Мир фобий античных людей был крайне богатым и разнообразным. Кураторы выставки «Посмотри в глаза чудовищ» классифицировали порядка пятнадцати типов монстров.
Это один из трех выставочных проектов, подготовленных для Дней Эрмитажа-2024. Его названием послужила строчка из стихотворения «Волшебная скрипка» Николая Гумилева, смелого поэта и мужественного человека.
Большинство монстров нам известны из мифов Древней Греции. Морякам угрожали дракон Кетос, он был вреден только на суше, а также ужасные Сцилла и Харибда (на морских глубинах).
Спасительный берег мог быть опасен, там греков ждал Циклоп, а песни Сирен заманивали корабли на скалы. В сухопутных путешествиях путь им преграждали Сфинка – женского рода, и грифоны – ужасы дальних земель.
Лес кишел кентаврами, там правил козлоногий бог Пан, который внушал панический ужас. В болотах людей ждала зловонная Лернейская гидра.
Сокровища богов охраняли драконы, в закоулках чужих городов притаился Минотавр, вулканы извергались по воле Химеры, в собственном доме по воле Гарпий можно было остаться без еды, муки совести порождали беспощадных Эриний.
Красота человека увядала по воле Медузы Горгоны, и даже на кладбище нельзя было попасть просто так: трехглавый пес Цербер охранял Царство мертвых.
Греки создали этот мир под влиянием древнего Вавилона, в Средневековье на основе античных мифов возникла иконография Дьявола. Но фобии-фантазии античности остались лидерами на все времена. Именно поэтому античным артефактам VI века до н.э. – III века н.э. отведено основное внимание на выставке.
Антики разбросаны вокруг картины Льва Бакста «Древний ужас» (1908) и скульптурой из литой резины «Этюд с натуры» (1984) художницы Луиз Буржуа.
Идею проекта его сокуратор Александр Бутягин сформулировал так: «На каждое чудовище находился свой победитель. Тезей побеждает Минотарва, Персей отрезает голову ужасной Медузе Горгоне, Беллерофонт поражает Химеру. В нас живут не только чудовища, отражающие наши страхи, но и их победители. Это тоже мы».
.
Топ-10 по версии Города 812
Рельеф с изображением крылатого птицеголового существа (еще не несущего однозначного зла). Ассирия. 875-860 годы до н.э.
.
Морской кентавр и Нереида. Римская империя, середина III века н.э. Греки были отважными, квалифицированными мореплавателями. Но хорошо понимали с чем (или с кем) имеют дело.
.
Голова и часть туловища Химеры. Этрурия. Бронза. Начало V века до н.э.
Химера (буквально – коза) имела львиную голову и туловище, хвост в виде змеи. Козлиная голова росла из середины туловища. Увы на представленном предмете сохранилась только львиная доля.
.
Щит-рондаш с изображением Лернейской гидры. Сталь, ковка золочение. Милан. 1560-е годы. Геракл победил гидру только с помощью Иолая, своего верного возницы.
Подвиг не был засчитан и не вошел в «список двенадцати».
.
Амфора с гарпиями. Аттика. 570 -560 годы до н.э.
Гарпии – когтистые птицы с женскими головами. Похищали еду, древние греки справедливо боялись голода.
.
Килик с Минотавром в медальоне. Аттика. Около 520 года до н.э.
Редкий предмет, выполненный в два цвета.
.
Геката. Мрамор Греция. I век до н.э. Сложная богиня, помогала в битвах, оберегала рожениц, и одновременно – по ночам пугала людей душами умерших. Поэтому ее часто изображали в виде трех фигур.
.
Статуя Сераписа. Мрамор. Римская империя. II век до н.э.
Пес Цербер охранял мир мертвых, не выпуская их души в мир живых. Из боков росли змеи.
.
Герма Пана. Мрамор. Римская империя. I век н.э.
Сохранились стеклянные глаза, с ним ужас становится еще паничнее.
Гуттус чернолаковый с головой Пана. Глина. Италия. III – II века до н.э. Сосуд для разлива лекарств и снадобий, требующих точной дозировки.
.
Выбор Ольги Горской, сокуратора выставки.
Браслет золотой с полуфигурами сфинксов. Боспор. IV век до н.э.
Он был найден в 1830 г. в мужском погребении кургана Куль-Оба в числе других драгоценных предметов и является одним из пары, второй браслет остался на постоянной экспозиции в Бриллиантовой кладовой. Сам курган открыли случайно солдаты, строившие казармы в Керчи.
Большая часть находок из золота, которые удалось добыть Полю Дюбрюксу во время исследования этого кургана, были отправлены в Эрмитаж.
Это изображение Сфинкса необычно, он предстает как птица с львиными лапами женской головой и перьями на груди.
Выставка работает по 9 марта 2025 года.
Борис Вадимов