На кого похож Иван Грозный?

15 июля Русский музей открыл для посетителей Михайловский дворец (маршрут №1) и корпус Бенуа (маршрут №2). Принцип малолюдности, требуемый Роспортебнадзором, соблюдается. Даже если все пришедшие в Михайловский дворец на все сеансы останутся в музее до его закрытия, количество зрителей не превысит 240 человек и будет соблюдена норма 20 кв. метров музейных залов на одного человека.

Наверное, решение не идеальное (билеты раскуплены на неделю вперед, администраторы готовы к претензиям тех, кто приехал в Петербург на пару дней), но всяко лучше, чем запускать людей на ограниченное время, а потом выгонять.

Маршрут №1 начинается вне привычной для обзорных экскурсий хронологии – от древних икон, расположенных на втором этаже, а с первого этажа, с искусства середины XIX века.

И это правильно: человеку первый и, возможно, единственный раз пришедшему в Русский музей, надо сначала показать что-то до боли знакомое. Поэтому первое, что он увидит, Василий Перов: «Охотники на привале», «Тройка», «Гитарист-бобыль». Их специально выдвинули из другого зала. За ними жанровая картина Фирса Журавлева «Перед венцом» про неравный брак. Замечательные камерные пейзажи Федора Васильева и грандиозная «Фрина на празднике Посейдона» Генриха Семирадского на своих привычных местах.

Добавили исторического жанра. На картине Алексея Литовченко «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею» (1875) не сразу и поймешь, кто там самодержец. Настолько он не похож ни на репинского царя, ни на артиста Николая Черкасова в этой роли.

Дальше русские классики идут своим чередом, Ивану Крамскому к мужским портретам добавили парадное изображение Елизаветы Лавровской. Перед паузой в Садовом вестибюле (там продленная выставка Александра Мясоедова «Карнавал в Риме» ссылка) разместили Виктора Васнецова – вечно актуальную картину «Витязь на распутье» и «Баян» – это про фолк-певца, а не про гармонь.

Дальше – недавно вернувшаяся в постоянную экспозицию картина «Христос и грешница» Василия Поленова и четыре зала Ильи Репина с «Бурлаками», «Запорожцами» и «Госсоветом».

Грамотно завершает первый этаж Архип Куинджи «Лунной ночью на Днепре». Куинджи перенесли из залов, ведущих в корпус Бенуа, сейчас они закрыты.

На втором этаже – от иконы до Карла Брюллова с Иваном Айвазовским ничего не изменилось. «Последний день Помпеи» и «Девятый вал», действительно, много лучше смотрятся без толп.

* * *

На маршруте №2 про искусство ХХ века есть жертвы. Чтобы потоки публики не пересекались, закрыты залы Василия Кандинского и Казимира Малевича (но, может, маршрут поправят). Финальную часть постоянной экспозиции – искусство 1960-х – 1980-х годов временно разобрали, чтобы показать выставку «Память», которая должна была открыться еще к 9 мая. Проект получился достойным – не пафосные 35 картин и 15 скульптур о войне, все созданы после 1945 года. Все три раздела – «Война», «Победа», «Память» построены вокруг трех картин Гелия Коржева, который стал (или становится) главным русским живописцем ХХ века. В соответствии с разделами выставки, это «Проводы», «Следы войны» и «Старые раны».

Из невыставлявшегося есть картина Сергея Игнатенко «Праздник Победы». Она поступила в собрание ГРМ в 2020 году.

Вадим Шувалов

На заставке к тексту: фрагмент картины Алексея Литовченко «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею» (1875)

  • Сергей Игнатенко. «Праздник Победы»