18 марта 37 года Калигула стал римским императором.
Калигула – значит «Сапожок». Это детское прозвище Гая Юлия Цезаря Августа Германика. Под этим прозвищем он и вошел в историю, хотя римские источники никогда не называют его Калигулой, а называют Гаем Цезарем. Но мы будем звать его именем, к которому нас приучили историки позднейшего времени.
Нас вообще много к чему приучили. Например, все знают, что Калигула ввел своего коня в сенат. Но древнеримский историк Светоний пишет, что Калигула отвел коню «дворец с прислугой и утварью, куда от его имени приглашал и охотно принимал гостей; говорят, он даже собирался сделать его консулом».
Кассий Дион утверждает, что император пил за здоровье коня вино из золотых кубков и «даже обещал сделать его консулом».
Выходит, Калигула только обещал коню консульскую должность. А заседал ли конь в сенате – этого мы не знаем. И нечего клеветать на бедного императора, а равно и на коня.
Между прочим, у Калигулы было тяжелое детство. Его отец – Германик – был любим народом и армией. Поэтому его отравили. А мамаша погибла в ссылке. А братьев – Нерона и Друза – объявили врагами государства и уморили голодом.
За всеми этими безобразиями стоял император Тиберий. Калигула с 19 лет жил при нем. А потом Тиберий начал умирать. Но умирал он долго и неубедительно. Тогда Калигула, если верить Светонию, «приказал накрыть его подушкой и своими руками стиснул ему горло». После чего стал императором.
Народ возрадовался. И встречал Калигулу «густыми ликующими толпами».
Надо сказать, поначалу новый император был хорошим. Он объявил амнистию и разрешил судьям «свободно править суд, ни о чем его не запрашивая». При Калигуле началось большое строительство: театры, храмы, водопровод. Кроме того, по словам Светония, «разбрасывал он и всяческие подарки, раздавал и корзины с закусками для каждого».
Но вскоре императору надоело быть хорошим. И он стал плохим. «Со всеми своими сестрами жил он в преступной связи». А особенно – с сестрой Друзиллой. «Остальных сестер любил он не так страстно», «не раз он даже отдавал их на потеху своим любимчикам». В итоге «остальных сестер» Калигула отправил в ссылку.
Калигула четыре раза женился. И все равно «ни одной именитой женщины не оставлял он в покое».
Собственно, именитых мужчин Калигула тоже в покое не оставлял. Но в другом смысле. Он любил их казнить. Как уверяет Светоний, «многих граждан из первых сословий он, заклеймив раскаленным железом, сослал на рудничные или дорожные работы, или бросил диким зверям, или самих, как зверей, посадил на четвереньки в клетках, или перепилил пополам пилой».
«Когда по ошибке был казнен вместо нужного человека другой с тем же именем, он воскликнул: «И этот того стоил».
Многие думают, что Калигула был сумасшедшим. Может, и был. Но в его действиях все-таки прослеживается логика. Больше всего он преследовал сословие всадников. Потому что это было самое богатое сословие. «Этих людей он подвергал бесчестию и изгнанию, убивал их и присваивал их имущество, – пишет Иосиф Флавий. – Вообще все эти казни в большинстве случаев имели в виду разграбление имущества казненных».
Что ж – разумно. Калигула нуждался в деньгах. Поскольку за год промотал три миллиарда сестерциев – все, что осталось от бережливого Тиберия. Если казнить человечка и забрать его имущество – глядишь, и денежки в казне появятся.
Калигула любил пошутить. Своеобразно, конечно, но пошутить.
К примеру, один римлянин поклялся отдать жизнь за императора. Но медлил. Калигула отдал этого человека своим рабам. Те прогнали его по улицам, а потом сбросили с раската. Обещал отдать жизнь – выполняй.
В другой раз он решил поучаствовать в жертвоприношении. И оделся помощником резника. Резники – это те, кто резал жертвенных животных. А помощники резников подводили этих животных к алтарю.
В общем, Калигула подвел животное, размахнулся и ударом молота убил самого резника. Согласитесь, смешно. Хоть и жестоко. Но ведь и животных резать – тоже жестоко.
Отличился Калигула и по части крылатых выражений. «Пусть ненавидят, лишь бы боялись». Эти слова стали девизом разного рода диктаторов на многие столетия.
А еще Калигула сказал: «О если бы у римского народа была только одна шея!» В том смысле, что ее можно было бы разом перерубить.
Калигула вообще сожалел, что его правление не отмечено никакими всенародными бедствиями. И, как пишет Светоний, «мечтал о разгроме войск, о голоде, чуме, пожарах или хотя бы о землетрясении».
Тот же Светоний уверяет, что Калигула сам чувствовал «помраченность своего ума». «И не раз помышлял удалиться от дел, чтобы очистить мозг».
Помышлял, но почему-то не удалился. И его убили. Народ, правда, разозлился. Народ Калигулу любил. Но Калигуле, когда его убили, от этого было не легче.
Потому что тому, кто у власти, всегда лучше вовремя удалиться и очистить мозг.
Глеб Сташков