О коллективной вине и коллективной гордости

Я не чувствую никакой «коллективной вины» так же, как и «коллективной гордости». Не способна на это. Допускаю и понимаю, что человек может гордиться какими-то собственными достижениями («ай, да Пушкин!..), но у меня и с этим не сложилось, ничего я такого, достойного, не достигла сама. А как можно гордиться победами или, например, литературой на том основании, что они «наши», я вообще не понимаю.

Ну да, мой дед сражался, был орденами награждён – но при чём тут я? И Толстой с Достоевским – не я, совсем другие люди. У меня ровно столько же оснований гордиться Шекспиром – никаких, то есть.

Эти «коллективные чувства» – разные стороны одной медали. Где «мы великие, героические и справедливые», там обязательно – «они – конченые уроды». Не способные и не желающие ни к какой общности присоединяться, автоматически заталкиваются «великими героями» в лагерь «уродов». Но и не это самое печальное.

Ну вот вы нашли коллективно виноватых. Не просто отделили «их» от «себя», а действительно доказали, что война стала следствием их образа жизни, их отношения к происходящему в стране и за её пределами. Что дальше? Вы сможете их всех, как общность, покарать за это? Нет. Но допустим, что сможете сделать их жизнь впредь невыносимой. Чтобы они страдали, пытаясь выживать. И что это даст?

Раскаяния точно не будет: неосознанное наказание вызывает только злобу. Они при этом не вымрут, а будут рожать и растить в этой злобе без будущего детей. Потом ваши дети встретятся с их детьми. Догадываетесь, что не за дружеским столом?

Меня не интересует «коллективная вина», потому что для меня важнее – что делать?

Марина Шаповалова

На заставке: Иероним Босх. Семь смертных грехов. Гордыня