От трансгендерной собаки Довлатова до Виктора Цоя

Какие памятники поставили в Петербурге за последние три года. Часть вторая

Аналитический обзор памятников, памятных знаков и декоративных объектов, установленных в 2019 – 2021 годах в Санкт-Петербурге (с двумя исключениями для Ленинградской области).

О памятниках, поставленных в 2019 году, – в первой части обзора.

 2020 год

 

 

13) Памятник врачам, погибшим во время Великой Отечественной войны.

Открыт 9 мая  2020 г. Установлен на территории Педиатрического медицинского университета (Литовская ул., 2), на центральной аллее перед хирургическим корпусом.    

 Героико-патриотическая символика, опирающаяся на военные подвиги.

Незамысловатая конструкция из полированного гранита, вероятно, сделанная в камнерезной мастерской при кладбище. Это то внедрение кладбищенского стиля, которое давно отметила зам. директора музея городской скульптуры Н.Н.Ефремова: «<…> Можно наблюдать распространение приемов, свойственных кладбищенскому стилю. Иногда я узнаю руку мастерской, которая рубит современные надгробия. Этот стиль и почерк превращают город в некрополь» (Санкт-Петербургские ведомости. 2003. 21 января).

На лицевой стороне надпись: «1941 – 1945. Студентам и аспирантам, рабочим и служащим, врачам и медсестрам, санитаркам и нянечкам, профессорам и преподавателям Ленинградского педиатрического медицинского института, отдавшим свои жизни, защищая Родину в Великой Отечественной войне от благодарных потомков. 9 мая 2020 год».

 

14) Памятник самоизоляции. Открыт в мае 2020 г. Был установлен на Амурской ул., у входа в Пискаревский парк, 7 мая 2020 г. перенесен на ул. Верности.  

«Комитет по благоустройству вынужден был демонтировать конструкцию из-за ее неустойчивости и опасности для окружающих. Однако многим жителям так понравился необычный арт-объект, что они высказались за его сохранение. Комблаг передал символ самоизоляции администрации Калининского района. Сегодня (7 мая 2020 г. – М.З.) конструкцию установили на улице Верности. Она может стать первым арт-обьектом в этой зоне отдыха» (см тут).

На ул. Верности объект сразу стал устойчивым и для окружающих неопасным.

15) Бюсты десантников 6-й роты 104-го парашютно-десантного полка 76-й Псковской воздушно-десантной дивизии: Жукова С.В. (1980 – 2000), Тимошинина К.В. (1976 – 2000), Хворостухина И.С. (1980 – 2000), Щемлева Д.С. (1976 – 2000).

Открыты 1 августа 2020 г. Установлены в Парке боевого братства (севернее пересечения ул. Джона Рида и ул. Бадаева). Высота бюстов 80 см, высота постаментов 170 см.

О Парке боевого братства я писал в феврале 2020 г. (Трудно быть парком. Даже боевого братства – см. тут).

Напомню, что помимо воли своих создателей, сохраняющих память о боевом братстве, парк формируется как мемориал проигранным СССР/Россией войнам. Во всяком случае, все рассуждения о героизме не могут затушевать очевидные факты.

12 сентября 2014 г. на территории парка – точнее, на том огрызке, который остался после строительства бассейна – был открыт памятник с элементами круглой скульптуры, посвященный 25-летию вывода войск из Афганистана. Авторский коллектив – скульпторы А.Ф. и В.А.Маначинские (отец и сын).

Поскольку война в Афганистане Советским Союзом была проиграна, у солдат/офицеров суровый и подавленный вид отступающих. Победители с таким видом не уходят, победа была, когда советский спецназ захватил дворец Амина 27 декабря 1979 г. (операция «Шторм-333»), а то, что началось потом, победоносной войной никак назвать нельзя.

7 ноября 2015 г. в парке был открыт памятник воинам шестой роты 2-го батальона 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76-й Псковской дивизии ВДВ, о котором я писал в годовом обзоре в октябре 2016 г. Авторы проекта – архитектор Н.Тарасова и ее муж скульптор Н.Гордиевский. Решение чисто архитектурное, включает эмблему ВДВ – раскрытый парашют и девиз «Никто кроме нас».

Это уже «чеченская тема»: с 29 февраля по 1 марта 2000 г.  на высоте 776 под чеченским селением Улус-Керт приняла бой 6-я рота 104-го гвардейского парашютно-десантного полка. Из 90 десантников погибли 84, в том числе 13 офицеров. 15 погибших похоронены в Петербурге и Ленинградской области.

Установка второго памятника никак не была скоординирована с уже установленным первым мемориальным объектом – ведь планировки парка, незаметно ставшего мемориально-патриотическим, не было. Не говоря уже о том, что оба объекта выполнены в разной стилистике, их размещение на территории, т.е. взаимное расположение, свидетельствуют только об одном: места, занимаемые ими, осмысленно не выбирались. Просто сперва поставили один, потом невдалеке от него второй…

А после установки памятника воинам шестой роты парк приобрел идеологический смысл и официально: постановлением правительства Санкт-Петербурга № 1255 от 28.12.2016 парку присвоили название Парк боевого братства. Афганистан, Чечня…

Четыре персональных бюста десантников установлены, как говорит молва, по указанию президента. Формально инициатором является Фонд поддержки семей погибших и пострадавших в вооруженных конфликтах и уволенных в запас военнослужащих «Памяти 6-й роты».

 

16) Памятник Виктору Цою.

Открыт 14 августа 2020 г. (накануне 30-летия гибели). Установлен в сквере на пересечении пр. Ветеранов и ул. Танкиста Хрустицкого. Скульптор Матвей Макушкин. Высота 400 см.

Надпись на постаменте: «…Есть чем платить, но я не хочу победы любой ценой…» (цитата из песни «Группа крови»). Ниже пожелание «Удачи!» и подпись артиста.

Объект, целиком относящийся к подростковой культуре.

Виктор Робертович Цой (1962 – 1990), рок-певец, солист группы «Кино», культовая фигура молодежной субкультуры 1980 – 1990-х гг. и один из символов современного масскульта, предназначенного для юношеского возраста. Существовавший, как и все рок-музыканты, внутри подпольной, неофициальной культуры, в середине 1980-х выходит на поверхность. Имидж заимствовал из фильмов с участием Брюса Ли, которые уже можно было смотреть с помощью видеомагнитофона.

Популярность Цоя достигла апогея в 1988 г. после выхода фильма «Игла» и появления альбома «Группа крови» (1986 – 1988). Незамысловатые тексты песен Цоя (дилетантские верлибры) основаны на романтическом противостоянии его лирического героя «чужому» миру, занятому и освоенному благополучными людьми, на презрении к мещанскому уюту, на ощущении себя «лишним» там, где комфортно обитает духовно примитивное большинство: «Меня ждет на улице дождь. / Их ждет дома обед. / Закрой за мной дверь, я ухожу» (Цой В.Р. Звезда по имени Солнце: Стихи, песни, воспоминания. М., 2000. С. 218; песня «Закрой за мной дверь, я ухожу» из альбома «Группа крови»). «Теплое место, но улицы ждут отпечатков наших ног. / Звездная пыль на сапогах» (Там же. С. 219). «Но высокая в небе звезда зовет меня в путь» (Там же).

Естественно, что такие настроения находят живой отклик в пубертатный период, когда нонконформизм неосознан и «физиологичен», и хочется искать неизвестно чего. Именно на этом основан феномен культа Цоя.

История создания памятника восходит к 2008 г. «Как стало известно, родные и близкие легендарного рок-музыканта <…> обратились с просьбой о памятнике к губернатору <…>. Инициативная группа предлагает установить его возле петербургского СКК, где в 80-х годах проходили самые яркие концерты Цоя. Как точно будет выглядеть памятник, пока не известно, но предполагается, что он будет сделан со знаменитой фотографии Юрия Чашкина» (Памятник Виктору Цою // Петербургский дневник. 2008. 12 мая. С. 17). Конкурс был объявлен в апреле 2009 г., из 34-х работ выбрали 11 лучших. Ожидалось, что памятник появится в 2011 г.

К художественному творчеству в области декоративно-монументального искусства памятник отношения не имеет и иметь не может, поскольку это просто 3D изображение, а оригинал – знаменитая фотография Юрия Чашкина, т.е. памятник – это, по существу, работа 3D-принтера. Образ здесь чужой, не скульптора Матвея Макушкина. В свою очередь, на той фотографии был изображен Цой, который сам заимствовал имидж из фильмов с участием Брюса Ли.

В одной из статей я предлагал, чтобы не было так уныло-тривиально, поставить полукругом все 11 лучших статуй Цоя. На том месте, которое выбрано для объекта, смотрелся бы такой скульптурный ансамбль оригинально, а поклонники выбирали бы тот вариант, который больше всего им нравится. Ведь Цоя и должно быть много.

2021 год

17) «Печальный ангел» (памятник врачам и медсестрам, погибшим во время пандемии коронавируса). 

Открыт 4 марта 2021 г.  Установлен на наб. р. Карповки, на пересечении с Петропавловской ул, напротив Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. И.П.Павлова. Скульптор Роман Шустров (1959 – 2020).

  • Фотография взята со страницы  в Фейсбуке Аллы Линецкой (см. на сайте)

Ср. с № 7. (о нем в первой части обзора – см. тут, фото ниже). Изначально стихийный мемориал в память медиков, погибших во время пандемии, появился на Малой Садовой ул. в апреле 2020 г. К 13 сентября 2020 г., когда мемориал демонтировали, на временном строительном заборе насчитывалось 116 табличек с фотографиями и именами.

  • Для сравнения – №7.  “Ангел” в Любашинском саду

Инициатива превращения скульптуры Р.Шустрова в памятник принадлежала кураторам «стены плача» на М.Садовой – Ирине Масловой и Галине Артеменко.

Галина Артеменко откликнулась на мою просьбу и прислала свой комментарий.

«Появилась Стена 27 апреля 2021 года. Первые 8 табличек. Причем фото были только двух врачей, остальные только имена с условными изображениями ангелов. К 13 сентября демонтировали Стену по договоренности с городскими властями, так как снимали забор вокруг Дома Радио – завершился ремонт его фасадов. Уже к этому времени я договорилась с Музеем политической истории, чтобы все артефакты Стены были переданы туда. И также уже была договоренность с Иваном Громовым – главой администрации Петроградского района и вице-губернатором Александром Бельским, в чем была неоценимой помощь Бориса Вишневского, – что на скамье у Первого Меда им. Павлова появится ангел по модели Романа Шустрова, автора ангелов в Измайловском и Любашинском саду, известного художника, погибшего от ковида 14 мая 2020 года в Мариинской больнице. До этого 25 апреля тоже от ковида погиб его старший брат актер-мим Александр Шустров в Александровской больнице.

Памятник «Печальному ангелу» открывали три раза. Губернатор, побежавший впереди всех, 3 марта. Потом главврачи и комздрав рано утром 4 марта и 4 марта в полдень мы все, как и было задумано изначально.  Недалеко от памятника посажено дерево – плакучая лиственница в память о Романе и его вдове Марии, что дорабатывала модель для бронзовой отливки. Маша покончила с собой 26 апреля 2021 года, как раз накануне годовщины создания Стены. Я тогда пригласила скрипача играть у Ангела. И так получилось, что он играл не только в год Стены, но и в память о Маше. На следующий год я тоже найду скрипача, чтобы, пока я тут, скрипка звучала.

Около Ангела есть табличка с куар кодом, если навести на нее камеру, то вся Стена памяти со всеми фото и именами предстанет. Там были и медики из Ленобласти и некоторых других регионов. Памятные таблички в медучреждегиях появились во многом благодаря Стене, чтобы помнили. Важно, что там не только врачи а все погибшие – вплоть до регистраторов и вахтера».

 

18) Памятник Александру III.

Открыт 5 июня 2021 г. Установлен во дворе Арсенального каре Большого Гатчинского дворца (Гатчина, Дворцовая пл., 1). Скульптор Владимир Бродарский.

За основу этого объекта взят первоначальный проект памятника Александру III работы П.П.Трубецкого (1900), впервые опубликованный в книге «Забытая Россия: Проекты памятников и монументальная скульптура XVIII – начала ХХ века. СПб., 2006. С. 75; статуэтка, бронза, 20,5 х 20 х 21). Поскольку условием участия в конкурсе (1 июня – 1 сентября 2018 г.) было объявлено, что проект памятник должен быть создан на основе эскизов монумента императору Александру III работы Паоло Трубецкого. Конкурс был объявлен РИО совместно с РВИО.

Вообще судя по известным проектам, скульптор Трубецкой проявил себя как зрелый концептуалист и, работая над монументом, явно держал в кармане жирную фигу. Первоначальный его проект представлял собой какую-то странную бесформенную кучу (земли?), полупещеру, в которую поставлено кресло с сидящим на нем царем. Другой проект представлял собой обрывистый утес, на краю которого стоит конь: еще один шаг, и всадник упадет с обрыва (известен карандашный рисунок 22,3 х 35,3). Россия находится на краю пропасти и никуда не может двинуться, только назад, любое движение вперед для нее смертельно… Отношение к контрреформам Александра III прочитывалось без труда.

«Памятник, поставленный на Знаменской влощади, не понравился даже членам царской семьи. Трубецкой впал в немилость <…> Памятник не понравился и художникам, находили, что лошадь вылеплена безграмотно, с большими анатомическими ошибками. Один лишь Репин восторгался памятником <…> Публика первое время тоже с негодованием говорила о лошади и ее хвосте, утверждая, что это не лошадь, а бегемот. Однако постепенно все стали привыкать к памятнику <…> В особенности поднялась популярность памятника, когда распространился слух о том, что Трубецкой вложил в эту работу особенную идею и что памятник является символом России при Александре III: Россия, придавленная тяжестью одного из реакционнейших царей, пятится назад» (Гинцбург И.Я. Паоло Трубецкой // Скульптор Илья Гинцбург. Воспоминания, статьи, письма. Л., 1964. С. 169 – 170).

Естественно, что упорные контрреформаторские усилия нынешнего режима нуждаются в идеологической опоре, и она давно была найдена в контрреформах Александра III. Соответственно было решено поставить памятник этому царю, а так как, видимо, надежды на креатив не было никакой, за основу решили взять отвергнутый проект Трубецкого, не поняв при этом его ядовитого подтекста, его метафорического смысла: на бесформенной куче земли, которую сгребли со всех сторон под российскую корону, которая образовалась в результате безудержной территориальной экспансии, остановленной только границами континента, восседает «Хозяин Земли Русской», мужик необъятной ширины, как и сама страна. Надо было вообще ничего не соображать, чтобы эту 3D-карикатуру превратить в памятник и торжественно открыть.

Победитель был выбран жюри 15 мая 2019 г.

Забавный эпизод сопровождал открытие. Накануне оказалось, что орден Андрея Первозванного вместо восьми лучей имеет шесть (!), а это уже политический скандал. Будто бы к открытию орден  экстренно привели к нормативному количеству лучей, однако на фотографии, которую я сделал 2 октября 2021 г., орден имеет только семь лучей. Восьмого не видно! Видимо, до восьми считать не умеют…

Ядовитый, недоступный функционерам РИО и РВИО смысл, имеет и выбранное ими же место установки. Как известно, в 1881 г., после убийства Александра II народовольцем Игнатием Гриневицким, Александр III избрал Гатчину своим местопребыванием. Укрывшись во дворце за оградой сотен штыков и стеной жандармов, он трусливо прозябал в комнатах, напиваясь в компании своего главного телохранителя, генерала Черевина. От алкоголизма и умер. «Гатчинский пленник» – так иронически называли тогда за границей Александра III. К. Маркс и Ф. Энгельс назвали его «военнопленным революции».

Поэтому памятник этому «пленнику» именно в Гатчинском дворце выглядит весьма двусмысленно.

19) «Космонавт на гидрофойле».

Установлен возле главного здания Политехнического института 9 июля 2021 г. Автор – Ирина Иванова.

Декоративный объект. Гидрофойл – доска для серфинга с подводными крыльями и мачтой, главное преимущество которого состоит в том, что он расширяет возможности катания по воде. Какое этот гаджет имеет отношение к космонавту – непонятно, но название красивое.

 

20) «Сам справлюсь» (настенная композиция).

Открыта 24 июля 2021 г., уничтожена коммунальными службами через два дня. Была установлена на стене дома 34 по Малому пр. В.О. Автор – художник Алексей Грибель.

Композиция на тему разрушающихся петербургских домов.

А.Грибель: «Сегодня эпидемия самолечения домов распространилась на Васильевский остров. Постепенно все начинают понимать, что помощи отдельным слоям застроек ждать неоткуда, и все будут просто смотреть, как они рассыпаются, моля о помощи. В ответ на это отдельные дома отращивают руки и сами справляются с решением коммунальных задач в насмешку над теми, кто должен о них заботиться».

Фотографии и текст взяты со страницы в Фейсбуке Лены Паштинавы (запись от 24 июля 2021 г.).

 

21) «Одуванчик».

Открыт 4 сентября 2021 г. Установлен на Пионерской пл. Скульптор Григорий Потоцкий.

Типичный образец антихудожественного монументального мусора, которым навязчивые дарители заполняют города по всему миру. Каким образом им удается внедрять подобные никчемные подарки, заведомо лишенные красоты и смысла, в городскую среду, остается загадкой.

Григорий Потоцкий, глава «Международной академии доброты», «подчеркнул, что место для “Одуванчика” выбрано не случайно. По задумке Потоцкого железный цветок олицетворяет добро, мир и единство, а петербургский ТЮЗ как раз то место, где собираются дети, подростки и их родители. Еще одна скульптура “Одуванчик” находится на привокзальной площади аэропорта Пулково. Установка таких скульптур – одна из целей проекта “Международной академии доброты”. Необычный символ единения, мира и доброты должны установить в 100 аэропортах мира в течение 10 лет. На сегодняшний день “Одуванчики” можно увидеть в Эстонии, Китае, Венгрии, Франции, Австрии и других странах».

 

22)  Композиция «Довлатов сквер. Глаша – “Глафурия”».

Открыта 4 сентября 2021 г. в сквере Довлатова на Загородном пр., между дд. 15 и 17. Автор Вячеслав Бухаев.

Ошибочное представление о том, что С.Довлатов – это писатель масштаба И.Бродского и А.Солженицына и вместе с ними «входит в тройку наиболее известных на Западе русскоязычных авторов второй половины XX века» (цитата отсюда), привело к тому, что желание сделать «День Д» (праздник в честь Довлатова) вечным закономерно привело инициаторов к установке типично мусорных, мизерабельных и по содержанию, и по форме объектов. Инициаторы хотят все время добавлять. Потому-то к статуе Довлатова на ул. Рубинштейна (у д. 23) сначала добавился столик с пишущей машинкой, а теперь еще и изображение любимого фокстерьера писателя Глаши, установленное в сквере Довлатова на Загородном пр., получившем это наименование в апреле 2018 г.

Естественно, что процесс деградации довел до производства скобяных изделий – в данном случае в виде «грязного» металлического листа, в котором вырезан силуэтный портрет Глаши. На этой же доске вырезаны мудрые мысли из «Соло на ундервуде» и «Заповедника»: «Любая подпись хочет, чтобы ее считали автографом» и «Непоправима только смерть!..».

Не могу не поделиться этнографическим наблюдением, возникшим во время съемки в этом сквере. Небольшое пространство было, есть и будет любимым местом сбора местных алкашей. Вполне закономерно в кадр моего фотоаппарата попала пьяная в дрезину дама, оглашавшая сквер и окрестности отборным матом, адресатом которого был мужик на скамейке напротив и остальное человечество в целом. В сущности, это есть именно то общественное пространство, которое следовало посвятить Довлатову.

Не довольствуясь лишь скобяным изделием на Загородном пр., довлатофилы еще  и укрепили на основании тумбы на ул. Рубинштейна силуэтный портрет собаки, вырезанный из металлического листа на Загородном пр. (не пропадать же добру!). Правда, тут возникла одна несообразность, научно именуемая «расстройством половой идентификации». Собака Довлатова имела женский гендер, и поэтому поднимать лапку для известного процесса не должна. Так что у неутомимого архитектора Бухаева получилась не Глаша, а трансгендер фокстерьер Глаш.

 

23) Сквер «Осенний марафон».

Работы завершены в сентябре 2021 г. Находится возле «дома Бузыкина» (В.О., ул. Кораблестроителей, д. 23, корп. 1).

Состав: телефонная будка с цитатами из фильма, наручные часы с будильником, ржвая труба со строкой А.М.Володина, беговая дорожка в форме знака бесконечности, клавиатура пишущей машинки.

На углу Новосмоленской набережной и улицы Кораблестроителей открылось «общественное пространство», посвященное культовому фильму «Осенний марафон». Герой фильма Бузыкин жил в д. 23 на улице Кораблестроителей. На пустыре по соседству он совершал утреннюю пробежку.

Проект сквера «Осенний марафон» предложила жительница Васильевского острова Вера Рязанова, проект победил в конкурсе «Твой бюджет–2019».

  • Фотографии малых архитектурных форм взяты со страницы в Фейсбуке Лены Паштинавы (запись от 18 сентября 2021 г.).

Михаил Золотоносов