«Новая кожа» в Севкабеле. Мифы тела

В пространстве «Севкабель Порт» открылась выставка двенадцати победителей восьмого всероссийского конкурса NOVA ART для молодых художников. Тема – «Новая кожа. Миф технологического тела» была задана приглашенным куратором Снежаной Кръстевой из музея «Гараж».

Она ссылается на «Манифест киборгов» – статью Донны Харауэй, опубликованную еще в 1985 году. Там говорится о том, что целью киборгов является разрушение границы между человеком, животным и машиной. Чтобы в тело человека, под его кожу могли забраться иные сущности.

Сюжет вполне актуальный и метафизически, и практически. Среди двенадцати победителей – десять девушек и две команды из двух человек (девушка и юноша). Так что с гендерным балансом у конкурса полный порядок, никакой дискриминации. Среди победителей – социолог, филолог, математик, сценограф, керамист, перфомансистка, арт-фотограф и т.д. Они учатся или учились (некоторые преподают) в разных станах мира – от Пекина до Дюссельдорфа. Их интересуют проблемы мигрантов, правомерность показа чучел в зоомузеях, значение старинных материнских обрядов-оберегов, создание электронных сенсоров, как новых органов чувств, проблемы гетеронормативной медицины и поиск глубоководных морских чудовищ.

Художники знают огромное количество умных слов, умело складывают из них фразы и тексты, вызывающие у неофита в священный трепет. Цитировать не буду: здесь контекст важнее текста. Но лауреаты не хотят (или не могут) мыслить образами, которые должны «на раз» зацепить, задержать внимание обычного зрителя. Чтобы «на два» или «на три» он прочитал авторские эссе и посмотрел работу в подробностях. Иначе вся эта деятельность останется на уровне воркшопа или тусовки.

Использование в одном из проектов фарфоровых фигурок животных, созданных по эскизам советских художников-анималистов, только усиливают такое впечатление.

В.Ш.


Теги: