Сотрудники ГМЗ «Петергоф» совместно с музыкантами Петербургской консерватории расшифровали старофранцузские ноты XVIII века, вырезанные на панно в Дубовом кабинете Петра I, который находится в Большом петергофском дворце.
На двух филенках Дубового кабинета изображены скрипка, гобой, флейты, лира, кастаньеты, волынка, треугольник нотные знаки. После перевода их в современную нотацию, стало понятно: это запись фрагментов из пролога к опере «Роланд» Жана-Батиста Люлли — придворного композитора Людовика XIV. В прологе оперы действие происходит во дворце Демогоргона — короля «фей и гениев», который обращается к героическому эпосу рыцаря Роланда.
На одном панно изображены ноты вокальной партии Предводительницы фей из дуэта La Principale Fеe и Демогоргона, на втором — инструментальная партия из менуэта. Выбранные произведения полностью отвечают замыслу создателей Дубового кабинета — прославление Петра I и Российского государства.
В атрибуции нот принимали участие Сергей Бондарев, заведующий отделом «Большой дворец», и Елена Чупахина, преподаватель кафедры органа и клавесина Петербургской консерватории.
Справка: дубовый кабинет Петра I — уникальный интерьер Большого петергофского дворца. В память о первом владельце Петергофа и хозяине кабинета оформление интерьера практически не менялось на протяжении трех веков. Интерьер был создан архитектором Жаном-Батистом Леблоном. В его команде работал художник Николя Пино, создавший эскизы дубовых панно для стен кабинета.
Сюжеты панно различны: знаки зодиака, драконы, предметы охоты, атрибуты войны. На одной из филенок русский царь изображен в античной одежде в окружении глобуса, навигационных и астрономических инструментов, с лавровым венком на голове — символом славы. В 1718 году работу выполнили резчики Фоле, Руст, Фодре и Таконе. В начале Великой Отечественной войны основная часть панно была эвакуирована, остальное воссоздали по фотографиям и описаниям.
Б.В.
Фото предоставлено ГМЗ «Петергоф».