Письма из Арктики. Про деньги, которые здесь можно заработать

Поскольку меня уже раз двадцать спросили, сколько я буду в Арктике получать, пишу отдельный текст. Дорогие друганы и подруженции, я не знаю. Честное слово. Я имею лишь общее представление о своем заработке. То есть, представляю себе порядок, но не знаю точных цифр.

 

От редакции: автор арктических  писем – Дмитрий Ежков – вдруг понял, что жизнь сценариста слишком скучна и решил стать полярником. В Архангельске сел на экспедиционное судно «Михаил Сомов», которое повезло его на север Карского моря… (начало полярных рассказов – здесь, здесь и здесь).

 

Точные цифры тут считаются очень сложно, и я даже не пытаюсь постичь эту арифметику. Есть оклад. Он небольшой. Он умножается на территориальный коэффициент. Есть понятие труднодоступной станции (ТДС), то есть, куда и на оленях фиг доедешь. Раз в год туда приходит «Сомов» и он – единственный транспорт. Труднодоступные станции в свою очередь бывают материковые и островные (бывают еще дрейфующие, на льду, но их, действующих, сейчас нет). Вот за эту труднодоступность и платят. В моем случае этот коэффициент, кажется, сто процентов.

Плюс – «северные». Это тоже процент. Но его платят не сразу: «северные», как тут принято говорить, надо заработать. Кажется, «северные» начинают платить через год. Молодым специалистам (до 30 лет) платят сразу. В моем случае должны начать платить с января: в детстве я жил в «условиях, приравненных к Крайнему Северу» и предоставил в отдел кадров справку об этом.

Плюс – «полярки». Это, кажется, фиксированные суммы, которые доплачивают – то ли за станцию, то ли Север, это я не понял. «Полярки» начисляются ежемесячно за каждую зимовку. Со мной едет человек, у которого двенадцать зимовок. Соответственно, он получает двенадцать «полярок». А у меня зимовка первая, поэтому и «полярка» у меня одна.

И плюс очень важная статья дохода – совмещение ставок. К примеру, на станции открыто двенадцать ставок. А реально живут пятеро. Оставшиеся ставки они делят между собой. Ну и работу за отсутствующих семерых берут на себя тоже. При этом с ног от усталости, как мне говорили, никто не падает. В последнее время, правда, эту статью дохода стали ужимать. Раньше совмещение ставок было совершенно официальным, проводилось по всем ведомостям и зарплаты по ним выплачивались в полном объеме. Сейчас совмещать можно, но по второй ставке платят только пятьдесят процентов. Поэтому, как всегда бывает в таких случаях, часть денежного потока начала смещаться в область серого.

На выходе получается не очень большая по столичным меркам, но и не сказать, что совсем уж маленькая сумма. Конечно, она выше, чем скажем, средняя зарплата по Санкт-Петербургу. Но намного – даже очень намного, меньше того, что я зарабатывал на сценариях. Поэтому если вдруг вам в голову придет мысль поехать в Арктику из корыстных соображений, не спешите. В Петербурге, не говоря уже о Москве, вы сможете заработать намного больше. Времена, когда с зимовки в Арктике привозили квартиру, давно прошли.

  • Летим на вертолете

Реальное достоинство у заработка в Арктике, наверное, только одно: все заработанные деньги остаются на карточке, их некуда тратить. Работая на станции, зимовщики находятся на полном обеспечении. Продукты завозятся централизованно и платить за них не нужно. Это так называемый «паек». Правда, и тут началось наступление на права трудящихся: в последние пару лет, как мне сказали, паек сильно подрезали. Например, убрали из него апельсины. Мы купили их за свои деньги. Вчера я видел, как ребята тащили в вертолет коробку с арбузами – наверное, на Новый Год.

Одежду тоже выдают – зимнюю и летнюю. Плюс теплые сапоги, одни на год. Свою зимнюю куртку я еще не видел – она едет в контейнере, а чужую пощупал: хорошая, теплая, довольно удобная. На станциях почти все в таких ходят.

Что касается меня лично, то я поехал в Арктику не за деньгами. Я просто устал писать то, что писал в последние годы. Самовыражением в творчестве я не занимаюсь. А работа под заказ это палка о двух концах: с одной стороны, вы получаете гарантированные деньги, с другой – необходимость все время под кого-то подстраиваться. Сценарист – если он пишет не для себя лично, подстраивается подо всех: под редакторов, продюсеров, режиссеров и даже под производство с его бюджетами и графиками съемок. Со временем эта необходимость начинает сильно утомлять.

Идея с Арктикой оказалась как нельзя кстати. Я ухватился на нее как за возможность выскочить из колеи: поменять свою жизнь, посмотреть на жизнь других и, конечно, узнать, что представляет собой Арктика. А если мне за это еще и приплатят – разве не прекрасно? И уже не принципиально – сколько именно.

Дмитрий Ежков

На самом первом фото (на заставке к тексту): вид от жилого блока высокоширотной станции на острове Визе. На первом плане – домик дизельной. Там стоят три дизель-генератора. То, что блестит, это не снег, а слякоть: несколько дней там шли дожди. На берегу виден старый брошенный грузовик. Вдалеке, в море, виден «Сомов», стоящий на якоре.

  • Советский вездеход ГТТ. Говорят, до сих пор иногда заводится.