Охтинский мыс спасал ленинградцев в годы Блокады

80 лет назад – 18 января 1943 года – было прорвано кольцо ленинградской блокады. В нашем городе много мест, которые напоминают о блокадных событиях. Это, в том числе, и Охтинский мыс – здесь строили баржи для дороги жизни и тральщики для борьбы с немецкими минами.

В последние годы внимание петербуржцев приковано к проблеме с охраной археологических памятников Охтинского мыса. Но здесь были не только крепости Ландскрона и Ниеншанц. Как можно забыть о той роли, которую сыграл в дни блокады находившийся здесь «Петрозавод».

.

Тендеры для дороги жизни

Основная связь блокадного Ленинграда с «большой землей» осуществлялась через Ладожское озеро. Дорога жизни функционировала не только как ледовый путь зимой, но и летом. Организация «водного моста» потребовала большого количества барж-тендеров. Тендер – простая самоходная баржа, предназначенная для перевозки людей и грузов. Сколько жизней спасли эти небольшие суда!

«Петрозавод» получил задание спроектировать тендеры 7 мая 1942 г.  Сделать это надо было за считанные дни.

Б.В. Плисов, старший строитель тральщиков на «Петрозаводе», вспоминает:

«Нас обязывали построить к 1-10 июня 1942 г. 50 самоходных тендеров и плашкоутов, причем 20 – заново, а для остальных использовать несамоходные плашкоуты, сооруженные по инициативе НТК НК ВМФ осенью 1941 г.[…] Строить тендеры поручили нескольким предприятиям. О задании на Петрозаводе узнали 7 мая. Петрозавод являлся головным. Это означало, что мы обязаны были в несколько дней выпустить чертежи и для других заводов. До 10 июня нам нужно было построить 15 самоходных тендеров, т. е. сдавать по одному каждые два дня! Такие сроки в мирное время считались нереальными.

[…] Все, кто строил тендеры, не уходили из цехов по 12-14 часов. На стапели пришли и добровольно стали работать многие инженеры, служащие. Труд корпусников – тяжелый труд, но на стапелях были заняты и женщины, заменившие ушедших на фронт мужчин. Немногочисленные квалифицированные рабочие, оставшиеся на заводе, возглавили бригады, в состав которых вошли и команды тендеров – военные моряки.

[…] Первые два тендера Петрозавода и самоходные плашкоуты “Судомеха” проходили испытания на Большой Невке 27 мая в присутствии адмирала В. Ф. Трибуца и членов Военного совета КБФ.

1 июня 1942 г. два тендера Петрозавода и один самоходный плашкоут, построенный на “Судомехе”, были продемонстрированы членам Военного совета фронта. Головной тендер пришвартовался к пирсу вблизи Смольного. На борт судна поднялись А.А. Жданов, А.А. Кузнецов, Я.Ф. Капустин, Н.В. Соловьев и другие товарищи. Они осмотрели катер, задали много вопросов, касавшихся его эксплуатационных качеств, прежде всего, грузовместимости. Я ответил, что каждый тендер мог за рейс перевезти 15 т продуктов, что по нормам того времени равнялось 12-14 тыс. продовольственных пайков. А.А. Жданов расспрашивал о скорости хода тендера, количестве вероятных рейсов в сутки, балльности моря, при которой судно способно продолжать безопасные рейсы. Он обратил внимание на малую уязвимость тендера при налетах вражеской авиации – из-за его небольших размеров, что создавало значительные преимущества при эвакуации населения».

  • Тендер

По данным Плисова, в 1942 г. тендеры и плашкоуты сделали 13 177 рейсов, перевезли 246 836 человек  (43% всех эвакуированных) и 101 294 тонн грузов, в основном продовольственных. И это при неблагоприятных метеоусловиях. Ни один тендер не был уничтожен вражеской авиацией.

Но тендеры были нужны не только для эвакуации населения и доставки продовольствия.  Они принимали участие в военных операциях. Вместительные суда с небольшой осадкой были незаменимы на Ладожском озере. Они могли вплотную подходить к берегу, поэтому их использовали при проведении десантных операций.

«”Товарищ тендер”, – ласково и уважительно называли моряки Ладожской военной флотилии наши кораблики – тендеры и плашкоуты.» (Б.В.Плисов).

После прорыва блокады 30 тендеров перебросили на Черное море, где они в составе Азовской флотилии участвовали в битве за Керчь. Помогли тендеры и в транспортировке войск в Тарту через Псковское озеро, а после войны долгое время использовались как вспомогательные плавучие средства.

.

Тральщики для Балтики

В годы войны «Петрозавод» ремонтировал крейсеры, эсминцы и подводные лодки. Задачей «Петрозавода» было  также строительство тральщиков. Задача тральщиков – поиск  и уничтожение морских мин и проводка кораблей через минные заграждения. Без тральщиков действия флота на море были  бы невозможны – первые минные постановки на Балтике немцы произвели еще до начала военных действий в ночь на 21 июня 1941 года.

Первым военным поручением  «Петрозаводу» была достройка эскадренного тральщика  «Владимир Полухин». Этот тип тральщика был разработан в 30-е годы и предназначался  для обеспечения действий эскадр надводных кораблей.  Он имел паротурбинные установки, которые обеспечивали высокую скорость судна.К началу Великой Отечественной войны на различных стадиях постройки находилось 20 тральщиков этого типа.

В.Д. Мацкевич, главный строитель головного эскадренного тральщика “Владимир Полухин” на Петрозаводе, вспоминает:

«Чтобы выполнить решение Военного совета фронта и завершить достройку корабля, коллектив переключился на круглосуточную работу. Монтажники не покидали завод по три-четыре дня подряд, лишь урывая немного времени для отдыха.

Обстановка в Ленинграде ухудшилась. Возникли серьезные перебои с электроэнергией, усилились обстрелы, налеты гитлеровской авиации на город. Несколько бомб взорвалось на территории завода. Одна из них потопила баржу с оборудованием, стоявшую рядом с кораблем. В его корпусе появились пробоины.

Следовало замаскировать достраивавшийся тральщик. Срезали мачты, натянули маскировочную сеть. Без изящных мачт, украшавших корабль, он стал выглядеть уродливо, но так было безопаснее и для него, и для людей, не прекращавших работу даже во время бомбежек.

[…]  Зима 1941/42 г. была, как известно, очень лютой. Судовые помещения плохо держали тепло. Мы засыпали опилками, обшили досками палубу и борта корабля. В такой “шубе” он и противостоял, морозам, работы велись в три смены даже в самые жестокие холода.

[…]  И вот волнующий момент: машины дали первые обороты! Напряженные усилия создателей турбин – тружеников Невского завода им. В.И. Ленина – и наши, судостроителей, увенчались успехом! Все почувствовали прилив новых сил. Каждый думал об одном: быстрее завершить достройку, чтобы орудия “Владимира Полухина” могли громить ненавистного врага.

[…] Опыт достройки и сдачи “Владимира Полухина” был первой пробой сил коллектива Петрозавода в условиях блокады. Под частыми бомбежками и артобстрелами рабочие, инженеры и техники, получавшие полуголодный продовольственный паек, преодолевая нечеловеческие трудности, создали сложный образец новой боевой техники. Вслед за тем достроили и второй корабль того же типа – “Василий Громов”».

  • Эскадренный тральщик «Владимир Полухин»

Для борьбы с немецкими минами на мелководных акваториях Балтики возникла потребность создания малого тральщика. В 1943 году на «Петрозаводе» стал их производить. Первый малый тральщик МТ-1 (проект 253-Л) заложили 8 августа 1943. С этого времени в производстве постоянно находилось от 4 до 8 кораблей этого типа

Но строительством судов деятельность «Петрозавода»  в дни блокады не ограничивалась.

По воспоминаниям заместителя начальника древообрабатывающего цеха М.М. Роговского, «Петрозавод» получил задание организовать выпуск авиационных бомб и корпусов противопехотных мин:

«Все тут было новым для судостроителей – и сама продукция, и технология, и оснастка. Но петрозаводцы в считанные дни разработали и изготовили более 180 типов режущих и измерительных инструментов, приспособлений.

 […] Уже в августе предприятие дало корпусов мин и авиабомб больше, чем намечалось в задании. И это в условиях, когда ушедших на фронт кадровых специалистов заменили женщины и подростки!»

  • 1944 г. Ленинград. Завод № 370. Савельева- стахановка. (Вр 1172 ЦГАКФФД СПб)

  • 1944 г. Ленинград. Завод № 370. Цветков-стахановец.  (Вр 1173 ЦГАКФФД СПб)

 .

Дуб Петра погиб во время бомбежки

Другой задачей «Петрозавода» было сооружение внутренней линии обороны. В районе Новочеркасского проспекта силами рабочих был вырыт противотанковый ров длинной 6 км и созданы две линии укреплений, оснащенных огневыми точками.

В Центральном государственном архиве историко-политических документов Санкт-Петербурга имеются свидетельства, что на «Петрозаводе» выпускали также детали для пушек и танков КВ, полупонтоны, сани для пулеметов и пехотные лопаты. По данным архива, к  началу 1944 года « Петрозавод » выпустил 76 600 пехотных  мин МШ-50, 1512 мин для минометов М-82, 2000 фугасных авиабомб , 1020 зажигательных авиационных бомбЗАБ-2.5, 92 237 гранат

Территория «Петрозавода» постоянно подвергалась бомбардировкам.

«К концу ноября 1941 г. на заводе осталось менее 300 рабочих и служащих. Большой ущерб наносили вражеские бомбардировки. Так, в один из вечеров конца октября на территорию предприятия упало четыре фугасных и 185 зажигательных бомб. Были разрушены или сгорели литейный, монтажный и транспортный цехи. Пострадал и уникальный исторический уголок завода рядом с транспортным цехом. Здесь на невысоком холме, за оградой из шести стволов старинных пушек, рос могучий дуб. По преданию, его посадил Петр I в 1703 г. – в память о победе русских войск над гарнизоном шведской крепости Ниеншанц. Ведь на месте этой крепости, там, где река Большая Охта впадает в Неву, и стоит больше двух с половиной веков Петрозавод. В тот вечер вместе с цехами сгорел и петровский дуб». (М.М.Роговский)

Иногда на бомбардировки удавалось ответить. В начале 1942 года, еще находясь у причала Петрозавода, тральщик “Владимир Полухин” открыл огонь по немецким самолетам, вступив в бой раньше, чем сошел на воду.

Память о блокаде берегли на «Петрозоводе». По свидетельствам сотрудников у проходной завода был установлен памятник:

«В канун 20-летия нашей Победы над фашизмом неподалеку от проходной Петрозавода установили памятную стелу из красного гранита. Надписи на камне – как незаживающая рана: это имена тех, кто в годы Великой Отечественной войны отдал Родине самое дорогое- жизнь. Вблизи от стелы в небольшом скверике, внутри ограды из шести старинных пушечных стволов, был посажен дуб – могучий символ торжествующей жизни». (М. М. Роговский)

  • 1970 г. Авт. Смольский С.С. Молодой дуб за чугунной оградой на территории ленинградского Петрозавода, посаженный вместо старого дуба, который, по преданию, посадил Петр Первый. ( Бр 61240 ЦГАКФФД СПб)

Стела была  выполнена  из корабельного металла. Ее дополняла  гранитная плита с высеченными  словами: «Вечная слава героям-петрозаводцам, отдавшим свои жизни за честь, свободу и независимость нашей родины в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., в тяжелые годы блокады Ленинграда. Пусть светлая память живет в наших сердцах, сердцах наших потомков».

Памятная стела была разрушена в 2007 году. Она помешала строителям «Охта-центра». Попытки петербуржцев  сохранить стелу ни к чему не привели, т.к. она « не имела историко-культурного значения». Что же останется потомкам в напоминание о тех трагических и героических днях, о  самопожертвовании инженеров и рабочих «Петрозавода»?

Мы не устанем повторять, что Охтинский мыс является настоящей летописью нашей истории от древнейших времен до современности. То, что здесь, возможно,  вместо комплекса исторических памятников появятся здания бизнес-центра золотого цвета –трагическая аллегория процессов, происходящих в обществе и во власти.

Екатерина Чиркова, Тамара Жеглова

 

На заставке: 16.04.1945 г. авт. В. Федосеев. Ленинград. Коллектив Петрозавода для одного из ведущих цехов своего предприятия построил пятитонный мостовой кран. На снимке: слесари-сборщики производят сборку механизмов мостового крана. (Ар 21155 ЦГАКФФД СПб)