Российскую национальную проверил Минкульт. Выдержки из акта проверки с цифрами и комментариями

Сеанс черной библиотечной магии с полным ее разоблачением

Министерство культуры провело комплексную проверку деятельности Российской национальной библиотеки. В результате появился Акт проверки на 104 страницах, в котором  зафиксированы допущенные руководством РНБ нарушения. Этот акт оказался и в моих руках. Он не имеет грифов «Секретно» и «ДСП», поэтому мы решили ознакомить общественность с выводами комиссии. Сопроводив их собственным комментарием.

  • Первая страница Акта

Реакции и слухи

Публикация 6 ноября 2020 года статьи «Российская национальная библиотека и первый закон Паркинсона» (см. тут)  не прошла незамеченной в самой библиотеке.

Во-первых, из ее недр мне сообщили 9 ноября: «Ваша статья про законы Паркинсона произвела эффект бомбы. Коротков сказал, что уволит всех, кого заподозрит в помощи вам».

Если это сообщение верно, то, по крайней мере, странно. Странно, что Валерий Олегович Коротков, заместитель генерального директора по организации и контролю, так и не понял, что главную помощь мне оказывает он сам совместно с генеральным директором РНБ Александром Павловичем Вершининым. Ибо без их действий и бездействий мне просто не о чем было бы писать.

Кстати, в библиотеке циркулирует слух, будто появление в штате помощника гендиректора по вопросам безопасности Зуева Максима Владимировича – это подготовка к назначению его новым заместителем гендиректора по организации и контролю. Так что В.О.Короткову вообще-то стоило бы заняться не поиском помощников-информаторов, а совсем другими проблемами.

Во-вторых, на официальном сайте РНБ в тот же день 9 ноября 2020 года появилась информация, на редкость робкая и вялая, под вполне советским заглавием «Труд в Российской национальной библиотеке в почете и в цене» (см. тут).

Поскольку в моей статье речь шла именно о зарплатах, и статья у многих возбудила интерес к этой острой проблеме, то сотрудников библиотеки решили успокоить, объявив им, что «уровень оплаты труда в Российской национальной библиотеке находится под особым контролем руководства учреждения.

Как сообщили в РНБ, выполняя обязательства перед сотрудниками, учитывая контроль учредителей, профсоюзного комитета, общую ситуацию, с 2018 по 2021 годы в учреждении растет средняя зарплата сотрудников, при этом снижается у административного аппарата. В 2018 году уровень заработной платы достиг средних показателей по региону, в 2019 году по учреждению он превысил этот показатель, тенденция к росту есть и в 2020 году. Уже сегодня можно утверждать, что в 2020 году уровень оплаты труда в РНБ превзойдет средний по Санкт-Петербургу».

Судя по началу абзаца, писал этот текст кто-то, кто в библиотеке сам не работает, а ему сообщили эту информацию, которую он излагает на официальном сайте РНБ. То есть это вроде пишет и не руководство учреждения, и не пресс-служба РНБ от имени администрации, а некто посторонний, поинтересовавшийся вслед за мной состоянием дел.

А в конце заметки этот посторонний еще и утверждает, что «сотрудники учреждения открыты для предоставления информации по всему спектру деятельности библиотеки и готовы ко всем вызовам, включая информационные».

То, что сотрудники готовы к информационным вызовам, – это хорошо, однако на самом деле им надо готовиться к вызовам в прокуратуру и к следователям. Я имею в виду упомянутую в статье «Российская национальная библиотека и первый закон Паркинсона» комиссию Министерства культуры, которая с 10 августа по 11 сентября 2020 года проводила комплексную проверку деятельности ФГБУ «Российская национальная библиотека» в соответствии с приказом Министерства культуры от 30.07.2020 № 856. Точнее, я имею в виду Акт этой комиссии от 11.09.2020.

Проверка минкульта

Комиссия министерства культуры, которая проводила комплексную проверку, состояла из девяти человек: сотрудники контрольно-ревизионного отдела Департамента управления делами: начальник отдела Е.С.Калашникова (руководитель проверки) и референт О.В.Дроздова; сотрудники Департамента науки и образования: заместитель директора департамента Л.В.Федякина, начальник отдела библиотек Н.Г.Денищенко, референт отдела имущественных отношений А.Ю.Гольянов; заместитель директора Департамента государственной охраны культурного наследия И.С.Дашкевич, с привлечением экспертов (по согласованию) О.Н.Бойковой, О.Н.Берестовой, Е.Н.Благиревой.

Акт представляет собой документ на 104 страницах, в котором подробно проанализированы практически все аспекты деятельности библиотеки. Грифов «Секретно» или «Для служебного пользования» акт не имеет, РНБ – учреждение государственное и бюджетное, поэтому вся содержащаяся в акте информация имеет важное общественное значение. Предвидя обычные в таких случаях возражения, напомню, что я не предлагаю заглядывать в чужой карман. Карман РНБ наполняется из госбюджета, а как тонко заметила М.Тэтчер 14 октября 1983 г., «нет никаких “государственных денег”, есть только деньги налогоплательщиков».

С учетом большого объема документа мы публикуем его заключительную часть, состоящую из 22-х пунктов (стр. 99 – 104). Она весьма выразительно характеризует деятельность РНБ за 2018 – 2019 годы и январь-июнь 2020 года (напомню, что А.П.Вершинин был назначен генеральным директором РНБ распоряжением правительства РФ от 27.08.2018 № 1755-р).

Особенное внимание стоит обратить на пункты 5 («Генеральным директором Библиотеки А.П. Вершининым не обеспечен средний уровень заработной платы работников Библиотеки, предусмотренный трудовым договором, заключенным с Минкультуры России…»), 6 (оклады заместителей гендиректора РНБ), 13 (использование гендиректором служебных автомобилей в личных целях).

Получился классический сеанс черной библиотечной магии с полным ее разоблачением.

Последняя страница Акта

Выводы комиссии

Итак, внеплановой комплексной проверкой деятельности Федерального государственного бюджетного учреждения «Российская национальная библиотека» за 2018-2019 годы, январь-июнь 2020 года установлено:

 

1) Руководством Библиотеки в проверяемом периоде не обеспечено целевое и эффективное использование средств субсидий, полученных из федерального бюджета, на выполнение государственных заданий. В 2019 году остатки неиспользованных средств субсидии, предоставленной Минкультуры России, на оплату работ по вводу в эксплуатацию 2-ой очереди здания Библиотеки, модернизации лифта, обеспечению пожарной безопасности Библиотеки и проведение Всероссийского конкурса «Библиотекарь 2019» в общей сумме 13 524,2 тыс. руб. без согласования с Минкультуры России израсходованы по нецелевому назначению на оплату труда работникам Библиотеки.

2) На момент проверки остаток неиспользованных субсидий, выделенных в рамках выполнения государственных заданий на обеспечение пожарной безопасности, составил 241 499,0 тыс. руб. (средства 2019 года — 166 499,0 тыс. руб., 2020 года — 75 000,0 тыс. руб.). При этом, руководством Библиотеки своевременно не были приняты меры по устранению требований надзорных органов по обеспечению пожарной безопасности учреждения. Так, в 2012-2018 годах ГУ МЧС России по г. Санкт— Петербургу Библиотеке выдано 12 предписаний по устранению нарушений требований пожарной безопасности. В данных предписаниях указано 113 замечаний по нарушениям требований пожарной безопасности, из которых на момент проверки устранено только 71 замечание.

3) Согласно Данным программы «БОР-Навигатор. Культура» в расчет субсидии на выполнение государственного задания 2019 года Библиотеке включена уплата налогов на сумму 75 429,3 тыс. руб., из которых фактически на оплату налога на имущество организации и земельного налога израсходовано 51 727,4 тыс. руб. или меньше предусмотренной расчетом суммы на 23 701,9 тыс. руб., которые израсходованы на другие цели по содержанию Библиотеки, в том числе на оплату труда работникам.

4) В нарушение ст. 113 Трудового кодекса Российской Федерации генеральным директорам Библиотеки за счет субсидий на выполнение государственного задания, без согласования с работодателем — Минкультуры России, по их личным приказам, в 2018—2019 годах неправомерно произведена оплата за работу в выходные дни при нахождении в командировках: — генеральному директору Библиотеки А.П. Вершинину в 2019 году в сумме 87,7 тыс. руб., начисления — 26,5 тыс. руб.; — генеральному директору Библиотеки А.И. Вислому в 2018 году в сумме 60,0 тыс. руб., начисления — 18,2 тыс. рублей. Также без согласования с работодателем — Минкультуры России по завышенным нормам генеральным директорам Библиотеки за счет субсидий на выполнение государственного задания неправомерно возмещены командировочные расходы А.И. Вислому в 2018 году в сумме 34,8 тыс. руб., А.П. Вершинину в 2018—2019 годах в сумме 17.4 тыс. рублей.

5) Генеральным директором Библиотеки А.П. Вершининым не обеспечен средний уровень заработной платы работников Библиотеки, предусмотренный трудовым договором, заключенным с Минкультуры России. Среднемесячная заработная плата работников Библиотеки за 2018 год составила 49,4 тыс. руб. или на 24,0 тыс. руб. ниже уровня, установленного Минкультуры России (73,4 тыс. руб.), за 2019 год — 49,4 тыс. руб. или на 33,0 тыс. руб. ниже установленного Минкультуры России уровня (82,4 тыс. руб.), за январь—июнь 2020 года — 48,9 тыс. руб. или на 9,0 тыс. руб. ниже установленного уровня (57,9 тыс. руб.).

6) В нарушение п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583 должностные оклады заместителям генерального директора и главному бухгалтеру Библиотеки в сентябре-октябре 2018 года устанавливались на 20 процентов выше должностного оклада руководителя, вместо установленных на 10-30 процентов ниже. Так, согласно штатным расписаниям по состоянию на 01.09.2018, 01.10.2018 при окладе генерального директора в размере 175,0 тыс. руб. оклады заместителям генерального Директора и главному бухгалтера были установлены в размере 210,0 тыс. руб. вместо положенных 157,5 тыс. руб. или на 20% выше оклада генерального директора. Неправомерные выплаты по завышенным окладам составили 601,6 тыс. руб., начисления во внебюджетные фонды — 181,7 тыс. рублей.

7) В нарушение п. 22 Устава Библиотеки, условий соглашений о предоставлении субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в Библиотеке за счет средств субсидий, выделенных на выполнение государственных заданий, в проверяемом периоде неправомерно содержались работники хозяйственного отдела: 1 ед. специалиста по обслуживанию гостевых комнат 1 категории и 1 ед. горничной. Оказание гостиничных услуг государственным заданием Библиотеке не определено. В результате на содержание вышеуказанных работников по нецелевому назначению израсходовано 2 186,0 тыс. руб. (с начислениями во внебюджетные фонды) субсидий, выделенных на выполнение государственных заданий.

8) Требования Федеральных законов № 44—ФЗ и 223—ФЗ в Библиотеке не соблюдались. В 4-х случаях отчеты о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) размещены в ЕИС с нарушением сроков от 3 до 5 дней. Размещенные в ЕИС сведения о закупках у единственного поставщика недостоверны. В 2018 году общая сумма договоров завышена на 23 ед., общая сумма договоров занижена на 2 396,8 тыс. руб., в 2019 году общая сумма договоров занижена на 21 ед., общая сумма договоров занижена на 440,8 тыс. руб., в январе-июне 2020 года общая сумма договоров завышена на 9 ед., общая сумма договоров завышена на 1 423,5 тыс. рублей.

9) В нарушение требований действующего законодательства о бухгалтерском учете без определения величины натурального и денежного измерения факта хозяйственной жизни в 2018-2019 годах, январе-июне 2020 года оплачены услуги 24 сторонним организациям и индивидуальным предпринимателям по техническому обслуживанию электроустановок, техническому обслуживанию и ремонту систем вентиляции и кондиционирования, обслуживанию, плановопредупредительному ремонту систем безопасности, пожарной сигнализации, оповещению управления эвакуацией, пожарного водопровода, охранной сигнализации, видеонаблюдения и оборудования, управления доступом в зданиях Библиотеки по 73 контрактам на общую сумму 90 137,3 тыс. рублей.

10) За счет средств субсидии на выполнение государственного задания неправомерно оплачены медицинские услуги, оказанные ООО «Медцентр», на сумму 158,0 тыс. руб. по договорам, заключенным в рамках действия Федерального закона № 223-ФЗ.

11) Библиотекой своевременно не приняты меры по взысканию задолженности в рамках исполнения условий контрактов (договоров) на вьпюлнение работ, оказание услуг. По состоянию на 01.07.2020 общая сумма непогашенной дебиторской задолженности по решениям Арбитражного суда, по исполнительным листам и предъявленным Библиотекой претензиям в период с 2013 по 2017 гг. составляла 38 588,1 тыс. руб., их них: за счет средств федерального бюджета — 36 455 ,8 тыс. руб.,за счет средств от приносящей доход деятельности — 2 132,3 тыс. рублей.

12) На балансе Библиотеки с 2017 года числится задолженность по возврату оборудования (имущества), переданного Библиотекой для целей выполнения ООО «НЕВИСС—Комплекс» государственного контракта от 06.08.2010 № 459/10—ОА на сумму — 980 704,9 тыс. рублей. Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.04.2017 ООО «НЕВИСС-Комплекс» признано несостоятельным (банкротом). Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.02.2018 Библиотека включена в третью очередь в реестр требований кредиторов должника ООО «НЕВИСС—Комплекс» в сумме задолженности 980 704,9 тыс. рублей. Риск невозврата средств федерального бюджета высокий.

13) Автомобили Ford Mondeo государственный номер О 311ОН 98 и ТОYОТА CAMRY Standard государственный номер В 057НН 198 находились в распоряжении генерального директора А.П. Вершинина. В нарушение статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», приказа Минтранса России от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» путевыми листами на эти автомобили не подтвержден производственный характер поездок по маршруту следования. В отдельных путевых листах указан пункты следования: М. Ижора, Ижора, которые не относятся к местонахождению объектов недвижимости Библиотеки. В результате за проверяемый период без обоснования производственного характера поездок по маршруту следования на 23 650 км пробега автомобилей неправомерно списано 3 768 литров ГСМ и оплачено 179,4 тыс. руб. за счет средств субсидий на выполнение государственного задания. Кроме того,_ без подтверждения движения автомобилей путевыми листами и производственной необходимости, Библиотекой неправомерно оплачено за проезд автомобилей, находящихся в распоряжении генерального директора А.П. Вершинина, по платным участкам автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» (транспондер).

14) На содержание жилого помещения: двухкомнатной квартиры общей площадью 71,1 кв. м, расположенной по адресу: г. Санкт—Петербург, наб. реки Мойки, д. 8, кв. 19, не эксплуатируемой с 2018 года, неэффективно израсходовано за 2018—2019 гг., январь—июнь 2020 года (плата за наем, содержание и ремонт жилого помещения, радиоточку, телетрансляция и техническое обслуживание домофона, коммунальные расходы, налог на имущество) 330,8 тыс. руб. за счет средств от приносящей доход деятельности

15) В нарушение требований действующего законодательства Библиотекой без согласования с собственником имущества — Минкультуры России и Росимуществом, без заключения договоров аренды помещения Библиотеки общей площадью 1 360,2 кв. М, расположенные по адресам: г. Санкт-Петербург, Московский пр. д. 165, корп. 2, лит. А; г. санктПетербург, пл. Островского, д.1—3, лит. А, г. Санкт—Петербург, наб. реки Фонтанки, д.36 лит. А, незаконно предоставлялись в пользование коммерческой организации ООО «Норд—С» для обеспечения общественным питанием работников и посетителей Библиотеки. Плата за аренду помещений не взыскивалась.

16) Без согласования с Минкультуры России и Росимуществом Библиотекой по 11 Договорам предоставлялись 91,5 кв.м чердачных помещений и кровли зданий, расположенные по адресам: г. Санкт—Петербург, ул. Садовая д.18-20 лит. А; г. Санкт-Петербург, Московский пр. д.165 корп. 2 лит. А; г. Санкт—Петербург, наб. реки Фонтанки д. 36 лит. А; г. Санкт-Петербург, пл. Островкого, д. 1, сотовым операторам ПАО «Мегафон», ОАО «Санкт—Петербург Телеком» (Теле-2), ПАО «ВымпелКом» и ПАО «МТС» для размещения оборудования базовых станции.

17) В нарушение Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» Библиотекой без разрешения уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия — КГИОП на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия неправомерно проведены и оплачены работы по ремонту шахты лифта на объекте культурного наследия федерального значения: «Институт Екатерининский», расположенный по адресу: г. СанктПетербург, набережная реки Фонтанки, д. 36, лит. А на сумму 205,3 тыс. руб. за счет средств субсидий на выполнение государственного задания.

18) Допущены нарушения и недостатки в организации библиотечного дела, в том числе: в обеспечении порядка пользования документами, включенными в федеральный список экстремистских материалов; контроле сохранности наиболее ценных фондов; в учете посещений пользователями библиотеки.

19) Руководством Библиотеки не приняты исчерпывающие меры по созданию условий доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Услуги Библиотеки не адаптированы для лиц с нарушениями зрения и лиц с нарушениями слуха. Паспорта доступности объектов Библиотеки, согласованные с общественными общероссийскими организациями инвалидов и утвержденные генеральным директором, отсутствуют.

20) Установлены нарушения требований действующего законодательства о противодействии коррупции. В Библиотеке не принята антикоррупционная политика и не утвержден порядок уведомления работодателя о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов. На структурное подразделение, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений, не возложено выполнение конкретных функций по антикоррупционной работе. Раздел, посвященный вопросам противодействия коррупции на сайте Библиотеки, труднодоступен для поиска и не актуализируется.

21) В Библиотеке ненадлежащим образом организован сбор и анализ сведений о доходах в рамках декларационных кампаний и рассмотрения кандидатов на должность в учреждении. Ограничения в части совместной трудовой деятельности с родственниками (свойственниками) в Библиотеке не соблюдаются.

В ходе проверки выявлено, что у заместителя руководителя по научной работе Фирсова В.Р. в Библиотеке работает супруга на должности заместителя заведующего отделом оперативной полиграфии. Информация о рассмотрении уведомления о личной заинтересованности‚ которая приводит или может привести к конфликту интересов Библиотекой в Минкультуры России не представлена.

22) Отчет о выполнении утвержденного плана мероприятий по результатам комплексной проверкой деятельности Библиотеки за 2014-2015 годы в Минкультуры России в установленный срок не представлен, исчерпывающие меры по устранению нарушений не приняты.

 

К этим заключительным выводам есть смысл сделать несколько конкретизирующих дополнений с цитатами из Акта.

 К пункту 5 (раздел 6 «Правильность расходования фонда оплаты труда», с. 67 Акта):

  • Стр 66-67 Акта проверки

Генеральным директором Библиотеки не выполнены Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 и п. 2.4.22 трудового договора, заключенного с Минкультуры России. Среднемесячная заработная плата работников не обеспечена на уровне не ниже среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Так, согласно условиям трудового договора с генеральным директором Библиотеки А.П. Вершининым, руководитель обязан обеспечить среднемесячную заработную плату работникам не ниже среднемесячного дохода от трудовой деятельности в г. Санкт-Петербурге.

Согласно сведениям с официального сайта Управления Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт—Петербургу и Ленинградской области http://petrostat.gks.ru/, средняя заработная плата работников учреждений культуры в г. Санкт-Петербурге за 2018 год – 73,4 тыс. руб., за 2019 год – 82,4 тыс. руб., за январь-июнь 2020 года – 57,9 тыс. рублей.

 Фактически средняя заработная плата работников Библиотеки за 2018 год — 49,4 тыс. руб. или меньше на 24,0 тыс. руб., за 2019 год – 49,4 тыс. руб. или меньше на 33,0 тыс. руб., за январь-июнь 2020 года — 48,9 тыс. руб. или меньше на 9,0 тыс. рублей.

Так написано в акте на стр. 67. Для сравнения процитирую успокоительную заметку с сайта РНБ: «В 2018 году уровень заработной платы достиг средних показателей по региону, в 2019 году по учреждению он превысил этот показатель, тенденция к росту есть и в 2020 году» (см. тут). Именно это в народе называется «врать на голубом глазу».

 

К пункту 6 (раздел 13 «Полнота и своевременность устранения недостатков и нарушений, выявленных предыдущей проверкой», с. 98 Акта):

В 2014 – 2015 гг. в нарушение статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации в трудовых договорах с заместителями генерального директора не был определен конкретный вид поручаемой работнику работы. Должностные инструкции не были оформлены. На содержание 5-ти должностей заместителей генерального директора Библиотеки в проверяемом периоде израсходовано 23 264,0 тыс. рублей.

То есть средняя зарплата одного заместителя гендиректора составляла в 2014 – 2015 гг. (тогда гендиректором был А.В.Лихоманов) 194 000 рублей.

 

К пункту 13 (раздел 7 «Правомерность, обоснованность и эффективность использования федерального имущества», с. 75 – 77 Акта):

В нарушение статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», приказа Минтранса России от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», проверкой оформления путевых листов автотранспорта Библиотеки установлено, что в путевых листах легкового автомобиля Ford Mondeo государственный номер О 311ОН 98, легкового автомобиля ТОYОТА CAMRY Standard государственный номер Е 057НН 198 в графе «Место отправления и назначения» не содержится полная информация о маршруте следования автомобиля, что не позволяет обосновать производственный характер поездки по маршруту следования и подтвердить показания спидометра.

Легковые автомобили Ford Mondeo государственный номер О 311ОН 98 до февраля 2020 года, а с февраля 2020 года — ТОYОТА CAMRY Standard государственный номер В 057НН 198 находились в распоряжении генерального директора А.П. Вершинина.

Так, например, в путевом листе от 26.04.2019 № 302 автомобиля Ford Mondeo государственный номер О 311ОН  98 указан маршрут: Садовая—Смоленки—Смоленки— Садовая — 16,5 км и Садовая—Смоленки- Смоленки—Садовая — 16,5 км, всего по путевому листу пробег составил 33,0 км. В путевом листе от 30.04.2019 № 309 Ford Mondeo государственный номер О 311ОН 98 указан маршрут: Садовая— Смоленки-Смоленки—Садовая— 30,0 км И Садовая-Смоленки-Смоленки-Садовая — 30,0 км, всего пробег по путевому листу составил 60,0 км.

Таким образом, за проверяемый период не подтверждена обоснованность списания 3 421,9 литров ГСМ на сумму 162,9 тыс. руб. за счет средств субсидий на выполнение государственного задания.

Кроме того, в путевых листах от 20.12.2018 № 736, от 21.12.2018 № 742, от 24.12.2018 № 742, от 25.12.2018 № 747, от 26.12.2018 № 751, от 27.12.2018 № 754, от 11.01.2019 № 6, от 09.07.2019 № 458, от 10.07.2019 № 461, от 11.07.2019 № 464 указан пункт следования М. Икора‚ Ижора, которые не относятся к местонахождению объектов недвижимости Библиотеки. Так, например, в путевом листе от 25.12.2018 № 747 указан маршрут: Садовая-М. Ижора—М. Ижора-Смоленки — 121 км, Смоленки-Садовая—Садовая—Фонтанка— 6 км, Фонтанка—Садовая—Садовая-Смоленки-Смоленки— М. Ижора—М. Ижора-Садовая — 128 км, всего пробег по путевому листу составил 255 км.

В путевом листе от 10.07.2019 № 461 по маршруту: С18—Ижора— 67 км, Ижора— С18 — 69 км, С18—Ижора— 67 км, Ижора—С1 8 — 68 км, всего пробег по путевому листу составил 271 км. Аналогично, в путевом листе от 11.07.2019 указан маршрут: С 18—Ижора — 70 км, Ижора-С18 — 70 км, С18-Ижора – 70 км, Ижора-СТО Витебский — 60 км, СТО Витебский—С18- 16 км, всего пробег по путевому листу составил 286 км.

Таким образом, при отсутствии обоснования производственного характера поездки по маршруту следования не подтверждена обоснованность списания 346,1 литров ГСМ на сумму 16,5 тыс. руб. на фактически пройденный пробег 2-х автомобилей 2 286 км за счет средств субсидий на выполнение государственного задания.

Всего за 2018-2019 годы, январь—июнь 2020 года без обоснования производственного характера поездок по маршруту следования на 23 650 км пробега автомобилей Ford Mondeo государственный номер О 311ОН 98 и ТОYОТА CAMRY Standard государственный номер Е 057НН 198 неправомерно списано 3 768 литров ГСМ и оплачено 179,4 тыс. руб. за счет средств субсидий на выполнение государственного задания.

Также проверкой установлено, что проезд по платным участкам автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» (транспондер) осуществлялся до начала или после окончания рабочего дня водителей Библиотеки (записи в путевом листе до времени выезда или после времени возвращения). Так, согласно подробного отчета ООО «Магистраль северной столицы» о совершенных поездках 09.02.2019 в 21 час 14 минут осуществлен въезд на РВП 63 (Макарова) после окончания рабочего времени, в отсутствие путевого листа, без подтверждения производственной необходимости поездки. Стоимость проезда составила 0,2 тыс. рублей. Аналогично 08.04.2019 осуществлен проезд по платным участкам автомобильной дороги ЗСД ПВП 08 (Благодатная) — РВП 61 (Макарова) в 5 часов 23 минуты. Стоимость проезда составила 0,1 тыс. рублей. Также 19.06.2020 после окончания рабочего времени, без подтверждения служебной необходимости в 18 часов 56 минут совершен проезд по платному участку дороги ПВП (Благодатная) — РВП 61 (Макарова), в 19 часов 16 минут РВП 64 (Макарова) — ПВП 07 (Благодатная). Стоимость проезда составила 0,2 тыс. рублей.

Всего за проверяемый период до начала или после окончания рабочего дня водителей, в личных целях, в отсутствие путевого листа, без подтверждения производственной необходимости поездки, неправомерно оплачено 2,8 тыс. руб. за счет средств от приносящей доход деятельности.

Невозможно не вспомнить классика: «Машину зря гоняет казенную! – наябедничал и кот, жуя гриб».

 

К пункту 14 (раздел 9 «Проверка использования субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), на иные цели и собственных средств учреждения на ремонтно-строительные и реставрационные работы», с. 91 Акта):

На балансе Библиотеки значится жилое помещение двухкомнатная квартира общей площадью 71,1 кв. м, расположенная по адресу: г. Санкт— Петербург, наб. реки Мойки, д. 8, кв. 19. Библиотекой в лице генерального директора А.И. Вислого с ООО «ОРБИТА» заключен контракт от 09.02.2018 № 028-5/18 на выполнение демонтажных работ в помещении Библиотеки, расположенного по адресу: г. Санкт—Петербург, наб. реки Мойки, д. 8, кв. 19 на сумму 383,7 тыс. рублей. Срок выполнения работ: в течение 21 дня с момента заключения контракта, т.е. до 01.03.2018 года. Работы приняты (КС—2 от 27.02.2018 № 1) и оплачены (платежное поручение от 23.03.2018 № 74572) за счет средств от приносящей доход деятельности в полном обьеме.

Также, Библиотекой в лице заместителя генерального директора И.В. Козина, действующего на основании Доверенности от 28.09.2018 № 102-09/18, с ООО «ОРБИТА» заключен договор от 26.12.2018 № 124—223/18 на выполнение работ по ремонту в помещении, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 8, кв.19 на сумму 313,2 тыс. рублей. Срок выполнения работ не позднее 28.12.2018. Библиотекой приняты и оплачены работы по акту формы КС—2 от 27.12.2018 за период с 26.12.2018 по 27.12.2018 на сумму 313,2 тыс. рублей.

Помещение, расположенное по адресу: г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 8, кв.19 не эксплуатируется с 2018 года.

Впрочем, интересно: не эксплуатируется или якобы не эксплуатируется?

 

К пункту 15 (раздел 13 «Полнота и своевременность устранения недостатков и нарушений, выявленных предыдущей проверкой», с. 98 Акта):

В нарушение статей 606, 614, 651, п. 1 статей 654, 689, Гражданскогожодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 № 135—ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 № 135—ФЗ «О защите конкуренции» в проверяемом периоде, под видом предоставления права на организацию общественного питания, незаконно передано в пользование коммерческой организации ООО «Норд-С» 229,8 кв. М помещений Библиотеки, в том числе: 116,5 кв.м. находящиеся в объектах культурного наследия. В результате Библиотекой не получен доход от предоставленных в аренду помещений в сумме 9 192,0 тыс. руб. и не возмещены затраты на содержание данных помещений в сумме почти 200,0 тыс. руб. (коммунальные услуги и амортизационные отчисления).

Подчеркну: согласно Акту министерской комиссии, Российской национальной библиотекой в 2018 – 2020 гг. с ООО «Норд-С» (ИНН 7840415162) не получен доход в размере 9 млн. 192 тыс. руб. А еще говорят, что нет денег. Деньги есть, но идут в противоположном от РНБ направлении. И это только один пример.

Кстати,  жаль, что в Акте не отражен один любопытный факт: учредителем и генеральным директором этого славного ООО со 2 июля 2009 года является Иван Геннадьевич Соболев, сокурсник бывшего генерального директора РНБ (в 2011 – 2016 гг.) Антона Владимировича Лихоманова, ныне помощника гендиректора РНБ по проектной деятельности. Не случаен и юридический адрес ООО «Норд-С»: Санкт-Петербург, площадь Островского, 1-3 лит. А, пом. 3н.

 

К пункту 20 (раздел 11 «Анализ соблюдения требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции», с. 95 Акта):

«В указанном разделе отсутствует обязательная гиперссылка обеспечивающая доступ к подразделу «Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» сайта Минкультуры России, где размещаются сведения о доходах руководителя Учреждения».

Послесловие

Выводы из представленных материалов каждый может сделать сам. Я лишь выскажу свое мнение.

Мне непонятно, почему после комиссионной комплексной проверки, завершившейся 11 сентября 2020 года, прошло два месяца, а до сих пор не сделаны оргвыводы.

Мне непонятно, почему генеральный директор и его заместитель по организации и контролю все еще работают в РНБ, если Акт  показал и дезорганизацию, и отсутствие контроля.

Зачем тогда нужен в РНБ отдел внутреннего контроля, если этот отдел не заметил выявленных комиссией нарушений?

Зачем при таком качестве контроля нужен заместитель гендиректора по организации и контролю со среднемесячным доходом в январе – июне 2020 г. в 215,8 тыс. рублей, что равно 4,5 средних зарплат обычных сотрудников?

На мой взгляд, из представленных данных неопровержимо следует, что со своими обязанностями они не справляются. Что еще должно быть обнаружено в РНБ, чтобы Министерство культуры решилось, наконец, сменить гендиректора?

И последнее. Есть мнение, что занятию А.П.Вершининым должности генерального директора РНБ содействовал председатель правительства РФ в 2012 – 2020 гг. Д.А.Медведев, который и подписал в 2018 году соответствующее распоряжение правительства

Но 16 января 2020 г. статус Медведева резко упал, и, как я полагаю, Министерство культуры сразу обратило на это внимание и сделало соответствующие выводы. В результате Вершинин лишился иммунитета, откуда, с одной стороны, неудачная попытка вывести РНБ из подчинения Минкультуры, о которой мне сообщали еще летом 2020 года, а с другой стороны, внеочередная комплексная проверка, исключительная по своей дотошности и обвинительному уклону.

Михаил Золотоносов