Авиакомпания «Победа» заявила, что с 1 апреля ее самолеты больше не будут выполнять рейсы за рубеж из аэропорта «Пулково». Горожане лишились возможности дешево слетать за границу: «Победа» на некоторые даты предлагала билеты по цене в несколько раз дешевле, чем у остальных перевозчиков. Вернутся ли международные рейсы лоукостера и когда? – выяснял «Город 812».
Прежде «Победа» летала из Петербурга в Стамбул, Милан, Лондон, Пизу, Кельн, Тбилиси, Жирону и Гюмри. Цена билета «туда-обратно» на некоторые даты в эти города составляла порядка четырех тысяч рублей. Самыми востребованными были перелеты в Тбилиси и Стамбул. По оценкам экспертов, уход «Победы» может привести к росту цен на билеты из Петербурга на ряде маршрутов в полтора-два раза.
Как сообщили «Городу 812» в пресс-службе авиакомпании, с 1 апреля все международные рейсы из «Пулкова» прекращаются. Лондон закроется еще раньше – 13 марта. Официальная причина, озвученная «Победой», – «систематические задержки рейсов в “Пулково” службами аэропорта».
– С 14 по 25 января по вине служб аэропорта задержано свыше 50 рейсов. Общее время – около 26 часов, – говорят в авиакомпании.
В «Победе» жалуются, что досмотр самолетов службами безопасности «Пулкова» стал занимать намного больше времени, чем прежде. Массовые задержки рейсов приводят к убыткам.
Как сообщили «Городу 812» в пресс-службе УК аэропорта «Пулково» «Воздушные Ворота Северной Столицы» (ВВСС), оператор аэропорта получил уведомление от «Победы» о «несогласии с процедурой досмотра воздушных судов представителями Пограничной службы ФСБ России».
Камнем преткновения стал досмотр кухонных отсеков. На «Победе» не кормят пассажиров, поэтому кухни закрыты и запечатаны специальными стикерами – в соответствии с нормативами производителя самолетов. Однако, по российским правилам, кухонные отсеки должны быть запечатаны пломбой. Пограничников возмутили наклейки вместо пломб, и они стали требовать кухонные отсеки открывать для досмотра.
Вроде бы все логично, но история загадочная. Самолеты во всех аэропортах страны должны проверяться по одинаковым правилам, но в «Пулково» что-то пошло не так.
По словам источника, близкого к авиакомпании, сегодня существуют противоречия между международными и российскими нормами эксплуатации воздушных судов.
– Ведомственные документы можно трактовать довольно свободно – в зависимости от позиции руководства ведомства. Потенциально эта «дырка» – источник больших проблем для всех авиаперевозчиков. Поэтому сейчас начались разговоры о том, чтобы привести в соответствие российские и международные нормы, – поделился источник.
По некоторой информации, конфликт перевозчика и пограничников связан с тем, что лоукостер отказался бесплатно перевозить депортированных мигрантов из Москвы на родину.
По другой версии, причина – в личном конфликте между гендиректором «Победы» Андреем Калмыковым и руководством Отряда пограничного контроля (ОПК) «Пулкова». Якобы в «Пулково» из-за долгих проверок пару раз задерживали рейсы «Победы», после чего Андрей Калмыков уперся и заявил, что будет или воевать до последнего – за отсутствие задержек, или вообще уйдет из Петербурга.
К решению проблемы пытались подключаться городские власти, шла речь о создании рабочей группы, в которую вошли бы представители всех заинтересованных сторон и которая разработала бы процедуру досмотра самолетов «Победы». По Смольному гуляла идея организовать «примирительное совещание» на уровне руководства города. Но стороны оказались не готовы к диалогу, а у Смольного не оказалось рычагов влияния на них.
Говорят, что после этого Смольный запустил информацию о том, что «Победа» намеренно устроила скандал, чтобы под шумок уйти из Петербурга. И высвободить борта для более выгодных перевозок на высокий летний сезон.
Загрузка международных рейсов «Победы» из Петербурга почти по всем направлениям была высокой. По итогам 2018 года, она вошла в число лидеров по объему авиаперевозок в «Пулково». Как сообщили «Городу 812» в пресс-службе ВВСС, общий трафик «Победы» из «Пулкова» в 2018 году составил 1,2 миллиона пассажиров. В том числе на международных рейсах она перевезла 200 тысяч человек. В среднем «Победа» выполняет 122 рейса в сутки, из них из Петербурга – 28 рейсов в сутки.
Источник, близкий к авиакомпании, говорит, что возобновление международных рейсов «Победы» из Петербурга теперь возможно только после изменений в составе руководства Отряда погранконтроля «Пулкова». И не раньше конца 2019 года.
Елена Роткевич