Что надо делать с западной частью Васильевского острова
В конце ноября на инвестиционном совете при губернаторе Петербурга был представлен проект по созданию некого «общественного пространства» на намывных территориях в западной части Васильевского острова.
Что можно построить на западном берегу Васильевского острова, не испортив это уникальное место
Для этого в акватории Финского залива предполагается дополнительно намыть полоску земли шириной от 40 до 100 метров и площадью 13,4 га. Вдоль берега должны разместиться пешеходная зона, велодорожки, пляжи, кафе, спортивные площадки. В сообщениях о презентации проекта подчеркивается, что строительство жилья на этих землях не планируется. И это весьма примечательно!
До сих пор проект создания новых территорий на западе Васильевского острова, начатый в 2005 году, мыслился как проект частный, предназначенный для зарабатывания денег, где основной упор делался как раз на жилищное строительство. И вот теперь в Смольном, похоже, задумались о том, насколько правилен такой подход, насколько обычная жилищная застройка способна сформировать морской фасад, достойный нашего города.
Ход мысли в правильном направлении. Вопрос только в том, насколько предлагаемые меры смогут исправить положение.
Западный берег Васильевского острова – уникальное место. Застраивать его обычными жилыми домами – ошибка, если не сказать больше.
Нынешний проект морского фасада – это уже третья попытка такого рода. На излете сталинских времен на западе Васильевского острова уже пытались создать лицо города. Так появился жилой район Наличной улицы. Однако, по меткому выражению одного из местных жителей, «получилось не лицо, а морда».
Затем решили создать новый морской фасад в районе улицы Кораблестроителей. Опять преобладание жилья. Результат тоже не впечатляет.
И так будет получаться всегда, пока мы не поймем, что на уникальном месте нужно размещать уникальные объекты, а никак не жилые дома, пусть даже украшенные золотыми башенками и разными другими финтифлюшками. Иначе будут приходить все более крутые создатели новых «морд Петербурга». Так можно и до Кронштадта дойти.
Но дело даже не в этом.
Мы создаем уникальную прибрежную полосу, на которой строить обычное жилье – непозволительная роскошь. Это место слишком ценно для всех горожан, чтобы отдавать его кому-то конкретному. Поэтому во всем мире за лицо города отвечают городские власти. Примеры – пожалуйста.
В Осло на морском берегу расположено неподражаемое и очень современное здание Оперы. У воды была построена и знаменитая Сиднейская опера, еще раньше – здание ратуши в Стокгольме. Все эти и подобные им объекты – примеры уникальной архитектуры, составляющей славу городов, где их строили.
Давайте пофантазируем, что бы это могло быть у нас.
Полярный музей. Музей Арктики и Антарктики занимает нынче тесное, неприспособленное здание церкви, а улица Марата, на которой он расположен, весьма далека от Финского залива, откуда отправлялись (и сейчас отправляются) полярные экспедиции. Рядом с пассажирским портом Полярный музей может стать новой музейной звездой на карте нашего города.
Океанариум. Сейчас он расположен на той же несчастной улице Марата, но почему же он у нас такой маленький? Мы – морской город, но не у нас, а в Москве построен океанариум в несколько этажей. Построить новый океанариум на берегу моря – отличное решение.
Спортивные объекты, будущие театральные здания – под них тоже можно зарезервировать землю.
Университет, который столетиями развивался на Васильевском острове и который периодически собирается сбегать за город, – давайте подумаем, какие его здания можно разместить на берегу залива.
Давайте обсуждать список таких уникальных объектов. С ними, а не с кафе и ресторанами, у нас появится шанс на эксклюзивность архитектурного облика будущего морского фасада. Нужен масштаб. Архитектура вторична по сравнению с функцией: найдем уникальную функцию, тогда можно будет претендовать на уникальную архитектуру.
В 2018 году планируется принять новый Генплан города, и для таких обсуждений сейчас самое время. А вот что необходимо сделать срочно – нужно остановить процесс обычной жилой застройки в кварталах первой линии у залива. Понятное дело, что менять планы застройки на ходу непросто, тем более что это затронет интересы застройщиков. Но городским властям решить эту задачу вполне по плечу. Интересы городского развития стоят того.
Михаил Амосов,
депутат Законодательного собрания, фракция «Яблоко»