Над Публичкой тучи ходят хмуро…

Минкульт приказал руководству Российской национальной библиотеки обратить первоочередное внимание на проведение реставрационно-ремонтных работ на объекте культурного наследия «Екатерининский институт» (наб. р. Фонтанки, 36). 

Публикации очередного документа, касающегося Российской национальной библиотеки, надо предпослать краткое предисловие и, прежде всего, напомнить последовательность событий.

11 сентября 2020 г. был подписан разгромный Акт внеплановой комплексной проверки деятельности ФГБУ «Российская национальная библиотека», которую проводило министерство культуры.

Спустя два месяца, 11 ноября 2020 г., основные положения Акта были опубликованы на сайте журнала «Город 812» в статье «Российскую национальную проверил Минкульт. Выдержки из акта проверки с цифрами и комментариями» (см. тут).

 

Письмо министру

14 ноября 2020 г. я направил министру культуры О.Б.Любимовой заявление, зарегистрированное в ведомстве 16.11.2020 под номером № З-9930. В заявлении я дал ссылку на свою статью от 11 ноября и, в частности, отметил, что из акта следует регулярное нецелевое использование бюджетных средств, а также можно подозревать коррупцию в связи с тем, что только упущенная выгода от неполучения арендной платы от столовых и буфетов составила за 2018 – 2020 годы 9 миллионов рублей. С учетом этих обстоятельств я задал министру ряд вопросов:

«Зачем тогда нужен в РНБ отдел внутреннего контроля, если этот отдел не заметил ни одного из выявленных комиссией нарушений?

Зачем при таком качестве контроля нужен заместитель гендиректора по организации и контролю?

В связи с этим мне непонятно, почему после комиссионной комплексной проверки РНБ, выявившей такой значительный объем нарушений, прошло два месяца,а до сих пор не сделаны оргвыводы.

Мне непонятно, почему генеральный директор и его заместитель по организации и контролю все еще работают в РНБ.

Что еще должно быть обнаружено в РНБ, чтобы Министерство культуры решилось, наконец, сменить гендиректора?

В связи с этим:

1) предлагаю наложить дисциплинарные взыскания и уволить Вершинина А.П. и Короткова В.О.,

2) прошу сообщить, какие организационные выводы, прежде всего, в сфере кадровой политики, из проведенной проверки сделало руководство Министерства культуры?

3) что вообще Министерство намерено предпринять в отношении РНБ?

Прошу также не поручать писать ответ на мое заявление Ванькову В.В. из Департамента информационного и цифрового развития. Ваньков ничего не знает о положении дел в РНБ и может давать только смехотворно бессмысленные ответы, годные лишь для написания фельетонов.

Как выяснилось из Акта, в работе комиссии приняли участие сотрудники Департамента науки и образования: заместитель директора департамента Л.В.Федякина и начальник отдела библиотек Н.Г.Денищенко.

Прошу поручить подготовку ответа на мое заявление именно им».

Ответ из Министерства культуры за подписью Л.В.Федякиной я получил 10 декабря 2020 г. (см. Приложение 1). В целом ответ довольно вялый и, на мой взгляд, не соответствует тяжести и количеству нарушений, которые выявила министерская комиссия.

Из текста ответа следует, что вопросами наложения дисциплинарного взыскания и увольнения генерального директора Вершинина А.П. ведает правительство РФ как его работодатель, из чего прямо следуют мои дальнейшие действия. Конечно, хорошо, что деятельность РНБ уже находится на особом контроле Минкультуры и правительства РФ, но я постараюсь придать контролю большую конкретность и целенаправленность. Министерству, похоже, уже понятно всё, а вот в правительстве еще не все знают, что реально происходит в РНБ в последние два с половиной года.

 

Проблема Екатерининского института

К сожалению, план устранения выявленных нарушений с контрольными сроками исполнения мне пока не прислали, но первая реакция уже стала известна. Она касается здания РНБ на наб. р. Фонтанки, 36, о котором я писал неоднократно (статью «Как поссорились Российская национальная библиотека и Екатерининский институт» от 6 марта 2020 года см. тут).

 

  • Разрушение лицевого фасада здания на наб. Фонтанки, 36

30 ноября 2020 г. под руководством заместителя министра культуры О.С.Яриловой в министерстве состоялось совещание, темой которого стало развитие имущественного комплекса РНБ, на котором от библиотеки присутствовал Д.В.Ульянов, заместитель генерального директора по административно-хозяйственной деятельности, капитальному строительству и реконструкции. Подготовлен протокол совещания (см. Приложение 2).

Первым пунктом протокола, который публикуется ниже, приказано обратить внимание РНБ на необходимость проведения в первую очередь реставрационно-ремонтных работ на ОКН «Екатерининский институт» (наб. р. Фонтанки, 36).

Для этого в срок до 15 декабря 2020 г. РНБ должна разработать задание на реставрацию и приспособление для современного использования, а также подготовить сводный сметный расчет. Причем задание это должно быть утверждено КГИОП, поскольку по закону исходить должно от уполномоченного органа охраны.  

Напомню кстати, что согласно Акту осмотра технического состояния нежилых помещений, расположенных в ОКН федерального значения «Екатерининский институт», от 27 августа 2014 г., который приложен к  Охранному обязательству № 13849, выданному библиотеке КГИОПом 21 января 2015 г., разработать проектную документацию на ремонт и реставрацию РНБ была обязана еще до 21 июля 2017 г., причем – повторю – на основании письменного задания, согласованного с КГИОП.

И снова напомню, что за те 28 месяцев (почти два с половиной года), что А.П.Вершинин является генеральным директором РНБ (с 27.08.2018), в части выполнения предписаний по Охранному обязательству № 13849 не появился даже проект задания на реставрацию.

И еще одно важное замечание. Как указано в Акте внеплановой комплексной проверки деятельности РНБ от 11.09.2020 (с. 90 – 91), «установлено, что разрешение госоргана на проведение работ по ремонту шахты лифта на объекте культурного наследия федерального значения: “Институт Екатерининский”, расположенном по адресу: г. Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, д. 36, лит. А, отсутствует.

Таким образом, в нарушение Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы проведены Библиотекой и оплачены за счет средств субсидий на выполнение государственного задания (акт выполненных работ формы КС-2 от 25.01.2020 № 1, от 28.02.2020 № 2 за период с 10.01.2020 по 28.02.2020) без разрешения уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия — КГИОП на проведение работ по сохранению обьекта культурного наследия на сумму 205,3 тыс. рублей.

  • Крыльцо, выходящее в Итальянский сад

  • Ретирадник, выходящий в Итальянский сад

  • Белоколонный зал. Следы протечки и трещины

Не исключено, что деятельность в обход КГИОПа может продолжаться и дальше, и на это надо обратить особое внимание. Даже с учетом всех известных особенностей КГИОПа бесконтрольные действия еще опаснее. 

Также РНБ – согласно протоколу от 30.11.2020 – совместно с Минкультуры должна обеспечить получение положительного заключения ФГУП «Росгосэкспертиза» сметной документации на соответствие сметным нормативам, правильность применения повышающих коэффициентов, индексов пересчета базовых цен в текущие цены. 

Пунктом 5 протокола Департаменту науки и образования Министерства культуры (Л.В.Федякина) приказано предусмотреть в рамках лимитов отдела библиотек выделение на 2021 – 2022 гг. по 612 ВР (вид расходов – субсидии бюджетным учреждениям на иные цели) финансовых средств на разработку планово-сметной документации по ОКН «Екатерининский институт».

Пунктом 6 Департаменту инвестиций и имущества (Н.А.Филимонов) приказано после согласования с министром культуры выделения объемов финансовых средств на разработку планово-сметной документации по ОКН «Екатерининский институт» и получения положительного заключения ФГУП «Росгосэкспертиза» заключить соглашение с РНБ о предоставлении субсидии.

Пунктом 7 РНБ предписано начать конкурсные процедуры на разработку планово-сметной документации по ОКН «Екатерининский институт» не позднее 30.12.2020.

Пунктом 8 приказано вернуться к проработке вопроса строительства 3-й очереди РНБ после завершения реставрационно-ремонтных работ на объектах РНБ.

Хочу заметить, что фантазии Вершинина и Ко относительно «библиотечных двориков» для развития библиотечного общепита, с которого в РНБ даже не берут арендную плату, одобрения Министерства культуры не получили и потому не упомянуты.

Что касается объема субсидии на реставрационно-ремонтные работы в здании на Фонтанке, 36, то по не проверенным пока данным речь может идти о 200 миллионах рублей – при том, что ранее имелись в виду 30 – 40 миллионов рублей.

Весь вопрос в том, кто и как распорядится этим подарком судьбы.

Михаил Золотоносов

На заставке: ретирадник. Обнажение кирпичной кладки

Приложение 1

Приложение 2