Неправильно просвещенные. Чем грозит родителям закон о контроле над просвещением

Закон о тотальном контроле государства над просвещением, конечно же, будет принят. Несмотря на протесты бесконтрольно просвещенной ранее общественности (петиция на Change.org собрала более 230 тыс. подписей). Но это не только еще одна форма цензуры и очередная липкая нить бюрократической паутины, которая вяжет по рукам и ногам энтузиастов-просветителей, движимых благородным чувством – нести свет знания.

В законе этот порыв (с оговоркой: вне рамок образовательных программ!) холодно определяется как деятельность, «направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». Пока государство на твой порыв не поставит штамп «Одобряю!» – заткни свой фонтан.

Повторюсь: это – про бюрократические и цензурные путы.

Но у этого закона огромный репрессивный потенциал. Причем речь не о наказании лезущих на рожон юрлиц или индивидуальных «просветпринимателей». В законе упоминается, что «просветительскую деятельность вправе осуществлять физические лица», однако нигде не определяется размер аудитории, которую просвещают.

Да-да, я о самой широкой массе просветителей, которая не пойдет ни за какой лицензией, но будет неустанно латать дыры в школьном образовании и говорить правду тогда, когда учитель начнет лукавить или открыто врать, как велят методические указания.

Ответственные родители более чем критически относятся сегодня к гуманитарному циклу. А уж когда вслед за ТВ навешивать идеологические шоры на глаза начнет (уже начала) школа…

Для иллюстрации – один эпизод из моего детства. Четвертый класс, урок истории. Учительница рассказывает об Отечественной войне 1812 года. Деталей, конечно, не помню, но общий пафос урока – мы победили, потому что полководцы были заодно с солдатами («народ и партия – едины»), а у французов командиром был злодей-Наполеон, и куда уж было подневольным воякам тягаться с нашими. Мой друг Ленька, знайка и умник, стал тянуть руку. Учительница привыкла, что глупости он не скажет и подняла с места. «А я читал, что солдаты очень любили Наполеона и называли его “наш маленький капрал”», – сказал Ленька. Сначала повисла пауза, сквозь которую отчетливо видна была растерянность училки, потом она обрушилась на Леньку со стандартным «да как ты смеешь спорить с учителем»… Она была серой и забитой училкой начальных классов, а какой-то 10-летний шкет имел наглость ткнуть ее в ее серость и унизить перед всем классом…

Эта ситуация из начала 60-х очень просто экстраполируется в сегодняшнюю реальность. Авторитет учителя продолжает падать вместе с ростом чиновных надстроек над школой, а ученики уже с рождения успели сделать какой-никакой, но все же глоток свободы. Да еще и современные технологии несутся вскачь – учителя не поспевают, а дети запросто! В общем, учитель практически в клетке, а ученики разве что не дразнят его, как в зоопарке… А то и дразнят.

И вот выходит такой закон. Скажите, неужто не найдется у нас бдительных учителей, которые начнут обнаруживать среди своих учеников неправильно просвещенных – власть ведь именно от них ждет подтверждения актуальности нового закона! В Пензе вон, замдиректора школы, не дожидаясь закона, донос на восьмиклассницу написала на предмет проверки ее на экстремистские призывы.

Впрочем, с малолеток-то какой спрос – они же не сами, их кто-то научил неправильно, «вне рамок образовательных программ»… А откуда еще дети в школу заразу могут принести, если не из семьи?

Берегитесь, родители умников и умниц. Грядет беспросвет…

Владимир Петров