2021 г. приостановили часть работ по капремонту и реставрации памятников. Не закупаются новое оборудование и оргтехника, сокращены расходы на текущие нужды.

«В 2019 г. пришлось также отказаться от традиционного набора сезонного персонала на лето (более 200 человек) – их обязанности выполняли сотрудники других отделов музея, чья загруженность снизилась в связи с ограничительными мерами», – говорит Ольга Таратынова.

«В «Петергофе» введен режим максимальной экономии. Сокращены льготы на входные билеты, которые музей предоставлял за счет своих заработанных средств», – говорят в музее.

В «Павловске» сокращены расходы на приобретение материалов для текущего ремонта и садово-парковых работ, на рекламную продукцию, издательскую деятельность, командировочные расходы. Приостановлены работы по реставрации восьми памятников архитектуры. Сотрудники лишены премий.

Меры жесткой экономии не привели к каким-либо ощутимым результатам, полагают в музеях.  Средств на нормальное cуществование в условиях «новой нормальности» все равно не хватает.

 

Новые форматы и цены

Союз музеев России совместно с НИУ «Высшая школа экономики» провел исследование, в ходе которого выяснял, на что готовы пойти музеи для улучшения своего финансового положения в ситуации пандемии. Исследование проводилось  с 1 по 9 июня 2020 г., в нем приняли участие 230 музеев, из которых 24 расположены в Москве, 29 – в Петербурге.

Цель – определить наиболее приемлемые форматы работы музеев в условиях «новой нормальности». Итоговые выводы и рекомендации занимают порядка тридцати страниц (полностью на сайте Союза музеев России www.souzmuseum.ru).

Среди главных выводов исследования: музеи заинтересованно относятся к инновационным форматам событийных мероприятий, в частности – воркшопам и мастер-классам. Новым трендом можно считать готовность перейти на сеансовое посещение (т.е. ограничение количества билетов, продаваемых на конкретные день или час). К этому склоняется более половины всех опрошенных музеев, особенно активно поддерживают идею крупные московские и петербургские учреждения федерального подчинения (подробнее см. инфографику).

В то же время подавляющее большинство не готовы к продлению времени работы и предоставлению доступа посетителей вне установленных часов работы. «За»  высказалась половина московских музеев (50%), в регионах к этой идее отнеслись негативно: в Петербурге «против» 56%, в регионах – 66%.

  • Самыми большими противниками продления часов работы музеев  выступили государственные музеи регионального подчинения. Исследование НИУ ВШЭ

  • Большие расхождения выявлены в позициях музеев по отношению к ограничению количества билетов, продаваемых на определенный день или час. Исследование НИУ ВШЭ

На основе этого исследования, а также рекомендаций Роспотребнадзора и опыта зарубежных коллег Союз музеев России подготовил рекомендации по преодолению негативных последствий пандемии.

Главные рекомендации: новые форматы должны предусматривать новый прейскурант с учетом затрат на противоэпидемические мероприятия. Также «необходимо донести до посетителя музея эксклюзивность получаемой услуги, что обуславливает более высокие затраты на ее предоставление и, соответственно, более высокие цены на посещение». Продвигать «новые форматы» следует, расширяя работу «с традиционными СМИ и новыми медиа».

В музеях нужно проводить больше тематических экскурсий, встреч с деятелями искусства и науки, концертов и кинопоказов, сделать эти активности регулярными, продавать на них абонементы.

Вместо аудиогидов и наушников посетителям предлагать использовать личные гаджеты, куда будут загружаться электронные карты маршрута, материалы с дополненной реальностью и пр.

Среди совсем новых форматов – организация «посещения малыми семейными группами (до пяти человек) по льготной для семьи цене. При этом семейная группа может состоять из представителей трех поколений». Плюс такой идеи – не нужно соблюдать социальную дистанцию между членами группы.

Еще одно, прежде неиспользуемое для отечественных музеев новшество – внедрение «подвешенных билетов». Это разновидность  фандрайзинга (благотворительности), направленная на помощь льготникам, для которых многие музеи отменили скидки. «Такой формат благотворительной помощи практикуется в заведениях общественного питания. В музеях он может выражаться в том, что посетитель, желающий поддержать льготные категории, оплачивает билет на мероприятие, но не забирает его, а оставляет в особом билетном фонде, из которого кассир может выдать билет по предъявлению льготных удостоверений», – поясняют авторы рекомендаций.

 

Без помощи Минкульта не обойтись

Сотрудники петербургских музеев открыты любым новым идеям, но объясняют, что бюджетного финансирования это не заменит.

«Мы можем придумывать все что угодно – новые пространства, яркие события, но в условиях эпидемии все это не работает. Остается и дальше затягивать пояса, существуя в режиме жесточайшей экономии», – полагает директор «Царского Села» Ольга Таратынова.

В Союзе музеев России констатируют, что учреждения культуры – одна из наиболее пострадавших в пандемию отраслей, поэтому государство обязано взять на себя заботу о них.

«Рассчитывать, что мы сможем компенсировать потери за счет посетителей или спонсорской помощи, не приходится – бизнес также пострадал, вся надежда на государство. Согласно внесенным изменениям в Конституцию, защита культуры –  обязанность нашего государства. Сохранение музеев крайне важно для сохранения культуры и идентичности нашей страны. Уверен, что это понимают и власти. Мы постоянно ведем работу (и на официальном уровне, и через неформальные контакты) с Министерством культуры и с региональными властями по компенсации потерь музеев. Многие уже получили их, пусть и не в полном объеме. Надеемся, что эту практику удастся продолжить, – сообщил «Ведомостям» член президиума Союза музеев РФ Владимир Гронский.

Елена Роткевич

 

Материал опубликован в петербургском выпуске газеты «Ведомости»

  • 2019 год. В 2020-м все было не так.  Фото ГМЗ “Царское село”