Новые времена. О юбилее и метамодерне

Юбилей значительного поэта и музыканта современности – событие, не отметить которое нельзя. 20 декабря Лёхе Никонову исполнилось 50, а 23 декабря по этому случаю состоялся сольный концерт юбиляра в клубе Place.

В недавнем интервью Никонов провозгласил конец эпохи постмодерна. В этом году окончательно и бесповоротно пришёл метамодерн. Точек зрения на какой-то глобальный вопрос больше не может быть бесконечно много, их теперь всегда две. Ушёл в прошлое постмодернистский гуманизм. И на смену постиронии пришла метаирония – а это уже нисколько не смешно.

22-й год ознаменовался, помимо всего прочего, волной эмиграции. И как же важно, что остаются здесь и с нами такие мощные личности, как Никонов, который в интервью говорит, что, несмотря на весь ужас происходящего, именно здесь и сейчас чувствует себя очень к месту. А это может значить, что далеко не всё потеряно и для нас.

И очень важно, что продолжаются концерты, книги, стихи и песни.

Петербург отметил юбилей поэта в несколько неожиданном Place. Пару-тройку лет назад я был там на дне рождения одного из своих литературных сообществ, Dark Romantic Club. С тех пор Плейс у меня ассоциировался с ламповостью и какой-то утончённостью. Панк-поэзия и прославленный автор с обширной аудиторией – как мне казалось, для других площадок. А вот.

Далее ошарашила фоновая музыка, какая-то инструментальная колыбельная (вроде что-то знакомое, но не смог идентифицировать, стыдно) вместо привычных The Exploited.

Но на этом сюрпризы вроде бы закончились, и стало всё чинно-благородно, по-старому. Случайно прочёл переписку в чьём-то мобильном. Что-то вроде:

– На маргинала и ходят маргиналы.

– В Питере ходят и красивые девушки.

Красоту девушек, как и чью-либо маргинальность, оценивать не стану, а вот демократичность или даже анархичность общей атмосферы – это всегда пожалуйста. Кто-то из зала зачем-то начинает крыть поэта матом, поэт уходит со сцены, обидчик мгновенно трезвеет и бежит просить прощения… Поэт возвращается на сцену и замечает:

– Как посылать меня – так на весь зал, а как просить прощения – так шёпотом.

И песня «Ультиматум» в акустической блюзовой версии уже адресована не только девушке из прошлого, но и незадачливому зрителю.

Что-то такое уже было – и далеко не раз. Это уже, возможно, часть шоу, добавляющая драматизма.

И стихи. О том, как комната кружится, выворачивая свои стены. О стакане, разбитом о голову во имя метамодернизма. И т.д.

И песни в акустической версии. Бесполезные. Плачущие над любовью. Всякие.

И не только свои. Два кавера. Очень старый на «Химеру» и сравнительно недавний (но уже такой родной) – на Наталью Власову. Которую я, например, без Никонова и не вспомнил бы.

Очень много поэзии и эмоций за вечер.

Общение с публикой после концерта. Девушка вручает поэту букет цветов, поэт красиво и со знанием благодарит её именно за такие цветы.

Мы пережили этот непростой год и в самом его конце отметили эту дату.

Впереди новые времена.

 

Святослав Белковский