Страшное ДТП на Невском проспекте, унесшее жизни двух человек (еще трое попали в реанимацию), снова поставило вопросы о том, почему люди, лишенные прав и находящиеся под воздействием веселящих газов, спокойно садятся за руль и беспрепятственно перемещаются по городу. Стандартный ответ в таких случаях – надо еще больше ужесточить наказания. Но поможет ли это?
Напомним, что 24 февраля 30-летний Мурад Касымов на BMW X6 выехал на тротуар на Невском проспекте – в результате погибли американец Тодд Кроуэлл и москвички Евгения Корниенкова, еще трое получили травмы. Перед тем как сесть за руль Касымов надышался закиси азота (это зафиксировали камеры). В ноябре 2018 года Касымов был лишен водительских прав.
Четыре года назад в России была принята специальная статья уголовного кодекса – 264.1, которая карает тех, кто сел за руль в нетрезвом состоянии, будучи уже лишенным прав за аналогичное действие. Т.е. два административных правонарушения по совокупности образуют уголовное. Максимальное наказание по новой статье УК – два года лишения свободы.
Но мера оказалась неэффективной. Как неэффективен закон против Мары Багдасарян, которая лишена прав пожизненно, но продолжает ездить.
Почему законы такие неэффективные, «Город 812» поинтересовался у экспертов.
Криминолог Яков Гилинский заявил, что любой преступник, идя на преступление, меньше всего думает о последствиях. Поэтому для них можно придумывать разные наказания, а можно не придумывать, последствия останутся одни и те же.
Глава петербургского отделения Межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» Александр Холодов отметил, что Касымов, возможно, и не считал азотные шарики наркотическим средством, хотя и использовал их для замены обычного алкоголя.
«Пить он боялся, а без допинга уже не мог. Есть видеозаписи – не только самой аварии, но и непосредственного «употребления» шарика. И мы видим, кстати, что он ехал на не самой большой скорости. Здесь проблема не в скоростях, а в том, что водитель – идиот. И вопрос, как бороться с теми, кто не боится уголовного наказания, надо сформулировать так: как бороться с теми, кто идиот? Просто не надо было выдавать ему права. Ну и общество, конечно, надо воспитывать. Объяснять постоянно, что плевать на законы – это не круто. Ездить по тротуару – не круто. Позировать с пистолетом – не круто (именно такую фотографию Касымова можно увидеть в Интернете). Но теперь у него будет девять примерно лет, чтобы доказывать свою крутизну сокамерникам».
Для справки: девять лет по статье за пьяное ДТП со смертельным исходом – это максимум.
«Город 812» поговорил с сотрудником ГИБДД, который просил не называть его имени. Он сказал, что ловить водителей, опьяневших от веселящих газов, ему пока не приходилось, инструкций на этот счет он не имеет. Но считает, что это не самая большая проблема.
– Врач может диагностировать опьянение даже при нуле промилле, только ориентируясь на поведение. У инспектора ДПС ситуация сложнее, он держит в руках прибор, который улавливает этиловый спирт и ничего более. Однако, думаю, что понятые плюс видеозапись помогли бы решить вопрос с привлечением гражданина к ответственности.
Для того чтобы выявлять на улицах нетрезвых водителей и водителей без прав, никаких хитростей не надо – нужно лишь устраивать рейды или просто увеличить число патрулей. Но после сокращения штата ГИБДД это невозможно. Об этом «Городу 812» рассказал активный участник сообщества «Юридическая грамотность автомобилиста» Георгий Кокорин.
– Напрасно про правозащитников думают, что они выступают против ГИБДД. Мы боремся против беспредела, а его предостаточно, в том числе – со стороны водителей. И полицейские рейды были самым эффективным способом этих беспредельщиков прижать. Я написал, наверное, штук тридцать писем, в том числе Путину, о необходимости проведения в Петербурге рейдов как в Финляндии: когда бригады полицейских дежурят с обеих сторон дороги – не проскочишь, досматривают всех, но очень быстро. У кого все в порядке, отпускают уже через минуту. И рейды должны проводиться не только по вечерам, но в любое время суток. А у нас в течение последних 15 лет полицейских с улиц вытесняют камеры. Как будто камера может выявить пьяного, отобрать у него ключи, посадить в кутузку.
– Говорили, разработаны приборы для выявления пьяных на расстоянии.
– Да, еще лет восемь назад. Якобы камера распознает за сто метров пьяного водителя по покраснению лица и по запотеваемости стекол. И еще может определить, не пользуется ли кто за рулем мобильным телефоном. Мы уже устали это слушать и верить этим сказкам. Рейды эффективней. Но полицию загрузили огромным количеством бумажной работы. Бессмысленной, но для нее нужен большой штат. Вот и получается, что на одного патрулирующего инспектора приходится три кабинетных: из кадров, из статистики. Неужели в XXI веке компьютер не может справиться со статистикой? Кстати, я вам без всяких гаишных аналитиков сделаю предсказание. Летом, когда пробок станет меньше, а асфальт будет суше, гоняй – не хочу, произойдет несколько страшных резонансных ДТП с участием каршеринговых машин.
За рулем будут подростки, которым купить свою машину не по карману, а если уж они смогут на нее заработать, то будут ее беречь. Но каршеринг для них – прекрасный способ без всяких трат и усилий дать выплеснуться своему темпераменту. Вот вам мое предсказание, к которому никто не прислушается, как не вслушивались в прогнозы по поводу ДТП с таксистами. Потому что всех волнует прибыль и никого не заботит безопасность. Малолетки, прямые питерские улицы и каршеринг – это страшный коктейль. Каждый будущий преступник за рулем думает, что сам он никогда не попадет ни в какую беду. Так же думал и этот Касымов. И нет смысла ужесточать закон, потому что такие мыслители никогда не переведутся, а ловить их все равно некому.
Нина Астафьева
Как это делается в Америке
В США в каждом штате разные наказания для водителей. В некоторых к пьяным за рулем относятся лояльно. Нетрезвого водителя могут не лишать прав, если он докажет, что существовать без машины не может. Гораздо суровее наказания за нарушения правил парковки.
В Иллинойсе за вождение после лишения прав можно сесть в тюрьму на год – даже если водитель был в момент задержания трезв и если до этого права были отобраны не за пьяную езду, а за что-то другое (аннулировать водительские права могут за отсутствие страхового полиса, за долг по алиментам, за наркотическую судимость, за использование поддельных номеров, за неявку по повестке в суд). Человек, пойманный пьяным за рулем, отдельно отвечает за езду без прав и отдельно – за превышение промилле (разрешенное содержание алкоголя в крови – 0,8 промилле). За пьяную езду ему грозит заключение на срок от 10 дней до года плюс штраф на 500–5000 долларов. То есть в сумме за два нарушения можно сесть в тюрьму на два года – как в России.
Почти во всех штатах действует балльная система лишения прав. Повод для отзыва driver’s license – это 4 «прокола» в год, или 6 – за два года, или 8 – за три. Правда, в девяти штатах лицензию не приостанавливают вообще, даже при нетрезвой езде. Зато в Калифорнии у пьяного водителя-лишенца конфискуют автомобиль. Еще виновника заставляют оплачивать судебные издержки, а они там высоки.
Как наказывают за вождение в нетрезвом виде в разных странах
Австралия: 3 месяца тюрьмы, штраф 400 долларов.
Германия: До 1 промилле – 500 евро и лишение прав на 1 месяц. Более 1,1 промилле – штраф до 1–50 тысяч евро, лишение прав до 6 месяцев. Если водитель моложе 21 года, то даже за 0,01 промилле – 250 евро, лишение прав на 6 месяцев.
ОАЭ: 10 лет тюрьмы, 40 ударов палкой.
Британия: 150 фунтов за первое нарушение, 7000 – за второе.
Украина: 120 долларов – в первый раз, 1200 – во второй.
Финляндия: В первый раз штраф на сумму в 5% от месячного дохода, второй – 15% годового дохода. Возможна конфискация машины.
Китай: Без ДТП штраф порядка 300 евро, арест на 15 суток, запрет на использование машины на 5 лет.
Япония: Штраф 9000 долларов.
Франция: Лишение прав до 10 лет, штраф 135–4500 евро.
Италия: Менее 0,8 промилле – 500 евро. От 0,8 до 1,5 промилле – 800–3200 евро. Более 1,5 промилле – 1500 евро штрафа (6000 максимум) и лишение водительского удостоверения до двух лет.
Беларусь: Штраф до 1500 долларов. Конфискация автомобиля при повторном нарушении.