Дома высокой моды заставили общественность недоумевать
Для множества людей хай-фешн (высокая мода) ассоциируется со словами экстраординарность и изысканность. Безумство идей современных дизайнеров создает для аудитории ощущение приобщенности к чему-то прекрасному и в прямом смысле высокому. Поклонники будто погружаются в мир элитарного искусства, ощущая себя ценителями моды, которые разгадывают зашифрованный посыл дизайнеров, полет их мысли. Однако сейчас модные дома стали выпускать не совсем типичные для них вещи, которые идут наперекор привычному для нас восприятию высокой моды, опуская ее с небес на землю.
Так, например, в начале этого года Prada выпустили скрепку для бумаг (или же зажим для денег). Совершенно обычная скрепка — только выполнена она из серебра, имеет выгравированную надпись “Prada” сбоку и цену в 185 долларов. Вроде бы и лаконично, и красиво, но не совсем типично, так скажем, для Prada. Реакцией людей стало недоумение, судя по многочисленным откликам в соц. сетях.
Через несколько месяцев, в июле, в ответ Prada Верджил Абло из Off-White презентовал такой же “аксессуар” — только в сотрудничестве с ювелиром Jacob the Jeweler. И скрепка на этот раз была золотой. Ее цена неизвестна (что, может, и к лучшему) — скорее всего, Верджил просто иронизировал над Prada, не собираясь на самом деле выпускать Paper Clip в продажу.
Еще одна обычная вещь в необычном контексте высокой моды: пакет для шоппинга от Balenciaga (Balenciaga Shopping Bag). Выполнен он из кожи и стоит 1,025 евро, а на месте посередине, где обычно пишется название магазина, разместился большой логотип Balenciaga. И это не сумка с витиеватым дизайном, необычным цветовым решением или задумкой — это просто черный пакет с двумя ручками. Покупатель снова впадает в ступор.
Но настоящий фурор произвела другая сумка от Balenciaga, силуэт которой в точности повторяет всем известный сине-желтый мешок из магазина IKEA . Тот самый, который можно взять в самом магазине, чтобы складывать в него покупки. А при желании за небольшую сумму купить на кассе. Вариант от Balenciaga, в свою очередь, стоит более 2 тысяч долларов, зато выполнен из кожи (оба пакета – на фото-заставке к этому тексту).
Реакцией на такое предложение стало невероятное количество мемов по всему интернету, новая волна обсуждения Демны Гвасалии — креативного дизайнера Balenciaga и ответ бренду от самой IKEA — шведская компания выпустила подробную инструкцию, как отличить настоящую сумку Ikea от пародий.
А совсем недавно Helmut Lang представили сумку-термопакет за 295 долларов — так же, как и у Balenciaga, с логотипом посередине.
Наверное, происходящее можно было бы назвать насмешкой со стороны дизайнеров — по большей части над потребителем, который готов купить все что угодно, лишь бы приобщиться к высокой моде. Это, возможно, своего рода карикатура на современную культуру потребления — бренды отождествляют с собой утилитарные предметы, зная, что покупатель найдется в любом случае. Что-то типа игры в китч — заимствуется повсеместно узнаваемый образ из массовой культуры и преподносится в качестве чего-то уникального.
Но уникальности нет, равно как и какой-либо идеи, скрытого посыла или социального подтекста — того, что мы привыкли видеть на показах. В этом и суть. Высокая мода разрушает стереотип о себе, переворачивая свое главное достоинство — идею — наизнанку и показывая, что внутреннее содержание отсутствует. Есть лишь эффектная обертка и высокая цена.
Эта тенденция как бы продолжает череду изменений в индустрии моды — сначала мы наблюдали (и наблюдаем по сей день) сотрудничество со стритвир-брендами (брендами уличной одежды), а теперь представители высокой моды выпускают нестандартные аксессуары, на которых вы точно не ожидаете увидеть названия luxury-брендов. Похоже, культ потребления начал раздражать самых своих респектабельных «фронтменов».
Означает ли это, что мы на пороге каких-то глобальных изменений во взаимоотношении мира людей и мира вещей? Или перед нами – просто мимолётный каприз заскучавших создателей мод? Пока что ответ на этот вопрос не вполне ясен, но все же есть ощущение, что мы – накануне важных перемен в мире высокой моды.
Дарья Лобанова