Проблемы вокзала ВСМ: снос исторических зданий и пробки на Лиговском

Вокзал для поездов ВСМ (высокоскоростная железнодорожная магистраль  Петербург — Москва) собираются оборудовать на территории исторических складов на Лиговском проспекте – за торговым центром «Галерея». Этот торговый центр появился на месте котлована, оставшегося от непостроенного вокзала для предыдущей версии ВСМ. Эксперты прогнозируют перманентные пробки на Лиговском проспекте, если проект нового вокзала воплотится в жизнь.

Московский вокзал расширят за счет строений, расположенных между железнодорожными путями и Лиговским проспектом, сообщил 9 сентября журналистам председатель городского комитета по транспорту Кирилл Поляков. Вокзал для скоростных поездов собираются организовать на месте складов Северного страхового общества.  Будущий терминал ВСМ хотят соединить с метро «Лиговский проспект — 2». Станцию еще надо построить.

Заявление петербургских чиновников последовало после того, как мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что московский терминал ВСМ построят в районе Комсомольской площади.

Строительство ВСМ должно начаться в следующем году. В августе губернатор Александр Беглов говорил, что движение поездов по скоростной трассе планируется запустить в 2026 году. Стоимость проекта оценивается в 1,6 трлн рублей.

Склады, которые предполагается снести, построены учрежденным в 1872 году «Северным обществом страхования и складов товаров с выдачею варрантов». Основателем общества  был Василий  Кокорев, поэтому склады также называют Кокоревскими.

В 2001 году комплекс  Кокоревских складов включен КГИОПом в Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. В 2005 году склады исключены из перечня.

  • Современное состояние складов. Фото yandex и citywalls

По действующему законодательству сносить склады нельзя – они не являются памятниками архитектуры, но находятся в охранной зоне. «Деловой Петербург», ссылаясь на  зампреда петербургского отделения ВООПИК Александра Кононова, пишет, что охранное законодательство можно изменить, но цикл корректировки займет минимум 3 года.

По мнению архитектора Никиты Явейна, которого цитирует РБК, главная проблема с вокзалом ВСМ – не Кокоревские склады,  а неготовность инфраструктуры к увеличению пассажиропотока при запуске ВСМ. По прогнозам РЖД, пассажиропоток с пуском ВСМ составит 30 миллионов человек в года. Лиговский проспект, по словам Явейна, с таким пасажиропотоком не справится. Он считает, что ВСМ будет востребован только в том случае, если к вокзалу будет возможен подъезд такси и личных автомашин. Даже если часть территории Кокоревских складов отдать под парковку, говорит Явейн, это ничего не даст, потому что попасть на нее можно будет только с Лиговского проспекта, который встанет в постоянных пробки. В итоге ВСМ станет бессмысленной — сэкономив 90 минут пути на скоростном поезде, пассажиры будут терять 30-40 минут на то, чтобы подъехать к новому вокзалу или уехать от него.

Руководитель инициативной группы по защите транспортной инфраструктуры Виктор Орлов, которого цитируют «Невские новости», считает, что РЖД надо использовать для приема скоростных поездов не Московский, а Витебский вокзал – он малозагружен, рядом есть две станции метро, уличная сеть свободнее, чем в районе площади Восстания.

Нынешний проект строительства ВСМ – второй за последние 30 лет. Предыдущий проект был утвержден в 1995 году. Планировалось открыть магистраль в 2000 году. Однако в 1998 году Борис Ельцин отменил указ о сооружении скоростной магистрали.  РАО ВСМ, которое занималось ее строительством, было признано банкротом. От ВСМ остался только котлован рядом с Московским вокзалом, на его месте в 2010 году открылся ТРЦ «Галерея».


Теги: , ,