Путешествие в страну бесконечного рождества

Зачем идти на выставку в Анненкирхе


Лично мне в это сложно поверить, но 2023 год всё же наступил. И оба Рождества прошли – но рождественская выставка в лютеранской Анненкирхе (Кирочная улица, 8В), продолжает работать и в январе.

Чем ближе подходишь к церкви, тем виднее длинная очередь (я был на выставке перед православным Рождеством). К счастью, долго стоять на морозе не приходится, очередь движется быстро. На входе указывают на кассу справа, где продаются входные билеты. Лица некоторых посетителей моментально приобретают печально-кисловатый вид. Оно и понятно: 500 рублей – льготный билет; 700 – обычный в праздничные дни. Дороговато, но, насколько я заметил, никто из отстоявших в очереди на морозе не развернулся на входе.

Когда удаётся вырваться из тесной толпы и оказываешься внутри, то вокруг – уже совсем «другие люди»: всех возрастов и почти все – с телефонами. Все снуют туда-сюда, фотографируют и смотрят на перевёрнутую ёлку – «Благовещение».

Поблизости, слева от лестницы, есть и другая – «Доброёлка». Вот к ней идёт яркая дама с большим смартфоном. Глаза стремительно проносятся по буквам на инсталляции, а затем звучит вердикт: «О нет, столько я читать я не буду!».

На Доброёлке – имена и фамилии тех, кто просит о посильной помощи, ибо оказался в трудной жизненной ситуации. По моим наблюдениям, это – один из самых непопулярных экспонатов. Большинство подходят – и почти сразу же отходят, начинают вновь глядеть на подвешенную ель или устремляются вверх по лестнице за новыми впечатлениями.

К слову, можно ориентироваться по карте, размещённой на пропускном билете, и оттуда узнать, что если двинуться направо и прямо, то попадёшь в зал, где проводятся богослужения и где сейчас разместилось большое Северное сияние, переливающееся разными красками, как ему и полагается.

Помимо него, в этом просторном зале располагаются картины на библейские сюжеты с подсветкой, качалки в виде животных и великое множество мягких кресел-мешков. Откуда-то сверху играет убаюкивающая музыка, почти космическая.

Некоторые гости выставки и правда засыпают на большущих креслах; им даже не мешает громкий и уверенный голос девушки-экскурсовода, рассказывавшей о религиозном содержании рождественского таинства.

Далее посетителей ожидают другие экспонаты. Сначала – снежинки с красивой подсветкой. Первое время все смотрят на них, наверх, но вскоре замечают комнату с сеном и птицами – «Явление ангелов пастухам». Здесь приятно гулять, сено мило хрустит под ногами, почти как снег. Вдруг – бац! – раздаётся хлопок. Пространство обволакивает густой дым, видимость ухудшается и вся инсталляция приобретает дополнительный шарм.

На втором этаже – большая Вифлеемская звезда, рождение Спасителя и картины современных художников. Там же можно разглядеть Северное сияние с иного ракурса. Есть возможность и покрутить барабан, чтобы «вытянуть твоё доброе дело на сегодня» – проект со словесно-игривым названием «Волхвотрон».

Напоследок – часовня. Заходишь внутрь, садишься на удобный стул и слышишь очень знакомый голос диктора, читающего Евангелие от Луки. Закрываешь глаза, сосредотачиваешься и делаешь вдох. Самое время отрефлексировать весь пройдённый маршрут и подвести итоги.

Мероприятие организовывалось несколько месяцев, видно, что в него вложили много труда и сил. Как сказала арт-директор Анненкирхе и руководитель арт-группы «Зерно» Светлана Ивашкевич, особенно сложной оказалась работа над Северным сиянием и «километрами» гирлянды для праздничной ёлки: на это ушло целых три месяца. Не всё из задуманного удалось реализовать, но отдельные разработки воплотятся в жизнь к следующему Рождеству.

По словам PR-директора Анастасии Муравцевой, выставку тепло встретили, из социальных сетей приходит много благодарностей. Все посетители, которых мне удалось опросить лично, тоже оказались очень довольны. Одни отметили таинственную и завлекающую атмосферу; другие подчёркивали отсутствие в Петербурге таких ярких выставок.

И всё же есть нюанс. По крайней мере, один из посетителей –, а именно я сам, – выйдя из часовни, почувствовал какую-то пустоту после просмотра. Вроде бы, ты что-то увидел, нечто важное, но оно «рассыпалось», как только ты снова оказался в «мирском пространстве». Вот одни пьют кофе и едят торт, вот другие фотографируются в разных позах, третьи качаются на качалках, четвёртые спят или блаженно валяются на креслах-мешках. И возникает сомнение: Анненкирхе – что это? Церковь или светское культурное пространство? Какая составляющая доминирует? Кажется, вторая.

Пожалуй, это не вполне недочёт именно организаторов выставки, но рождественский посыл оказался где-то в стороне. Человек приходит, видит пару-тройку интересных для себя художественных объектов, делает фотографии и уходит. Организаторы оценили выставку как «очень цельную», по форме всё верно, а внутри – будто бы чего-то не хватает.

Конечно, это мой субъективный вывод. И он противоречив. Многим выставка понравилась, поэтому, вполне вероятно, понравится и вам. Выставка рабоатет по 29 января.

…Уходя из кирхи, я остановился около картины, на которой был изображён Иисус, несущий крест на Голгофу. Рядом оказалась мама с маленьким мальчиком. Ребёнок спросил её о том, кто изображён на картине. Мама ответила: «Он страшные муки вынес за спасение всех нас». Так что, быть может, я в своих сомнениях несправедлив, и выставка в самом деле – Рождественская, а не «культурно-массовая».

Владимир Алёшин