Наглые проделки медицинской бюрократии

Категорическое утверждение в названии статьи неслучайно. Журналистское расследование, начатое двумя статьями, которые были опубликованы на сайте журнала «Город 812» 7 сентября (см. тут) и 13 октября 2022 г. (см. тут), завершено, и выводы мною сделаны вполне однозначные. Кратко они выражены в заголовке: фактически мы имеем саботаж выполнения Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», которым занята бюрократия от медицины. Подчеркну: не врачи, а бюрократическая надстройка.

Напомню, что речь в статьях шла о том, что в поликлинике № 40 (расследование я проводил на базе этого учреждения) записаться непосредственно к трем врачам-специалистам для получения первичной специализированной медицинской помощи – гастроэнтерологу, кардиологу и неврологу – невозможно. Главный врач поликлиники Ченцов Д.В., появившийся в поликлинике № 40 в 2022 г., придумал, что с 1 мая 2022 г. надо сначала записаться и пойти на прием к одному из 11-ти терапевтов, а уже терапевт даст направление к указанным специалистам. И иначе никак. На главной странице сайта поликлиники http://poli40.spb.ru/ об этом предупреждает строгий баннер, рассчитанный на незнание законов и безоговорочное послушание:

.

.

Характерно, что никаких ссылок на нормативные правовые акты не сделано. Причина проста: их нет и быть не может. Есть только ссылка на письмо из министерства, которое нормативным правовым документом не является:

До того, как Ченцов осчастливил врачей и пациентов поликлиники № 40 своим присутствием, такого не было. Теперь же недовольны и врачи (как терапевты, так и специалисты), и пациенты: из тех, с кем я поговорил, – все без исключения. Абсурд такого «порядка»  очевиден всем, кроме главного врача. Но дело не просто в абсурде. То, что придумал Ченцов, – это прямое нарушение Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 № 323-ФЗ, а именно части 5 статьи 19:

 «Пациент имеет право на выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом» (пункт 1 части 5); «Пациент имеет право на получение консультаций врачей-специалистов» (пункт 3 части 5).

Вот именно это неотъемлемое право каждого гражданина нарушается, причем не только в поликлинике № 40, но и во всех поликлиниках Санкт-Петербурга. Нарушается открыто и нагло, без каких-либо юридических оснований, поскольку упомянутое выше письмо Министерства здравоохранения отменить действие Федерального закона не может. А именно на это намекает лживый сайт поликлиники, призывая пациентов подчиняться беззаконию.

Фактически это преступление, предусмотренное ст. 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий»: «Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства».

Наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

Смысл превышения должностных полномочий заключается в том, что отменить часть 5 ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» имеет право законодатель – Федеральное собрание, но не какой-то Ченцов.

Вообще-то никого нельзя нынче удивить нарушением законов, в том числе законов федеральных и Конституции. Но мне хотелось получить четкие подтверждения нарушения закона и нарушения моего права. И я получил такие доказательства.

Сначала я пообщался с этим самым Ченцовым, который объяснил мне 7 июля 2022 г., что в поликлинике пациентов прибавилось, поэтому услуги врачей-специалистов (гастроэнтеролог, кардиолог, невролог) оказались дефицитными. Поэтому он решил искусственно затруднить попадание пациентов к врачам-специалистам, тем более, что пациенты, по мнению Ченцова, ходят к этим врачам «просто поговорить». А для «просто поговорить» в поликлинике предусмотрены 11 терапевтов.

Кстати, как я вскоре выяснил, в поликлинике № 40 работают два кардиолога, оба отличные специалисты, однако на двоих у них всего 0,75 ставки.  То есть как же услугам кардиологов не быть в дефиците, если кардиолога в поликлинике на самом деле не два и даже не один, а только 0,75!

Затем я обратился в свою страховую медицинскую компанию РЕСО-Мед и получил оттуда беспомощный ответ, о чем и написал в статье за 13 октября 2022 г. В частности, РЕСО-Мед не отрицала мое право записываться напрямую к любым врачам, минуя искусственные рогатки, право, гарантированное частью 5 ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (еще бы они стали оспаривать Федеральный закон!). Однако при этом РЕСО-Мед не сделала ничего, чтобы защитить мои права пациента, которые грубо нарушает руководитель поликлиники № 40. Просто самоустранились, ограничившись переписыванием статей общеизвестных нормативных правовых актов, а это уже позволяет предположить, что больна система здравоохранения, что метастазы затронули ее целиком.

С этой рабочей гипотезой я обратился в Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга, к начальнику Д.Г. Лисовцу (см. Приложение 1), попросив ответить на все заданные в заявлении конкретные вопросы, в частности, обязать Ченцова Д.В. организовать прямую запись к указанным врачам-специалистам (гастроэнтерологу, кардиологу, неврологу) на сайте поликлиники № 40  и прекратить вранье и нарушение прав граждан, гарантированных Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 № 323-ФЗ, а также навести порядок со ставками кардиологов, а если необходимо – то и других врачей-специалистов с таким расчетом, чтобы устранить искусственно созданный дефицит медицинских услуг врачей-специалистов.

Ответ Комитета по здравоохранению от 17 ноября 2022 г., подписанный начальником Отдела по организации амбулаторной медицинской помощи Л.В.Соловьевой (см. Приложение 2), имеет смысл прокомментировать.

Начинается письмо с ответа на вопрос о 0,75 ставки кардиолога. К поликлинике № 40 прикреплено около 16 000 человек  (в малограмотном ответе указано 16 000 тысяч человек, что означает 16 миллионов), в то время как по штатным нормативам одна должность кардиолога рассчитана на 20 000 человек.

Действительно, в Приложении № 2 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. № 543н (см. Приложение 3) в пункте 18 сказано:

Врач-кардиолог

1 должность на 20 000 человек прикрепленного населения

     

То есть на 16 тысяч приходится 16/20 или 0,8 ставки. Что, кстати, больше тех 0,75 ставки, которые есть в поликлинике № 40. И это нарушение приказа Минздравсоцразвития, на который сослался автор ответа из Комитета. Кстати, из этой нормы следует, что дефицит кардиологов в поликлинике № 40 образовался не потому, что внезапно записалась целая толпа дополнительных пациентов, как фантазировал Ченцов (типичный случай так называемого вранья), а по причине установленных в мае 2012 года скудных нормативов штатной численности врачей. Иначе говоря, дефицит создан законодательно самим министерством, это системный кризис, созданный искусственно. Очевидно, вследствие явного недофинансирования медицины при полном игнорировании реальных потребностей населения.

Вообще изучение этого списка объясняет многое из того, с чем мы сталкиваемся в поликлиниках и что нами списывается на обычный бардак. Вот, скажем, в пункте 34 указано:

Врач-гастроэнтеролог

1 должность на 50 000 взрослого населения

     

Исходя из этого, в поликлинике № 40 должна быть 16/50 или 0,32 ставки гастроэнтеролога, и это объясняет, почему к нему практически невозможно попасть. Судя по этим нормам, авторы Приложения № 2 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению исходили из того, что заболеваний желудочно-кишечного тракта у взрослого населения в Российской Федерации практически нет. А если смотреть в корень, то решили оплачивать одну ставку гастроэнтеролога только на 50 000 приклепленных пациентов. А если пациенты попасть к врачу не могут, то министерству на это наплевать, пусть выкручиваются, как хотят. Денег нет, но вы держитесь.

Особо хочу отметить наличие врачей-терапевтов (участковых в поликлинике № 40 нет, есть просто терапевты).

Врач-терапевт участковый

1 должность на 1700 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше

     

Сейчас их 8, согласно расписанию, в октябре 2022 г. было 11. По нормативу их должно быть 16 000 / 1700 = 9. То есть в октябре был избыток, на который я обратил внимание Комитета по здравоохранению, сейчас уже недостаток.

Теперь относительно ответа в письме из Комитета на главный вопрос, который заставил меня заниматься этим расследованием: о прямой записи к врачам-специалистам. Деваться чиновникам Комитета было некуда, Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 № 323-ФЗ существует, поэтому пришлось признать:

А из этого признания про «самостоятельное обращение» прямо следует, что все попытки Ченцова и руководителей других поликлиник затолкать пациентов вместо врачей-специалистов к терапевтам – незаконны, если пациент этого не желает.

Потому что специалист лучше знает, как лечить конкретное заболевание, и никакие дурацкие отговорки, что любой терапевт может заменить любого специалиста, – это просто глупость, которой меня прошлым летом вдоволь попотчевали и главный врач Ченцов, и его заместитель Быкова. По их словам выходило, что врачи-специалисты вообще поликлинике не нужны…

Конечно, если пациент впервые ощутил, что у него что-то и где-то болит, и при этом не знает, к какому врачу ему надо пойти, то вполне разумно направиться к терапевту – хотя бы для того, чтобы определить, к какому специалисту двигаться дальше. Однако большая часть пациентов этот этап прошла – например, я наблюдаюсь у кардиолога Е.С.Александровой в поликлинике № 40 с 9 апреля 2009 г. (это документально подтверждается записью в моей медицинской карте), и с чего бы мне менять врача, которому я доверяю и к которому хочу обращаться и впредь, если я сам считаю это необходимым и имею на это законное право? С какой стати я должен каждый раз терять время, сперва посещая терапевта, который запишет меня к кардиологу? Что за бред?

Получив ответ из Комитета по здравоохранению, я позвонил автору – Наталье Эдуардовне Деньдобренко. Конечно, говорила она со мной в раздраженном состоянии, мои вопросы и претензии ей активно не нравились, и она что-то на ходу пыталась выдумывать. В частности, сказала, что если нужно, то врач-специалист сам даст номерок на следующий прием.

Да, если расписание известно, то даст. А если врач говорит прийти через три месяца или через полгода после приема лекарств? Как тогда быть с номерком? Снова терять время с записью к терапевту, который потом запишет к врачу-специалисту?  

Итак, системный кризис в медицине, вызванный, как я думаю, хроническим недофинансированием, выразился в убогих нормативах формирования штатного расписания поликлиник, а в результате привел к противозаконным требованиям попадать к врачам-специалистам через посещение других врачей, которые пациенту не требуются вообще.

С учетом сказанного могу в финале дать практический совет.

Если пациент желает сразу попасть к врачу-специалисту, но сталкивается с искусственным противозаконным барьером, который воздвигает руководство поликлиники, то надо всего лишь написать заявление на имя главного врача поликлиники такого содержания:

.

«В соответствии с пунктами 1 и 3 части 5 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в РФ” прошу записать меня к … (наименование специальности врача) для консультации, которая мне необходима.

Напоминаю, что согласно нормативу, установленному в Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, срок ожидания плановой консультации врачей-специалистов не должен превышать 14 календарных дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию.

Прошу сообщить мне о дате и времени приема по указанному номеру телефону и электронным письмом по указанному электронному адресу».

.

Лучше всего вручить это в приемной главного врача, получив отметку о вручении. И всё, у врача вы окажетесь с гарантией. Вряд ли какой-нибудь главный врач рискнет нарушить норматив Территориальной программы, поскольку существует ст. 124 УК РФ «Неоказание помощи больному», о которой они всегда помнят:

1) Неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного, – наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев.

2) То же деяние, если оно повлекло по неосторожности смерть больного либо причинение тяжкого вреда его здоровью, – наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Распоясавшихся до безобразия главных врачей надо перевоспитывать. Вместо нас клизму им не вставит никто.

Михаил Золотоносов

Приложение 1

 

 

 

Председателю Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга

Лисовцу Д.Г.

kzdrav@gov.spb.ru

Жалоба на неудовлетворительную работу

Санкт-Петербургского государственного автономного учреждения здравоохранения «Городская поликлиника № 40» и непосредственно на главного врача Ченцова Д.В.

Я являюсь пациентом Городской поликлиники № 40, одним из учредителей которой является Комитет по здравоохранению СПб (см. тут https://poli40.spb.ru/uchrediteli).

После того, как главным врачом Городской поликлиники № 40 стал Ченцов Д.В., он начал дезорганизовывать медицинское обслуживание граждан. Выразилось это в том, что с 01.05.2022 самостоятельная запись к гастроэнтерологу, кардиологу и неврологу стала невозможной. По прихоти Ченцова Д.В. для записи к этим врачам-специалистам надо сначала записываться к терапевту, что приводит к бессмысленной трате времени.

Крайне недовольны таким «порядком» все: и врачи, как специалисты, так и терапевты, и пациенты. Со всеми я, проводя расследование, разговаривал, поэтому за свои слова отвечаю.

Главное, что юридических оснований у этой безумной прихоти Ченцова нет и в помине. Причем то, что придумал внезапно свалившийся на нашу голову Ченцов, – это прямое нарушение Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 № 323-ФЗ, а именно части 5 статьи 19:

 «Пациент имеет право на выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом» (пункт 1 части 5),

«Пациент имеет право на получение консультаций врачей-специалистов» (пункт 3 части 5).

Причем согласно части 1 статьи 27, «граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья».

Из приведенных норм, рассматриваемых в системе, следует, что обязанность, зафиксированная в ст. 27, дополняется для своей реализации ст. 19, из которой прямо следует, что пациент, обязанный заботиться о сохранении своего здоровья, имеет право самостоятельно выбрать и медицинскую организацию, и врача, у которого желает лечиться, в том числе и врача-специалиста. То есть если пациент поликлиники желает сразу записаться к любому врачу-специалисту, то Федеральный закон наделил пациента таким правом. А Ченцов это право противозаконно отнял, придумав искусственное препятствие, из-за которого надо приходить в поликлинику дважды и терять время.

Если такой бардак существует и в других поликлиниках СПб, то это не аргумент, позвволяющий нарушать Федеральный закон.

Лично я сам знаю, к какому врачу мне надо пойти по исполнение моей обязанности, предусмотренной ч. 1 ст. 27 закона.

Больше того, может так оказаться, что пациент приходит к терапевту для того, чтобы записаться к кардиологу, а кардиолог находится в отпуске, в результате чего визит к терапевту оказывается бесполезным. Именно такой случай произошел со мной летом 2022 г.

7 июля 2022 г. я разговаривал с Ченцовым, он много чего мне наобещал, чтобы сделать медицинское обслуживание в поликлинике № 40 более приемлемым для пациентов, но обманул, не сделав ничего кроме записи на баннере на главной странице поликлиники:

Кстати, Ченцов объяснил мне 7 июля 2022 г., что в поликлинике пациентов прибавилось, поэтому услуги врачей-специалистов оказались дефицитными. Тогда он решил искусственно затруднить попадание пациентов к врачам-специалистам, тем более, что пациенты, по мнению Ченцова, ходят «просто поговорить». А для «просто поговорить» в поликлинике есть 11 терапевтов, вот к ним и ходите…

Этот бред Ченцов излагал мне совершенно серьезно. Видимо, подумал, что я идиот.

Продолжая свое расследование, я выяснил, что кардиолог Александрова Е.С. (у которой я наблюдаюсь с 2009 года и буду наблюдаться и впредь) оформлена на полставки по полисам ОМС, а кардиолог Зотов Д.Д. оформлен на четверть ставки по полисам ОМС.

Еще бы услугам кардиологов не быть в дефиците, если кардиолога в поликлинике на самом деле не два и даже не один, а только 0,75!

Стоит ли после этого удивляться, что Ченцов всеми силами старается, чтобы пациенты ограничивались посещением терапевтов. Видимо, это такой «эффективный менеджмент», основанный на обмане граждан и нарушении Федерального закона…

И тут возникает много вопросов: а зачем в поликлинике 11 терапевтов, к которым пациентов гонят едва ли не насильно, при том, что кардиолога всего три четверти?

Участков, как в обычной районной, в поликлинике № 40 нет, как мне представляется, терапевтов очевидный избыток, загружают их искусственно, так, может быть, оставить, скажем, 8 терапевтов и оформить вместо них двух или трех кардиологов с полноценными ставками по полисам ОМС каждого? То есть оптимизировать кадровый состав в соответствии с потребностями пациентов, а не по прихотям то ли Ченцова лично, то ли Комитета по здравоохранению.

Подозреваю здесь, с одной стороны, недостаточное финансирование, с другой стороны, не исключаю и мошенничество.

Прошу ответить на вопросы:

Куда делись 1,25 ставки кардиолога? Их забрал Комитет по здравоохранению – учредитель поликлиники № 40?

Или 1,25 ставки отведены для приема по полисам ДМС (добровольному медицинскому страхованию)? Возможно, принимать пациентов по полисам ДМС выгоднее, чем по полисам ОМС, однако кто это неравенство установил? И на каком основании?

Что вообще происходит?

И кто бенефициары этого бардака, где они сидят?

Нет ли в такой схеме коррупции?

И почему, если ДМС для поликлиники выгоднее, должны страдать вследствие нарушения закона пациенты с полисами ОМС, оказывающиеся троюродными племянниками?

Очевидная заинтересованность главного врача и его обманы, с которыми я непосредственно столкнулся, наводят на самые серьезные подозрения.

Все эти проблемы я уже изложил в двух статьях, опубликованных на сайте журнала «Город 812», обозревателем которого я являюсь:

Городские поликлиники Петербурга: квест «Преодоление препятствий». 7 сентября 2022 г., см. тут https://gorod-812.ru/gorodskie-polikliniki-peterburga-kvest-preodolenie-prepyatstvij/

Место клизмы изменить нельзя: Городская поликлиника № 40 и ее тяжелые болезни. Журналистское расследование. 13 октября 2022 г., см. тут https://gorod-812.ru/mesto-klizmy-izmenit-nelzya/

Рекомендую прочитать.

Итак, прошу:

1) ответить на все заданные выше конкретные вопросы,

2) обязать Ченцова Д.В. организовать прямую запись к указанным врачам-специалистам (гастроэнтерологу, кардиологу, неврологу) на сайте поликлиники № 40 (https://gorzdrav.spb.ru/service-free-schedule#%5B%7B%22district%22:%2218%22%7D,%7B%22lpu%22:%22343%22%7D%5D) и прекратить вранье и нарушение прав граждан, гарантированных Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 № 323-ФЗ,

3) навести порядок со ставками кардиологов, а если необходимо – то и других врачей-специалистов с таким расчетом, чтобы устранить искусственно созданный дефицит медицинских услуг врачей-специалистов,

4) в ответе мне не цитировать нормативные правовые акты, чем обычно чиновники заполняют свои ответы, поскольку всю юридическую базу я уже изучил, включая, в частности, приказ Минздрава от 15.03.2022 № 168н «Об утверждении порядка проведения диспансерного наблюдения за взрослыми».

Не стоит заниматься демагогией и умышленно путать диспансерное наблюдением с законным правом гражданина прийти на прием к любому врачу-специалисту без преодоления каких-либо препятствий и обременений.

Прошу дать ответ на мою жалобу в срок, предусмотренный законом «О порядке рассмотрения обращений граждан».

Золотоносов Михаил Нафталиевич

19.10.2022

.

Приложение 2

Приложение 3

 

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 г. N 543н “Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению” (с изменениями и дополнениями)

 Приложение. Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению

 

Приложение N 2. Рекомендуемые штатные нормативы поликлиники

Приложение N 2
к 
Положению об организации оказания
первичной медико-санитарной помощи
взрослому населению, утвержденному
приказом Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 15 мая 2012 г. N 543н

Рекомендуемые штатные нормативы
поликлиники
*

С изменениями и дополнениями от:

3 декабря 2019 г.

См. справку о нормах труда

N п/п

Наименование должностей

Количество должностей

1

2

3

1.

Главный врач

1 должность

2.

Заведующий терапевтическим отделением

при числе должностей врачей-терапевтов всех наименований (включая врачей-терапевтов подростковых при отсутствии соответствующего отделения) 6,5 – 9 – вместо 0,5 должности врача; при числе указанных должностей более 9 – сверх этих должностей

3.

Заведующий хирургическим отделением

1 должность:

при числе должностей врачей-хирургов и врачей травматологов-ортопедов (при отсутствии в учреждении должности заведующего травматолого-ортопедическим отделением) 5 – 8 – вместо 0,5 должности врача;

при числе указанных должностей более 8 – сверх этих должностей

4.

Заведующий травматолого-ортопедическим отделением

1 должность на 8 и более врачебных должностей

5.

Заведующий отделением медицинской профилактики

1 должность в штате поликлиники, обслуживающей не менее 25 тыс. взрослого населения, вместо 0,5 должности врача кабинета медицинской профилактики

6.

Заведующий отделением оториноларингологическим, офтальмологическим, неврологическим

1 должность по каждому из отделений указанного профиля при числе должностей врачей соответствующих наименований не менее 3,5 – вместо 0,5 должности врача

7.

Заместитель главного врача по экспертизе временной нетрудоспособности

1 должность – при числе должностей врачей амбулаторного приема не менее 25

8.

Главная медицинская сестра

1 должность

9.

Заведующий кабинетом медицинской статистики

устанавливается в поликлинике с числом должностей врачей амбулаторного приема не менее 40

10.

Заместитель главного врача по медицинской части

устанавливается при числе врачебных должностей (включая должность главного врача) не менее 40

11.

Врач-терапевт участковый

1 должность на 1700 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше

12.

Врач-хирург

0,65 должности на 10 000 человек взрослого населения, прикрепленного к поликлинике

13.

Врач-травматолог-ортопед

1 должность для ведения приема взрослых больных с травмами и заболеваниями костно-мышечной системы на 20 500 взрослого населения;

1 должность на 20 коек в смену травматолого-ортопедического отделения;

1 круглосуточный пост на 100 000 прикрепленного населения для оказания круглосуточной амбулаторной травматологической помощи

14.

Врач-уролог

1 должность на 20 000 человек прикрепленного населения

15.

Врач-оториноларинголог

1 должность на 20 000 человек прикрепленного населения

16.

Врач-офтальмолог

0,6 должности на 10 000 человек прикрепленного населения

17.

Врач-невролог

1 должность на 20 000 человек прикрепленного населения

18.

Врач-кардиолог

1 должность на 20 000 человек прикрепленного населения

19.

Врач-эндокринолог (врач-диабетолог)

1 должность на 20 000 человек прикрепленного населения

20.

Врач-инфекционист

1 должность на 50 000 человек прикрепленного населения

21.

Врач-аллерголог-иммунолог

1 должность на 100 000 взрослого населения

22.

Врач-ревматолог

1 должность на 30 000 человек прикрепленного населения

23.

Врач (фельдшер) кабинета медицинской профилактики

0,5 должности на 5 тыс. взрослого населения*(3)

24.

Заведующий кабинетом медицинской помощи при отказе от курения

1 должность вместо 0,5 должности заведующего кабинетом медицинской профилактики*(4)

25.

Врач клинической лабораторной диагностики

1 должность на 25 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием, и дополнительно 0,25 должности при наличии аллергологического кабинета

26.

Врач-рентгенолог

1 должность на 25 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием

27.

Врач-физиотерапевт

в зависимости от числа должностей врачей амбулаторного приема поликлиники:

от 15 до 30 – 0,5 должности;

свыше 30 до 50 – 1 должность;

свыше 50 – 1 должность и дополнительно 0,5 должности на каждые последующие 25 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием (сверх 50)

28.

Врач по лечебной физкультуре

1 должность на 40 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием, но не менее 1 должности на поликлинику

29.

Врач-методист

1 должность в штате одной из поликлиник города с населением 200 и более тыс. человек

30.

Врач функциональной диагностики

В зависимости от числа должностей врачей амбулаторного приема:

от 20 до 50 – 0,5 должности; свыше 50 – 1 должность

31.

Врач-психотерапевт

1 должность на 25 000 прикрепленного населения

32.

Врач-онколог или врач-специалист, прошедший подготовку по онкологии

1 должность на 500 человек контингента диспансерных онкологических больных

33.

Врач-психиатр-нарколог

1 должность на 30 000 прикрепленного населения

34.

Врач-гастроэнтеролог

1 должность на 50 000 взрослого населения

35.

Врач-колопроктолог

1 должность на 100 000 населения

36.

Врач-эпидемиолог

1 должность в поликлиниках свыше 300 посещений

37.

Медицинская сестра участковая

1,5 должности на каждую должность участкового врача-терапевта

38.

Медицинская сестра

2 должности на каждую должность врача-хирурга, травматолога-ортопеда, врача-эндокринолога (врача-диабетолога);

1 должность на каждую должность врача, ведущего амбулаторный прием;

1 должность в смену на круглосуточный травмпункт при наличии объема работы по наложению гипсовых повязок;

1 должность на каждую должность врача функциональной диагностики

39.

Медицинская сестра отделения (кабинета) медицинской профилактики (для обеспечения доврачебного приема, сбора анамнеза и обеспечения организации динамического наблюдения за лицами с высоким риском хронического неинфекционного заболевания)

0,5 должности на 5 тыс. взрослого населения

40.

Медицинская сестра по физиотерапии

1 должность на 15 тыс. условных физиотерапевтических единиц в год

41.

Инструктор по лечебной физкультуре

1 должность на 25 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием, и дополнительно 0,5 должности при наличии в составе поликлиники травматолого-ортопедического отделения

42.

Лаборант

1 должность на 8 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием

43.

Рентгенолаборант

соответственно должностям врачей-рентгенологов и дополнительно 1 должность при наличии в составе поликлиники травматолого-ортопедического отделения

44.

Медицинская сестра по массажу

1 должность на 10 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием, и дополнительно 0,5 должности при наличии в поликлинике травматолого-ортопедического отделения

45.

Медицинская сестра процедурной

1 должность на 10 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием

46.

Старшая операционная медицинская сестра

устанавливается в штате поликлиники с числом должностей врачей-хирургов и врачей травматологов-ортопедов не менее 4 – вместо 1 должности медицинской сестры

47.

Старшая медицинская сестра регистратуры

устанавливается в поликлинике с числом должностей медицинских регистраторов не менее 8

48.

Старшая медицинская сестра отделения

соответственно должностям заведующих отделениями*(5)

49.

Медицинский регистратор

1,1 должности на 5 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием;

1 должность на архив рентгенкабинета (отделения) поликлиники с числом должностей врачей амбулаторного приема не менее 100;

для ведения карт учета диспансеризации – из расчета 1 должность на 20 тыс. указанных карт

50.

Медицинский статистик

устанавливаются в поликлиниках с числом врачебных должностей (всех):

до 20 – 0,5 должности;

свыше 20 до 40 – 1 должность;

свыше 40 до 60 – 1,5 должности;

свыше 60 – 2 должности*(6)

51.

Помощник эпидемиолога

1 должность в поликлиниках с числом посещений до 300;

1 должность (вместе с врачом-эпидемиологом) в поликлиниках с числом посещений свыше 700

52.

Сестра-хозяйка

1 должность

53.

Санитар

1 должность:

на каждую должность врача-специалиста (хирурга, травматолога-ортопеда, инфекциониста, колопроктолога); на каждые две должности других врачей, ведущих амбулаторный прием; на каждые 4 должности врачей-лаборантов и лаборантов; на каждые 2 должности медицинских сестер по физиотерапии, а при наличии водо-грязе-торфо-озокерито-парафинолечения – на каждую должность медицинской сестры, занятой отпуском указанных процедур; на каждую должность операционной медицинской сестры; на каждую должность медицинской сестры процедурного кабинета, но не более 1 должности на кабинет в смену; на рентгеновский кабинет в смену; на регистратуру в смену

54.

Исключен с 18 февраля 2020 г. – Приказ Минздрава России от 3 декабря 2019 г. N 984Н

См. предыдущую редакцию

55.

Социальный работник

Соответственно должностям врачей-психотерапевтов

 

*(1) Настоящие рекомендуемые штатные нормативы не распространяются на медицинские организации частной системы здравоохранения.

*(2) Исключена с 18 февраля 2020 г. – Приказ Минздрава России от 3 декабря 2019 г. N 984Н

См. предыдущую редакцию

*(3) На 25 тыс. населения предусматривается 2,5 ставки врача кабинета медицинской профилактики, вместо 0,5 ставки врача кабинета медицинской профилактики вводится 1 ставка заведующего отделением медицинской профилактики (таким образом, в поликлинике, обслуживающей 25 тыс. населения, будет отделение медицинской профилактики, состоящее из 2 кабинетов во главе с заведующим отделением).

*(4) На 35 тыс. населения предусматривается 3,5 должности врача кабинета медицинской профилактики, вместо 0,5 должности врача кабинета медицинской профилактики вводится 1 ставка заведующего кабинетом медицинской помощи при отказе от курения (таким образом, в поликлинике, обслуживающей 35 тыс. населения, предусматривается отделение, состоящее из 3 кабинетов медицинской профилактики и 1 кабинета медицинской помощи при отказе от курения).

*(5) В отделениях, в которых должность заведующего вводится вместо 0,5 или 1 должности врача, должность старшей медицинской сестры устанавливается соответственно вместо 0,5 и 1 должности медицинской (участковой медицинской) сестры.

*(6) В поликлинике, имеющей в штате должность врача-методиста, может дополнительно устанавливаться 1 должность медицинского статистика.

https://base.garant.ru/70195856/f52b32b623103013c77c8c319c288f45/