Россию заполнили ледовые шоу – Авербуха, Плющенко, Навки, Тутберидзе. Их популярность подогревается ажиотажем, который возник вокруг фигурного катания в этом году. Выпуски новостей на федеральных каналах начинаются с репортажей о турнирах фигуристов, «Первый канал» показывает в прямом эфире даже Кубок России и юниорское первенство мира, а Познер зовет в гости тренера по фигурному катанию Этери Тутберидзе. Может, все это неспроста?
Бум вокруг фигуристов спровоцировал один человек – Этери Тутберидзе. Она сама больших успехов в спорте никогда не имела и стала известна благодаря своей воспитаннице Юлии Липницкой, очаровавшей всех на Олимпиаде-2014. Правда, испытаний славой и взрослением олимпийская чемпионка не прошла, но у Тутберидзе на место Липницкой были готовы уже другие – соперничество Алины Загитовой и Евгении Медведевой привело к тому, что Медведева уехала тренироваться за океан, и спор между ними получил политический подтекст. Тем временем Тутберидзе подготовила еще нескольких 13–14-летних фигуристок: Алена Косторная, Анна Щербакова и Александра Трусова делают на льду фантастические вещи, на которые не способны ни Загитова, но Медведева, но по возрасту еще не могут участвовать во взрослых соревнованиях. Зато в шоу – пожалуйста! «Чемпионы на льду» называется новый проект, где продюсером выступает та же Тутберидзе.
По окончании зимнего сезона фигуристы и раньше устраивали что-то вроде чеса, путешествуя с показательными номерами по Европе и Америке. Причем первое время это происходило под эгидой Международного союза конькобежцев (ИСУ). За океаном были популярны не показательные выступления, а шоу с участием как бывших звезд, так и действующих фигуристов. Вот эти шоу ИСУ уже не очень нравились – и союз конькобежцев не всегда давал добро на подобного рода выступления.
В ответ фигуристы стали уходить из любителей в профессионалы: на Олимпиадах и чемпионатах мира выступать не можешь, зато гарантирован хороший заработок. Тем более что в фигурном катание не платили и не платят таких денег, как в футболе или теннисе. Даже раскрученная Алина Загитова за эту зиму заработал всего 134 тысячи долларов. Может быть, и поэтому последнее время чиновники от фигурного катания стали не столь строги, говорят, что ИСУ получает свой процент от сборов, хотя еще в 2010-м был шумный скандал вокруг Плющенко, когда россиянин, сославшись на травму, пропустил чемпионат мира, а сам тем временем зарабатывал, выступая в различных шоу, что обернулось в итоге для Плющенко временной дисквалификацией.
В России тоже пошли по западному пути – стали из выступлений фигуристов делать шоу. Очевидным лидером на рынке ледовых шоу в России является Илья Авербух. У него выступают именитые в прошлом спортсмены вроде Алексея Ягудина, Оксаны Домниной, Максима Шабалина, Романа Костомарова и Татьяны Навки. Основные сборы приносят не столицы, а провинция. Предыдущую постановку Авербуха, «Ромео и Джульетта», как уверяют антрепренеры, посмотрело более миллиона человек. Новая называется «15 лет успеха» – ее показывают в Краснодаре, Сочи, Новокузнецке, Норильске, Владивостоке и так далее.
Команда Тутберидзе со своим шоу тоже решила начать с Краснодара. Вообще, южные регионы, где фигурное катание живьем никто не видит, самые выгодные. По оценкам экспертов, один показ шоу приносит порядка 10 миллионов прибыли.
Выступающая у Авербуха Татьяна Навка решила попробовать себя как постановщик собственного ледового шоу – оно называется «Аленький цветочек».
С Авербухом пытаются конкурировать Евгений Плющенко с Яной Рудковской. Во второй версии ледовой сказки «Шелкунчик» у Плющенко выступала та самая чемпионка Сочи-2014 Липницкая, но теперь у него новый козырь – в шоу «Лебединое озеро» дебютировал шестилетний Саша Плющенко. В Италии сыну двукратного олимпийского чемпиона, правда, запретили кататься под музыку Майкла Джексона – из-за недавно вышедшего скандального фильма о музыканте, где его обвиняют в педофилии.
По случаю юбилейных выступлений Авербух одолжил у Тутберидзе на пару московских выступлений ее уникальных юниорок. А в мае на тех же Трусову и Щербакову претендует Плющенко, когда повезет свое шоу в Италию.
Тем не менее все пока происходит цивилизовано, без скандалов. Кристина Гнитецкая, которую в мире фигурного катания знают как успешного PR-агента, уверяет: «Игроки этого рынка с уважением относятся к проектам друг друга». Это значит, что пока публики хватает на всех.
Как делают ледовые шоу
Петербургская фигуристка Катарина Гербольдт имеет богатый опыт выступлений во всевозможных ледовых шоу. Сейчас работает тренером, до этого выступала и как одиночница, и в парном катании, тренировалась у Алексея Мишина, Тамары Москвиной, Олега Васильева, участница чемпионатов мира и Европы.
– Катарина, откуда у вас такие необычные имя и фамилия?
– Фамилия немецкая, что неудивительно для Петербурга, здесь исторически было много немцев, но у нас в семье по-немецки уже никто не говорит. А к немецкой фамилии родители подобрали и немецкое имя.
– Когда вы начали участвовать в ледовых шоу?
– Мне было лет тринадцать, я занималась фигурным катанием, и нас привлекли к шоу, которое проходило в Ледовом дворце. Мы катались как массовка, но какое это было счастье – выходить на один лед с известными фигуристами! Подарок судьбы. Хотя все равно я больше всего запомнила Николая Баскова, он тоже был среди участников, пел, не катался. А мой первый серьезный опыт датирован 2006 годом, шоу называлась «Золотой лед Страдивари». После Олимпийских игр в Турине у участников был тур по России, я тогда была на подходе к сборной страны, меня тоже пригласили. Но это было не шоу в нынешнем понимании, не представление с сюжетом по известному произведению. Формат был иным – показательные выступления, которые вписывались в концертные номера артистов. А сегодня это настоящие спектакли со всевозможными световыми и звуковыми спецэффектами, видеозаставками, проекциями, акробатическими номерами, профессионалами мирового уровня далеко не только из мира фигурного катания.
– Получается, что само фигурное катание уходит на второй план?
– Бывает такое, многие хотят любоваться именно фигуристами. Помню, я участвовала в самой первой ледовой постановке Евгения Плющенко «Снежный король», с нами выступали братья Сафроновы, начинающие тогда фокусники. Многие жаловались: они отвлекают от происходящего на льду. Сейчас, кстати, эти ребята одни из лучших в мире иллюзионистов.
– Но все эти шоу с участием фигуристов не наше изобретение?
– Да, за границей эта индустрия начала развиваться значительно раньше, чем в России. Есть проекты с именем и историей и в Европе, и в Азии, и в Америке. Самые известные – Art on ice в Швейцарии, Stars on ice, основанное еще в 1986 году олимпийским чемпионом Скоттом Хамильтоном. Его туры проходят в США, Канаде, Японии, иногда в Корее. В Японии не так давно свое шоу Fantasy on ice сделал другой олимпийский чемпион – Юдзуру Ханю.
– Фигуристы из России в них тоже участвуют?
– Конечно, нашим фигуристам всегда рады, они все-таки традиционно занимают топовые позиции на международной арене.
– Организацией шоу занимаются специально подготовленные люди?
– Это отдельная команда, как теперь говорят – бэк-офис: администраторы, маркетологи, пиарщики, технический персонал, тревел-менеджеры. Приходится учитывать массу моментов, чтобы все прошло гладко и без накладок. Но, в принципе, если человек работал в сфере ивентов, он легко адаптируется, все мероприятия – это плюс-минус одна схема работы.
– Участники могут работать одновременно в нескольких шоу?
– Такое невозможно. Подготовка шоу – это работа в режиме 24/7, причем всего коллектива, и не день-два, а как минимум месяц-два. Причем репетиции проходят обычно по ночам, когда лед свободен. Бывает, кто-то из участников еще работает в другом месте, не в шоу, а ночью всех можно собрать. И даже когда шоу уже запущено, что-то приходится подтачивать, и все это тоже происходит ночью. Бывает, ты попадаешь домой или в гостиничный номер на два-три часа в сутки. Особенно под Новый год или в каникулы, когда бывает по два, а то и три представления в день. Мне именно поэтому и пришлось закончить выступления в шоу, я все-таки действующий тренер, и совмещать гастроли с основной профессией стало крайне проблематично. Да и физическая форма уже не такая хорошая, как в бытность спортсменом, так что приходится сложно. Особенно если ты в каких-то главных ролях и постоянно находишься на льду.
– То есть нагрузка выше, чем на соревнованиях. Зато психологически проще.
– Стресс тоже присутствует – между номерами иногда по 45 секунд на переодевание остается. Как в армии! А еще бывает очень плотный график выступлений, когда каждый день новый город, – я сама была участницей такого шоу однажды, но ко всему привыкаешь.
– Это уже напоминает чес, как у поп-музыкантов.
– Фигуристы за время профессиональной карьеры проделывают такое количество переездов и перелетов, что, в принципе, максимально готовы к гастрольной жизни. А усталость окупается любовью зрителей. В провинции очень часто зал благодарит исполнителей стоя, там для публики каждое такое привозное шоу – настоящее событие.
– Вы выступали в соревнованиях и как одиночница, и в паре. Этот опыт помог позже в шоу?
– Конечно, режиссеры использовали эту универсальность – в номерах выступала и одна, и с партнером. Даже в танцевальной паре приходилось: поддержки несколько отличаются, но я умела их делать, а на это не каждый профессионал способен.
– Много шума наделала история, когда вы с французом Брайаном Жубером интернациональную пару создать хотели.
– Мы действительно собирались вместе выступать, причем в соревнованиях. У нас только не было времени, чтобы скатываться, и Олег Васильев, у которого я тогда тренировалась, предложил нам вместе участвовать в шоу, делать какие-то программы, выступать на публике. В надежде, что это поможет нам прогрессировать. Женя Плющенко с Яной Рудковской подхватили эту идею, помогли поставить номера, и мы успешно катались в проекте. Но в конце концов Брайан решил, что физически уже не потянет профессиональную карьеру в парном катании, поэтому наше сотрудничество закончилось после шоу.
– Плющенко с Рудковской по-прежнему занимаются ледовыми постановками, но в России сегодня номер один в плане организации таких шоу Илья Авербух, не так ли?
– Крайне трудно расставлять по ранжиру. Оба делают качественные интересные продукты, у каждого есть своя аудитория. Илья был первым в России человеком на этом рынке, и он уже уверенно держится на плаву полтора десятка лет. Это ли не лучшее доказательство профессионализма? Женя – выдающийся фигурист, я тренировалась с ним на одном льду, у него огромное количество поклонников, и на его шоу тоже всегда будут ходить. Публика идет на любимых спортсменов, и если даже шоу не слишком удачное, оно ей обязательно понравится. Пусть даже никаких наворотов в программе не будет, главное – своих любимцев увидеть. Кому-то Татьяна Навка больше нравится, а кто-то без ума от Татьяны Тотьмяниной и Максима Маринина.
– Навка теперь тоже участвует в этом бизнесе, у нее свои шоу. Здесь, наверное, без административного ресурса не обходится – у нее среди участников весь свет русскоязычной эстрады?
– Я сама была участницей первого шоу Татьяны, по «Руслану и Людмиле». Да, саундтрек действительно был записан звездами шоу-бизнеса, но артисты и раньше привлекались к шоу, пусть, может, в несколько ином ключе. Это скорее хорошие личные контакты. Таня – олимпийская чемпионка, у нее закаленный в спортивных сражениях характер, она и в работе над своим шоу старалась добиться максимального результата, как она привыкла на соревнованиях. И это у нее получилось. Все дни у нас был полный зал, огромное количество отзывов и теплых слов от зрителей. По-моему, это здорово, что рынок ледовых шоу расширяется, появляется всё больше новых интересных проектов.
Плюс это дает огромное количество рабочих мест для тех, кто закончил соревноваться и еще не успел найти себя после спорта. В шоу выступают в основном уже завершившие карьеру фигуристы. Действующие принимают участие в основном в летний период или на короткий срок.
– С действующими спортсменками планирует выступления этой весной Этери Тутберидзе.
– К сожалению, я не в курсе деталей. Наверняка будет какой-то сценарий, но не думаю, что зрителей ждет именно театрализованное представление, скорее это будут показательные выступления, объединенные общей сюжетной линией. Все-таки Тутберидзе в первую очередь прекрасный тренер. Но сейчас окончание сезона, у всех есть время немного выдохнуть и реализовать идеи и проекты, на которые не хватало времени в течение сезона. Ее спортсменки сейчас занимают первые места во всех мировых рейтингах – идея сделать небольшое шоу вполне логична.
– Могут ли теоретически оказаться в одном шоу Алина Загитова и Евгения Медведева?
– Вполне могут, если организатор готов предложить условия, которые полностью устраивают девочек. Шоу – не соревнования, там нет конкуренции и соперничества, каждый выполняет свою работу.
– Действующие фигуристы не боятся получить травму, выступая в шоу? И как относятся к этим выступлениям в Международном союзе конькобежцев?
– Риск получить травму, конечно, присутствует всегда. Насколько я знаю, в национальной федерации необходимо получить разрешение на участие в шоу. ИСУ какое-то время даже к телевизионным проектам вроде «Ледникового периода» относился настороженно, но только потому, что в них присутствует элемент судейства и соревновательные моменты. В шоу ничего этого нет, и специалисты ИСУ к ним не столь строги.
– На каких условиях выступают участники? Они прописаны в контрактах или кто-то может выступить в шоу, например, у Авербуха по дружбе?
– Возможно, кто-то и катается на личных договоренностях, без контракта, но если брать мой опыт, я всегда подписываю договор. Это гарантия выполнения обязательств обеими сторонами. В контракте, а он может быть на разные сроки или под проект, обычно прописывается количество выступлений и репетиций, согласие на фото и видеосъемку с последующим разрешением использовать эти материалы, сроки выплаты гонораров.
– И сколько платят?
– Это коммерческая тайна. Думаю, ни один участник не раскроет своих гонораров, хотя бы из уважения к работодателю. У всех свои договоренности, всё зависит от титулов, от популярности фигуриста на данный момент. Олимпийские чемпионы 2002 года и 2018-го могут стоить по-разному. Но не всё зависит от имени спортсмена, уровень шоу тоже существенно влияет на оплату.
– Все-таки где фигурист зарабатывает больше – на соревнованиях или в шоу?
– Когда я выступала, призовые на соревнованиях были заметно меньше, чем теперь. Не было таких возможностей по спонсорской поддержке и рекламных контрактов. Сегодня, как мне кажется, ведущие фигуристы и без всяких шоу хорошо зарабатывают.
Сергей Лопатенок