В советское время 1 Мая, День международной солидарности трудящихся, визуализировался на открытках посредством изображений радостных семей (муж, жена, ребенок), радостных пар (мужчина + женщина) и радостных детей. Фоном обычно выступали красные знамена, транспаранты, обязательным компонентом были цветы.
Особенно характерны четыре из публикуемых десяти открыток 1954 – 1962 годов:
во-первых, работа художника Е.Гундобина «Поздравляю с праздником!» (1956), изображающая счастливых молодых родителей (отец держит на руках малыша в матросском костюмчике);
во-вторых, работа художника А.Горпенко «С праздником!» (1960), показывающая семью (муж, жена, две девочки, старик-отец) во время демонстрации на Красной площади;
в-третьих, открытка, созданная художником М.Гордоном (1955), на которой изображены мужчина и женщина на фоне транспарантов «Мир – это счастье» и «Да здравствует 1 Мая!»;
в-четвертых, открытка художника С.Адрианова (1955) с такой же смешанной парой, но школьного возраста и надписью «Поздравляем с праздником 1 Мая!».
Интегральным смыслом всех этих листков весеннего праздничного гербария, простейших по своим сюжетам, было счастье. Причем счастье чистое и потому настоящее, поскольку оно не вызвано ничем конкретным, никаким иным событием кроме как наступлением определенной даты – 1 мая.
Сразу вспоминается знаменитый эпизод первомайской демонстрации, гениально снятый Маргаритой Пилихиной ручной камерой для фильма Марлена Хуциева 1961 года «Застава Ильича».
Но почему 1 мая вдруг должна была возникать радость и ощущение счастья?
Это одна из неразрешимых загадок загадочной советской жизни.
Михаил Золотоносов