Окутанный зимой Петербург в эти дни согрелся теплом фестиваля Галины Вишневской, который наполнил город оперным искусством и воспоминаниями о великой певице. Организованный Фондом культурных проектов Галины Вишневской при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга, фестиваль представил программу в стенах трех знаковых площадок Северной столицы — Петербургской филармонии, Эрмитажном театре и Доме Архитектора.
Фестиваль открылся 8 декабря оперным гала-концертом в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. В концерте приняли участие звезды крупнейших оперных театров страны, в том числе солисты Большого театра, Московского театра Новая Опера имени Е. В. Колобова и Московского музыкального театра «Геликон-Опера». Репертуар вечера, вобравший в себя арии и дуэты из классических опер русских и зарубежных композиторов, стал истинным воплощением эмоционального разнообразия, отправив слушателей в путешествие между историями героев Петра Чайковского, Камиля Сен-Санса, Джакомо Пуччини и других не менее известных композиторов. Оркестр Центра Оперного Пения под управлением дирижера Артема Абашева создал безупречную музыкальную палитру, превращая ноты в живые образы.
Для фестиваля стало уже традицией проведение камерных концертов молодых солистов Центра. Для выступлений в рамках этих мероприятий выбираются залы дворцов и особняков Санкт-Петербурга, позволяя петербуржцам почувствовать дыхание времени и историческую атмосферу города. В этом году выбор пал на Дом Архитектора. В Бронзовом зале особняка, окутанного приглушенным светом, прозвучали арии Массне, Равеля, Рахманинова, Прокофьева и Чайковского и романсы Чайковского и Мусоргского. Такой музыкальный ансамбль вечера хорошо проиллюстрировал эволюцию музыкальной мысли от проникновенной эмоциональности романтиков до сложной гармонической палитры модернизма.
Галина Вишневская, прежде всего известна как легендарная оперная солистка, очаровывала слушателей своим вокалом и невероятным актерским даром. Однако ее вклад в музыкальное образование также огромен: в Москве она основала Центр оперного пения, сердцем которого является учебный оперный театр.
- Ольга Ростропович
«Мама, создавая Центр, стремилась воплотить и систематизировать те аспекты оперного искусства, которых не хватает в традиционном образовании консерваторий. Многим молодым исполнителям после обучения сложно выходить на сцену в постановках, ведь у них практически нет опыта взаимодействия с оркестром и понимания сценического движения. Галина Павловна сама в молодости столкнулась с этими проблемами. Именно поэтому возникла идея учебного театра как базиса образования оперного солиста. Он и стал основой уникальной методики нашего Центра, заключающейся в синтезе искусств. Помимо уроков вокала, наши ученики находятся в постоянном контексте взаимодействия с режиссерами и дирижерами, они учат языки, с ними занимаются дикцией», – рассказывает Ольга Ростропович, руководитель Центра оперного пения Галины Вишневской и художественный руководитель фестиваля.
«Все наши спектакли создаются ровно так, как они бы ставились в любом крупном оперном театре: происходит распределение партий, идут оркестровые репетиции, в это время появляются сценографические и режиссерские решения, ребята начинают взаимодействовать с художниками-постановщиками, дирижером, режиссером, вживаются в роль, им ставят пластику движений, -продолжает она. – Студенты нашего Центра видят рождение каждого спектакля. Выход на сцену для них — это не просто тест на наличие голоса и дыхания, которые делают солиста способным выдержать оперный спектакль; это скорее поиск себя, своих средств актерской выразительности, наконец, осознание себя полноценным солистом и в то же время только частью целого механизма, которым является спектакль. Вы сейчас услышите один из двух спектаклей, которые мы привезли в этом году, на сцене будут наши студенты и выпускники. Мне кажется очень важным, что у нас есть преемственность поколений, и только начинающие свой пусть певцы могут прямо на сцене учиться у уже состоявшихся солистов».
В рамках фестиваля петербургской публике были представлены два спектакля – «Иоланта», единственная опера Петра Чайковского со счастливым концом, и «Риголетто», являющаяся драматической вершиной творчества Джузеппе Верди, его размышлением о категориях справедливости, рока и судьбы. Этот контраст подарил слушателям возможность соприкоснуться с красотой противоречий и продемонстрировал на практике способности учеников Центра комфортно существовать в разных амплуа.
- Партия Риголетто — Марат Мухаметзянов, солист театра «Зазеркалье», выпускник Центра оперного пения Галины Вишневской
- Екатерина Савинкова, солистка Мариинского театра, выпускница Центра
Оперные спектакли были исполнены в Эрмитажном театре, где Галина Вишневская любила представлять своих учеников, считая эту сцену идеально подходящей для оперы благодаря своим акустическим особенностям и уникальной атмосфере. «Архитектура Эрмитажного театра, вдохновленная античными греческими амфитеатрами, с ее радиальным расположением зрительных рядов и невероятно красивым декором, создает ощущение полного погружения в действие на сцене», – продолжает рассказ Ольга Ростропович, – «Для нас большая радость каждый год возвращаться в этот зал».
Синтез — основа метода Галины Вишневской в обучении оперных певцов, и он же — главный принцип завершившегося Фестиваля. Петербургская публика вновь подтвердила свою любовь к оперному искусству, приняв артистов с открытыми сердцами. В залах звучали овации, а в фойе слушатели с живым интересом делились своими впечатлениями друг с другом. Солисты и музыканты Центра оперного пения Галины Вишневской сейчас едут в поезде, возвращаясь в столицу, оставив петербуржцам послевкусие от красивой музыки и хорошего исполнения.
Анна Французова
'По волнам музыки вместе с фестивалем Галины Вишневской' has no comments
Оставьте первый отзыв!