Несмотря на кризис, популярность частного образования в Санкт-Петербурге растет с каждым годом. Рынок образовательных услуг с готовностью откликается на запросы родителей: частных детских садов и школ становится все больше. Правда, вопрос о том, какой должна быть современная школа, остается в России таким же вечным, как «Кто виноват?» и «Что делать?».
А ведь ответ очевиден: если мы хотим, чтобы дети учились не из-под палки, школа должна быть такой, чтобы им хотелось в ней оставаться. Они должны чувствовать ее своей! Всё в школе должно быть дружественно по отношению к подросткам. Как этого добиться? Создавать школу вместе с детьми. Дизайн интерьеров, сценарии праздников, темы спецкурсов – думаете, детям нельзя доверять такие серьезные вещи? Мы живем так уже 29 лет. Говорим с подростками на одном языке.
Может ли школа готовить к реальной жизни? К работе в бизнесе? Мы делаем это уже почти 30 лет. Банк, биржа, валюты, акции, бизнес-планы и предприятия различных форм собственности – ежедневные реалии каждого бизнес-школьника. Любой слушатель бизнес-школы может открыть предприятие, выиграть план-заказ, заработать или прогореть. Ведь главное – это опыт!
В школе может и должно быть хорошо всем. Дети вправе чувствовать себя свободными людьми, проявлять эмоции, говорить о том, что их волнует. Когда ребята находятся в таких условиях, не напряжены, не испуганы и понимают, что их уважают, то они «вдруг» оказываются очень талантливыми, способными преодолевать любые трудности.
Слоган нашей школы – «Мы учим мечты сбываться» – родился, когда мы поняли, что главное – научить человека мечтать. Потому что всем в нашей жизни движет стремление! «Я хочу» гораздо мощнее, чем «Ты должен», «Надо» и даже – «В конце года у тебя экзамен». А значит, в школе должно быть много «вкусного», способного увлекать ребят – чтобы им было чего захотеть. Чтобы процесс обучения ассоциировался с удовольствием, радостью преодоления и достижения.
Частная школа именно тем и отличается от государственной, что работает не только на госзаказ. Для хорошей частной школы важны и образовательные запросы семьи, самого ребенка. Так, в 90-е всем хотелось уйти от рутины, от безразличия к детям, от огромных классов. Люди искали свободы и творчества, ребята мечтали стать предпринимателями, открыть свой бизнес.
Позже мы с радостью отметили возвращение интереса к языкам, к хорошему гуманитарному образованию. Сейчас в школе стали заметны дети, которые осознанно и серьезно готовят себя к научной карьере. И мы стали учиться учить будущих ученых. В программе появилась робототехника, мы с удовольствием и интересом решаем с ребятами нестандартные задачи по физике и химии. Создаем для них уникальные образовательные маршруты, помогаем готовиться к всероссийским и международным олимпиадам, осознанно выбирать и вуз, и направление своего развития…
Дети в нашей школе настоящие трудяги! Мы стараемся сделать их труд интересным, направленным на какой-то конкретный, важный для ребят результат. Иначе человек реализует не свою, а чью-то чужую потребность. А это попросту психологически не полезно. Беда в том, что многие дети уже годам к десяти начисто разучились хотеть. На самом деле только это и важно: чего хочет ребенок. Все получается лишь тогда, когда ты к этому по-настоящему стремишься.
Обучение ассоциируется у многих с рутиной, насилием, в лучшем случае – насилием над собой. В последние годы я все чаще слышу от родителей: заставьте детей учиться, не нужно творчества, загрузите их учебой, пусть не теряют времени даром, пусть зубрят. И меня это печалит, потому что такая учеба не полезна для детей. Дети должны учиться работать с информацией, самостоятельно думать и анализировать, открывать, создавать, а не просто запоминать. Но родители боятся: вдруг их дети не сдадут ЕГЭ? О результатах ЕГЭ родители начинают волноваться уже в начальной школе!
Часто приходится жарко спорить с родителями. Понимаете, только трудолюбия и усидчивости не достаточно даже для успешной сдачи экзаменов, не говоря уже о том, что задачи образования глупо ограничивать высокими результатами ЕГЭ. Однако и современный ЕГЭ тестирует далеко не только объем памяти. Чтобы получить высокий балл, нужно уметь применять знания, решать нестандартные задачи. А для этого разум должен быть раскован. Выполнением рутинных заданий свободный, творческий разум не сформируешь!
В нашей школе каждый имеет право выражать собственное мнение и принимать самостоятельные решения. Очень многое мы решаем и делаем вместе. Девятиклассник может руководить группой, в которую входят несколько взрослых. А у десятиклассников уже огромный опыт групповой работы, партнерства, лидерства.
Важно, чтобы существовали и были доступны разные школы. И в этом тоже значимая социальная миссия частных школ: дать каждой семье выбор. Возможность найти «свою» школу. И, как бы этого ни хотелось, не стремиться удовлетворить всех. Четко выдерживать свою линию. Находить «своего» ученика и родителя.
Елена Морозова,
сооснователь и директор частной школы «Взмах»