6 апреля российские школы перешли на дистанционное обучение. Получилось непросто – сайты не открывались, родители возмущались. Труднее всего на дистанционном обучении приходится не ученикам, а учителям. «Город 812» слушал довольных и недовольных.
Как в Петербурге и как в Москве
«Сегодня был только один онлайн урок – математика. Через Zoom (портал для видеоконференций). По остальным предметам прислали задание в вотсапе, надо сделать и прислать учителям фото сделанного, – рассказывает мама одного из учеников в Петербурге. – Говорят, что в старших классах учитель во время онлайн урока может позвонить ребенку на телефон и что-то у него спросить. У нас такого не было.
Только что выложили расписание и домашнее задание на завтра. Завтра к 10.40 нужно отослать доклад про буддизм. С 11 до 12 позвонить учителю английского в вотсап тем, кто сделал домашнее задание и хочет отметку получить. По физкультуре задали самостоятельно посмотреть видеоматериал (не сказали, где) и сделать доклад про волейбол на отметку. Родители недовольны, что им ночью писать доклад про буддизм к утру…»
«У нас сделали систему обучения, похожую на американскую, – говорит московский школьник, знакомый с образованием в США. – У каждого ученика есть свой аккаунт. Там появляется домашнее задание. Делать его нужно сразу на компьютере. Если сделал – справа загорается «выполнил», или горит «не приступил». В американском аккаунте больше опций. Можно приступить к заданию, но не закончить его. Тогда будет видно, сколько процентов осталось. Плюс надпись «не выполнил» горит разными цветами в зависимости от срока , к которому нужно выполнить задание. Если срочно надо сдавать она горит красным, мигает и пищит ещё.
Ещё американский школьник ограничен по времени выполнения. Потому что должен быть перерыв в работе с компьютером. Чтобы глаза отдохнули. Если , например, школьник выполнял задание три часа (добиваясь 100 баллов, а они обнулялись при каждом неверном ответе) – могут вызвать родителей в школу и сказать, что они нарушают права ребёнка. Хотя учителя даже не знают, что делал школьник и заставляли его сидеть за компьютером или нет. Через эту программу в Америке школы следят за всем. В русской программе пока такого нет, но, наверное, скоро будет.
В Америке, кроме того , каждый школьник может взять компьютер домой , как книгу в библиотеке , под подпись. У нас такого нет…»
Трансляций вести не собираюсь. Родители уже бесят
В Петербурге каждая школа и даже отдельный педагог использует способы коммуникации с учениками. Кто-то портал «Российской электронной школы» (РЭШ) (он не смог справиться с наплывом пользователей), кто-то «Яндекс.Учебник» и «Учи.ру» (на них тоже жаловались). Большинство учителей в первый день использовали мессенджеры для рассылки заданий.
Высказывания из педагогических форумов:
«По факту ни один урок не проведен. Мне кажется истерика должна быть не у родителей, а наоборот – у учителей. Столько подготовки и все впустую. Дети то готовы, покорно сидят и ждут урока у ноутбука».
«Использую РЭШ, Яндекс-учебник, кидаю ссылки видеоуроков с ютуба и задания по учебнику. Никаких трансляций вести не собираюсь».
«Родители уже бесят. Одни требуют полноценные онлайн уроки. Другие наоборот против сидения за гаджетами. Одни хотят выполнять задания по учебнику и в тетради, а другие хотят на платформе. И не на этой, а на вот той. Как школе под всех подстроиться? Бедные учителя и так решают кучу дополнительных вопросов. Ну, потерпите месяц-два. Не от хотения учителей все это происходит».
«Сама не люблю удаленку. Не люблю сидеть за компьютером, глаза слезятся, качество связи плохое, время неудобное и пр. А у нас министерство скинуло все на школы и гребите сами как хотите… Нет бы дать четкие указания, а не рекомендации. Уже раздражает это слово “рекомендации”, которое освобождает власти от ответственности».
«Я записала два коротких видео по 7-8 минут с объяснением материала и выложила в группе. Родители сказали, что детям всё понятно».
«У меня 2-й класс, онлайн не использую, так как у многих есть старшие дети, а компьютер в семьях один, им он важнее, поэтому выбрала платформы, на которые можно попасть в любое удобное время».
«Сократ: кто хочет действовать, тот ищет возможности, кто не хочет- ищет причины. Эти слова сейчас относятся ко всем участникам образовательного процесса! Детям, учителям, родителям. Сегодня провела видео урок для пятиклашек, в вк лайф. Не прогадала, когда все платформы висят, ВК работает».
«Сегодня было 2 урока во 2 классе в Zoom. Явка 100%, родители рядом на подхвате. Все дружно, спокойно. Сразу после выполнили задания в тетрадях, дочка все поняла. На выполнение заданий по математике и русскому ушло гораздо меньше времени, чем обычно после школы, хотя объем в 2 раза больше».
«Одним родителям вообще наплевать занимается их чадо или нет, вторые требует полноценные уроки по видеоконференции, у третьих проблемы с интернетом и они хотят, чтоб я снимала видео объяснения новой темы и скидывала им в вотсап. Главное перетерпеть теперь это все».
«У меня сын в 1 классе. Педагог дал задание по всем предметам, даже по физкультуре! Мы все выполнили, сфотографировали и отправили через вайбер. Претензий нет к нашему учителю (физкультуру не фотографировали)».
Как учителя будут отчитываться за онлайн
Учителя опасаются, что онлайн обучение приведет к еще большей бюрократизации образования.
«Коллеги! Вот пришло!
С 06.04.2020г. ужесточается контроль и отчетность каждого учителя по осуществлению образовательного процесса.
Схема ежедневной оперативной отчетности:
1) Учителя-предметники ежедневно, в соответствии с расписанием уроков, передают классным руководителям до 14:00 ч. следующие данные по классу на своих уроках:
– какие средства и технологии обучения применялись на уроке;
– сколько учащихся вышло на связь и обучалось;
– сколько обучающихся получили оценки.
2) Каждый классный руководитель на основании информации учителей-предметников ежедневно до 14:00 ч. передаёт завучу следующую информацию:
– какие средства и технологии обучения применялись на уроках в классе;
– сколько учащихся класса вышло на связь и обучалось;
– сколько обучающихся за день обучения получили оценки (ели обучающийся получил оценки по нескольким предметам, то в отчёте он учитывается как один человек, который получил оценки за день учёбы (пример: Иванов И. получил за день оценки по математике, русскому языку, истории, Петров И. получил оценки по математике и литературе, Сидоров П. получил оценку только по математике. В отчете указываем: “получили оценки 3 обучающихся”);
– сколько обучающихся в классе болеют (диагнозы);
– все ли педагоги (по расписанию) проводили в классе обучение (в том числе если педагог выдал задание обучающимся на отчетную дату, то проведение обучения засчитывается).
3) Ответственные по ступеням образования суммируют данные в ежедневную сводку по школе и отправляют её в отдел образования…»
Кудрин изучил мировой онлайн опыт
Счетная палата РФ изучила мировой опыт дистанционного обучения. Вкратце выводы.
188 государств отменили занятия в школах в масштабах всей страны. Это затронуло 91,3% учащихся во всем мире (1,58 млрд человек). Единственный выход – дистанционное обучение. Национальные образовательные платформы развернули уже 53 государства.
Проблемы и некоторые решения:
– Не все учителя будут способны осуществить быстрый и эффективный переход на онлайн-образование, им понадобятся поддержка и дополнительное обучение.
– Через некоторое время и учащиеся, и учителя столкнутся с отсутствием мотивации к обучению.
– Необходимо обеспечить учащихся портативными компьютерами и другими необходимыми ресурсами для обучения.
– Перенос офлайн-расписания в цифровую среду может негативно отразиться на здоровье учащихся. Уроки можно сократить и объединить с нецифровыми методами обучения.
– Необходимо следить за эмоциональным состоянием учащихся. Закрытие школ может вызвать у детей тревожность.
– Перед учебными заведениями встанет вопрос выбора, каким предметам обучать онлайн, а какие оставить ученикам для самостоятельного освоения. Некоторые предметы сложно перенести в онлайн-среду.
– Для обучения онлайн можно использовать традиционные методы передачи знаний (например, трансляция уроков по ТВ) – в большей степени подходят для совсем юных учащихся. Но если развитие инфраструктуры запаздывает, этот опыт можно распространить на всех.
– В мире не выработано достаточного опыта для определения объемов и механизмов финансирования системы онлайн-обучения.
Что делают другие государства
– Министерство образования и науки Кипра проводит ускоренное обучение учителей по вопросам дистанционного образования.
– На Кипре на государственном уровне было закуплено необходимое для дистанционного образования лицензионное программное обеспечение. Кипрские банки и меценаты обеспечивают нуждающихся детей электронными устройствами, а телекоммуникационные операторы – бесплатным доступом в Интернет для обеспечения дистанционного обучения.
– ОАЭ объявило о том, что пять новых приложений для учебы и бизнеса стали бесперебойно работать во всех сетях ОАЭ: Google Hangouts Meet, Cisco Webex, Avaya Spaces, BlueJeans и Slack. Ранее бесперебойный доступ был обеспечен к приложениям Microsoft Teams, Skype для бизнеса, Zoom и Blackboard.
Яндекс хочет учить учителей
Яндекс запустил программу подготовки для учителей Все материалы бесплатно доступны на отдельной странице на сайте Яндекс.Учебника Проходят вебинары, где учителей, во-первых, знакомят с образовательными сервисами Яндекса для дистанционных занятий, во-вторых, рассказывают про сам процесс дистанционного обучения: как построить его комфортно для всех участников. Во время вебинара можно будет задать экспертам вопросы — они отвечают в прямом эфире. Расписание вебинаров опубликовано на сайте Яндекс.Учебника. Ближайший семинар 8 апреля. Для учителей, не привыкших к вербинарам, Яндекс открыл бесплатную горячую линию (работает с трех часов ночи).