Внутренние дворы Михайловского дворца будут переделывать – директору Русского музея Владимиру Гусеву дали на это разрешение. Такие сообщения распространили многие СМИ. Но все это ерунда – никакие бумаги, выданные Главгосэкпертизой, не могут сделать незаконный проект – законным.
12 марта 2018 г. на сайте СПб филиала Главгосэкспертизы появилось сообщение под заголовком «В Михайловском дворце пройдет реконструкция внутренних дворов». В тексте сказано, что специалисты этой конторы «пришли к выводу, что результаты инженерных изысканий и проектная документация соответствуют требованиям технических регламентов и иным установленным требованиям, а проектная документация – результатам инженерных изысканий, выполненных для ее подготовки».
Сразу напомню, что по закону № 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», «в границах территории объекта культурного наследия <…> на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия <…>».
Поэтому речь идет о нарушении Федерального закона. Понятно, что для директора Русского музея при его юридическом невежестве и желании любой ценой начать гигантскую стройку в надежде на сладкие последствия, с нею сопряженные (уничтожения Летнего сада Гусеву мало), такая ерунда как нарушение закона, варварское искажение замысла Карла Росси, уничтожение первозданного вида уникального памятника архитектуры значения не имеют.
Напомню также, что, насколько мне известно, КГИОПом так и не утверждены предметы охраны здания Михайловского дворца. Это было констатировано 14 ноября 2016 г. на заседании Совета по сохранению культурного наследия при правительстве СПб, выездное заседание которого состоялось в Академическом зале № 14 Русского музея, под сенью «Медного змия» Ф.А. Бруни. И с тех пор в этом вопросе не изменилось ничего.
К тому же КГИОП, на который возложена охрана Михайловского дворца, разрешения не давал даже на проектирование, а когда-то полученное согласование от Минкультуры юридически ничтожно, о чем на запрос градозащитника Павла Шапчица, написавшего заявление в Генеральную прокуратуру по поводу незаконности планируемой реконструкции Михайловского дворца, ему написала прокуратура Санкт-Петербурга. В ответе было указано, что Министерством культуры 29 октября 2015 г. рассмотрена и согласована проектная документация на застройку внутренних дворов здания. Однако Михайловский дворец исключен из Перечня отдельных объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Минкультуры России…
Самое интересное – резюме прокуратуры: поскольку из представленных документов усматривается увеличение объемно-пространственных характеристик Объекта, проект осуществлен с нарушением требований ч. 1 п.1 ст. 5.1, ч. 3, п.1 ст. 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ. «В связи с изложенным собранные материалы для решения вопроса об организации проверочных мероприятий и применении мер прокурорского реагирования к Министерству культуры РФ 26.05.2016 направлены в Генеральную прокуратуру РФ».
Не знаю, приняты ли были меры к Минкультуры, но констатация противозаконности реконструкции внутренних дворов прокуратурой Петербурга дана абсолютно четкая. И, кстати, КГИОП подпадает именно под ее юрисдикцию на тот случай, если решит вдруг все одобрить.
Что же касается заметульки, размещенной на сайте Главгосэкспертизы, то помимо противозаконности одобренных этой конторой работ там еще и содержится несколько забавных моментов.
Первый – это отсутствие какой-либо конкретики. Известно, что в каждый из двух дворов размером 10х14 метров поначалу предполагалось вставить по пятиэтажному зданию, оперев по 4 междуэтажных перекрытия на несущие исторические стены. 14 ноября 2016 г. речь уже шла только об одном дворе и только о двух междуэтажных перекрытиях, для опоры которых на исторические стены будут сделаны в этих стенах отверстия глубиной 25 см (один кирпич) с шагом 1,6 м (т.е. на длине 14 метров каждая из двух противоположных стен получит по 18 таких отверстий), что было признано недопустимым.
Теперь Главгосэкспертиза опять написала про два двора, причем, как указано, общая площадь Михайловского дворца увеличится с 12139,10 до 12989,50 кв. метров, т.е. на 850 кв. метров. Таким образом прирост площади составит 7%. И ради такой ерунды стоит губить памятник архитектуры?
Кстати, при площади одного двора 140 кв. метров прирост площади дворца в 850 кв. м означает 6 добавочных этажей т.е. в каждый из дворов планируется добавить по два или по три междуэтажных перекрытия (в зависимости от того, входит ли у них в счет нулевой уровень) плюс кровля, очевидно, стеклянная, о чем Гусев бредил давно. Во всяком случае, о количестве междуэтажных перекрытий Главгосэкспертиза умолчала. Ну а нарушение Федерального закона № 73-ФЗ этих шустрых ребят никогда не волновало. Как и Гусева, который решил, что все дураки, и за полтора года, прошедших с заседания Совета 14 ноября 2016 г., всё забыли.
Но самый комический нюанс Главгосэкспертиза приберегла на финал своей заметки: нас обрадовали тем, что благодаря добавочным 7% площади «пропускная способность Михайловского дворца будет увеличена на 100 человек».
Это ни на чем не основанное заявление, призванное хоть как-то оправдать бессмысленные гигантские затраты и противозаконную порчу памятника, вообще лишено всякого смысла, потому что основано на подсчете посетителей, словно они – вода, текущая через поперечное сечение трубы. Увеличили сечение трубы – может больше пролиться воды… Но хотя бы что-то надо же было придумать.
И последнее. Руководству ГРМ надо было лишиться ума окончательно, чтобы воздвигнуть в парадном дворе Михайловского дворца, обращенном к площади Искусств, стелу с барельефами Александра III и его сына-лузера работы Ильи Дюкова – очень понятливого 40-летнего парня из Серпухова, который в 2016 году подарил ГРМ бюст Петра I, сделанный в 2013 г. Выглядит тот бюст так, словно скульптор бегло взглянул на бюст работы Растрелли и второпях изготовил ухудшенную реплику. Сразу видна школа И.С. Глазунова: не зря Дюков обучался в Российской государственной академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.
Нынешний акт монархического лизоблюдства, имеющий вполне понятный политический генезис, естественно, тоже не обошелся без комических особенностей: парный барельеф двух царей точно повторяет известный парный барельеф Ленина–Сталина. Такой барельеф в круге в советское время на жаргоне лепил именовался блином и очень хорошо оплачивался. На гонорар можно было всей семьей отдыхать несколько месяцев на юге. Как видим, благодаря Гусеву–Дюкову традиция «блинопечения» сохраняется!
Михаил Золотоносов