Стюардесса

Почему в бортпроводники конкурс – 10 человек на место

«Аэрофлот» объявил о наборе бортпроводников – и это вызвало ажиотаж. В Петербурге должны были набрать 52 человека. Откликнулись пятьсот – т.е. конкурс 10 человек на место. Корреспондент «Города 812» решил выяснить, как проходит кастинг и так ли привлекательна профессия бортпроводника, как это кажется с земли.

По условиям конкурса, претендентам должно быть от 18 до 26 лет, рост от 158 до 190 см (кстати, на «Победе», лоукостеровской дочке «Аэрофлота», требования выше в буквальном смысле: от 165 см). Не допускается наличие татуировок и шрамов на лице и руках (кроме маленьких, которые можно заклеить телесным пластырем).

Для тех, кого возьмут на работу, правила еще больше ужесточатся. Запрещен синий, желтый, зеленый и ярко-красный маникюр (в дочерних компаниях «Аэрофлота» красные ногти носить можно), запрещены крупные серьги и кольца, а камни в ювелирных изделиях должны быть только одного цвета – белого. Регламентируется цвет колготок и высота каблука. Впрочем, высокий каблук никто не носит: ноги все берегут. Стюардесса должна уметь плавать (хотя бы 25 метров). Еще требуется как минимум среднее образование, английский язык, здоровье, стрессоустойчивость и пр. В стюардессы с удовольствием идут врачи, инженеры и даже адвокаты.

Собеседование состоялось в одном из офисов «Аэрофлота». Я поговорила с тремя девушками, прибывшими на собеседование. Они были очень похожи: ростом, одеждой (все выбрали офисный дресс-код) и прическами – узлом на затылке. Первую девушку звали Валерией, она закончила Академию гражданской авиации в Минске и стала диспетчером. Но хотелось в небо. Вторая красавица была выпускницей авиационного техникума. Третья, по имени Юля, закончила музыкальное училище по классу фортепиано и играла в Русском оркестре Андреева. Сейчас работает проводником на «Сапсане»:

«Во-первых – мне нравится форма бортпроводников.
Во-вторых, я люблю летать».

Первое, с чем знакомят соискательниц, – это жесткие требования к дисциплине. На работу всегда придется приходить раньше положенного времени, потому что опоздание в 2–3 минуты может обернуться задержкой рейса на сутки и более.

Для тех, кто удачно выдерживает собеседование (там требуется рассказать о себе на английском языке) наступает пора медобследований. На этом этапе обычно бракуют 30 процентов. Потом надо принести справку об отсутствии судимости. Потом обучение на курсах – три месяца, в это время выплачивается стипендия – 2 МРОТ. 25% курсантов затем отсеивают на экзаменах. Стоимость обучения – 90 тысяч рублей – постепенно вычтут из зарплаты. Или раньше – если претендент передумает поступать в «Аэрофлот».

Потом стажировка в Москве, там все живут в доме отдыха рядом с «Шереметьево».

На первых этапах бортпроводникам обещают зарплату в 30 тысяч рублей,  через три года они рассчитывают получать 45 тысяч. Мужчин среди бортпроводников – 30 процентов.

Главное для бортпроводника – не комфорт пассажира, как многие думают, а безопасность. Поэтому любая нештатная ситуация на борту любой авиакомпании влечет дополнительное обучение для всех бортпроводников. Недавно у пассажира венгерского самолета загорелась в кармане электронная сигарета. С пожаром на борту быстро справились, но стюардесс, в том числе российских, стали заново учить: как вести себя при возгорании на борту.

Другое переобучение происходило после прошлогодней истории с «девочкой-зайцем» –  весной 2016 года 11-летняя московская школьница присоседилась в аэропорту к группе подростков и вместе с ними села в самолет без билета. Наземным службам, конечно, досталось больше, чем стюардессам: все-таки такое ЧП – это прямое нарушение безопасности полетов. Но и стюардессы должны пересчитать пассажиров по головам. Кстати, чаще всего путаница возникает на рейсах Петербург – Москва: самолеты тут летают часто и в разные аэропорты. Некоторые часто путешествующие и покупающие заранее несколько билетов путают и рейс и день. Другая сложность – детские группы. Детей считать непросто.

Понятно, что профессия бортпроводника манит возможностью побывать в разных городах и странах. Критики «Аэрофлота» на форумах пугают новичков, что в первый год службы стюардесс пускают только на короткие и разворотные рейсы. К примеру, летит самолет из Москвы в Рим, в римском аэропорту быстро высаживает туристов и забирает других. Это и есть разворотный рейс. А маршруты с 2-х и 3-дневным пребыванием в Азию и Америку достаются более опытным. Но опрошенные нами бортпроводники эту теорию опровергали. В первый месяц после окончания обучения бортпроводнику оформляют международный пропуск – и через три недели его подключают к зарубежным рейсам.

Рабочая норма у бортпроводника – 80 часов налета в месяц. Максимум, что можно налетать, – 90 часов. Никаких коэффициентов, повышающих зарплату: часовой рейс, который состоит из беготни, и ночной восьмичасовой, когда пассажиры спят, оцениваются одинаково. Одинаково оплачивается полет на 50-местном и 500-местном самолетах – в том числе потому, что экипаж на большом лайнере включает в себя 12 бортпроводников. Единственное, от чего зависит коэффициент, – это выслуга и часы налета.

Другой плюс в работе бортпроводника – это бесплатные билеты в любую точку мира, куда летает авиакомпания. Их, правда, надо еще заслужить: поработать хотя бы семь лет, а вот сервисные билеты – за 10–20 процентов стоимости – можно получить в первый же год работы. Любой сотрудник авиакомпании может зайти под своим логином в специальную программу, выбрать нужное направление и дату и оформить билет на себя и родственников (разрешается брать с собой детей, родителей и супругов). Разумеется, тут есть свои ограничения. При покупке сервисного билета место не бронируется, и попасть на борт сотрудник авиакомпании может только в том случае, если есть свободные кресла. Существует листинг – специальная очередь для сотрудников, в которой приоритет у пилотов. Лучше всего летать в такие дни, когда есть дублирующий рейс в том же направлении, и не в сезон. А в пиковые даты – на новогодние или майские праздники – сотрудникам авиакомпаний официально запрещают брать сервисные билеты, так как компания должна зарабатывать деньги и возить пассажиров.

А из минусов – медкомиссия может списать, если со здоровьем возникнут  проблемы. А при работе на высоте они могут возникнуть с большей вероятностью, чем при жизни на земле. Как говорят опытные бортпроводники, все, что  на земле тебя слегка тревожит, на высоте превратится в болезнь.

Но все считают себя вечно молодыми и здоровым. И поэтому понятно, почему на 52 места было подано 500 заявлений.

Нина Астафьева

 

«Можно работать, пока позволяет здоровье»

О том, каково это – работать бортпроводником, нам рассказала стюардесса Ксения КИРИЧЕНКО, работающая в авиакомпании «Россия» с марта 2008 года.
– Вы в стюардессы сознательно пошли?
– В бортпроводники я попала случайно: моя подруга позвала меня с собой на собеседование. Я незадолго до этого закончила Институт водных коммуникаций и работала секретарем. Наша компания производила аппараты воздушно-плазменной резки. То есть никакого отношения к авиации. Но подруга сказала: ты знаешь язык, ты не любишь сидеть в офисе –  попробуй себя в небе. И я попробовала.
– Сколько лет в среднем работают бортпроводницы?
– Недавно мы провожали на пенсию бортпроводника, у которого был стаж работы – 40 лет. В среднем работают около двадцати лет. Официально у нас можно работать, пока позволяет здоровье. Когда я пришла в авиакомпанию, 80 процентов бортпроводников, меня окружавших, были старше 35 лет. Но потом поступили новые самолеты, авиакомпания стала расти: началась «переучка», более жесткие требования. Я начинала летать еще на Ту-154. Даже Ту-134 мне попадался. И еще у нас был маленький Ан-148. В принципе, чтобы переучиться на новый самолет, требуется дня четыре. Но для многих это послужило поводом для ухода.
– На новых самолетах легче работать?
– Стало работать проще. На Boeing-747 есть комната отдыха для персонала, там можно часок полежать и дать отдых ногам, но только с разрешения старшего бортпроводника.
– Пассажиры в эти комнаты отдыха не пытаются заглянуть?
– К счастью, мало кто знает.
– А собаки-кошки вам сложностей доставляют?
– Собак и кошек можно брать в салон, если они вместе с переноской весят не больше восьми килограммов, но ставить на багажную полку нельзя. Только под ноги или на руках. Если животное больше восьми килограммов или путешествует без сопровождения – скажем, летит на выставку, – то в багажном отсеке.
– Какие профессиональные болезни у стюардесс?
– Слабое место у стюардесс  – это ноги, так как ты все время ходишь по салону в туфлях на каблуках.
– Что делают те, кто перестает летать?
– Стюардессы сейчас летают долго, особенно если ты в хорошей форме. Если есть желание долго остаться в профессии, необходимо следить за собой, за своим здоровьем, фигурой и внешностью. Наша работа – это тяжелый труд, мы постоянно на ногах. Обычно девушки сами выбирают, как строить дальнейшую жизнь: кто-то остается работать в авиакомпании в наземных службах, кто-то рожает детей и становится домохозяйкой, кто-то открывает свой бизнес.
– А перейти работать бортпроводницей в иностранную компанию – такое бывает?
– Вообще-то я знаю одну девушку, которая прошла отбор и теперь летает в Еmirates. Но это скорее исключение, чем правило: бортпроводников азиатские или арабские авиакомпании способны обучают сами.

 

Как отбирают в «Победу»

Авиакомпания «Победа» тоже набирает бортпроводников. Немного иначе, чем «Аэрофлот». Собеседование состоит из двух частей. В ходе первой рассказывают, что в работе нет никакой романтики, очень жесткие графики, постоянная необходимость следить за физической формой и  здоровьем. Потом делают перерыв, чтобы ушли те, кто понял, что это не для него. Обычно уходят 15%. Затем – психологическая игра, чтобы оценить коммуникативные навыки. Затем  – медкомиссия, для прошедших –  два месяца обучения (6 дней в неделю). Несколько месяцев – работа в качестве стажера, потом – перевод в бортпроводники. Зарплату обещают около 65 тысяч в месяц.