Лифт – как метро или автобус — такой же вид общественного транспорта, перевозящий ежедневно более одного миллиарда людей. При этом правила проезда в лифте никак не регламентированы, хотя именно там легко заразиться коронавирусом.
Показателен случай, произошедший год назад в Китае, где женщина после поездки в США случайно заразила по меньшей мере 71 человека коронавирусом во время пользования лифтом. Британское издание Evening Standart уточняет, что путешественница была бессимптомным носителем, а о болезни узнала позже, благодаря анализу на антитела. Примечательно, что в этом регионе до ее прибытия в течение восьми дней не было зарегистрировано ни одного нового случая заболевания коронавирусом.
Поэтому следует серьезно относиться к лифтам – по всему миру 12 миллионов таких подъемников перемещают более миллиарда человек ежедневно. В России сейчас эксплуатируется порядка 500 тысяч лифтов, ежедневно они перевозят 90 млн человек. Несмотря на то, что поездки короткие и обычно занимают меньше минуты, вирус, оказавшийся в замкнутом пространстве лифта, может легко передаться здоровому человеку.
К каждому лифту лифтера не поставить, поэтому меры безопасности должны определять сами пассажиры. Им нужно одновременно соблюдать осторожность, но не забывать об элементарной вежливости. Правила нового лифтового этикета эпохи COVID-19 а просты: никакого смол-тока, носить маскк и не держать дверь для опаздывающего пассажиру.
«Пандемия изменила многие общепринятые правила этикета, в том числе в части пользования лифтами, — замечает эксперт по этикету Анна Дыяк. — Социально ответственный и вежливый человек обязательно наденет маску, если в лифте находится кто-то посторонний, а нормальный человек отнесется адекватно и к просьбе другого пассажира ее надеть. При этом просьба придержать дверь лифта сегодня звучит невежливо».
«Ждать лифт следует в очереди, с расстоянием не менее полутора метров между пассажирами. Войдя в лифт, лучше всего расположиться в шахматном порядке, чтобы между людьми было как можно больше свободного места. Не надо тянуться к панели управления, чтобы назвать свой этаж: пассажир рядом с кнопками нажмет их для всех», — перечисляет основные правила нового лифтового этикета генеральный директор KONE Россия Кеннет Линдгрен.
Раньше считалось вежливым подождать бегущего к лифту человека, а если в кабине не хватало места, то пассажиры двигались поближе друг к другу. Но сегодня вы вправе попросить нового пассажира подождать следующего лифта, считает эксперт по практическому этикету Татьяна Баранова.
«В такой ситуации вместо того, чтобы жать на кнопку закрытия дверей или громогласных объявлений «Я поеду только в одиночестве! Вам со мной нельзя!», лучше придержать двери и корректно объяснить человеку свою позицию: «Из соображений нашей общей безопасности, я хотел бы поехать в лифте один/одна. Надеюсь на понимание, — говорит эксперт. — Не стоит стараться втиснуться в кабину лифта, где и так уже много пассажиров, — лучше вызвать следующий. Безусловно, иногда мы торопимся, но здоровье важнее».
Новый этикет требует, видя, что в лифте уже есть пассажиры, спросить у них, не против ли они, что вы к ним присоединитесь, говорят эксперты. И воспринимать их возможный отказ заботой о здоровье, а не мизантропией.
В общественном транспорте требуется ношение маски, это ограничение должно распространиться и на лифты. Если с вами едут попутчики, носить маску – обязательно. А поворачиваться к ним спиной – невежливо, дополняет Анна Фокина, специалист по этикету и протоколу.
Частью нового антивирусного этикета в лифтах должен стать отказ от разговоров, в том числе и по телефону. Лифт — не то пространство, где можно стоять вдалеке от людей. Если у человека признаки недомогания или ОРВИ, ему, конечно, не стоит пользоваться лифтом. Даже если он ехал один, вирусы могут сохраниться в пространстве кабины, если лифт не оборудован средствами очистки воздуха и антибактериальными покрытиями. Что делать? Пользоваться лестницей, а если это невозможно, то совершать поездку в одиночестве, обязательно надев маску.
Георгий Карчик