Глава Комитета по образованию – о превратностях приема в петербургские школы
С 15 декабря в Петербурге начинается запись детей в первые классы. Родители нервничают: как попасть в лучшую школу? Можно ли самим выбрать первого учителя? Или программу, по которой будет учиться ребенок? Сколько детей, по нормам, может быть в классе? А если у одной учительницы за партами 40 человек, это нормально? – об особенностях приема в первые классы в 2020 году «Городу 812» рассказала председатель Комитета по образованию Петербурга Жанна Воробьева.
С 15 декабря заявления о приеме в первые классы смогут подать льготники (родители, чьи дети имеют преимущественное право зачисления). А с 20 января 2020 года в школы начнут набирать детей, «проживающих на закрепленной территории» – то есть в микрорайоне (как правило, ближайшем к школе), который прикреплен к этому учебному заведению. Такой порядок очень затрудняет жизнь тем родителям, которые мечтают устроить ребенка не в ближайшую, а в лучшую, по их мнению, школу. Некоторые даже придумывают не вполне легальные схемы с фиктивной пропиской собственных детей по нужным адресам, закрепленным за «лучшей» школой. Можно ли законным путем выбрать учебное заведение для будущего первоклассника?
О выборе первого учителя
– По Закону об образовании родители имеют право выбрать школу для ребенка. Но можно ли реализовать это право на практике, если запись в первый класс в Петербурге осуществляется по приписному принципу? Где зарегистрирован – там и учись?
– В Петербурге существующие правила приема в первые классы действуют уже пятый год. Конечно, родители вправе выбрать школу. Именно поэтому им дана возможность одновременно указать в электронном заявлении до трех образовательных учреждений. Однако в соответствии с федеральными нормативными документами в школу прежде всего должны принять детей, проживающих в непосредственной близости от образовательного учреждения. Детей из других микрорайонов школа принимает при наличии свободных мест. Следует учитывать, что закрепление территорий и микрорайонов – это прежде всего решение вопроса доступности ближайшей школы. Наше глубокое убеждение, которое подкрепляется мнением родителей, врачей, педагогов и психологов, состоит в том, что ребенок должен тратить минимум времени на дорогу в школу. При этом, разумеется, возможность посещать ближайшую к дому школу – это право, а не обязанность. Родители могут либо воспользоваться этим правом, либо выбрать другое образовательное учреждение.
– Есть мнение, что первый учитель очень важен, поэтому нужно выбирать не школу, а педагога. Могут ли родители выбрать конкретного учителя для будущего первоклассника?
– Конечно, перед началом учебного года родители много думают о том, каким будет первый учитель их ребенка. Одним хотелось бы, чтобы с ребенком работал педагог с более мягким подходом, другие считают, что ребенок будет лучше усваивать материал под руководством строгого учителя. Кто-то считает, что учитель начальных классов должен следовать классическим методикам, а кто-то убежден, что лучший результат дадут инновационные подходы. Родители всегда могут обратиться к директору школы или заместителю по начальным классам и поговорить о выборе первого учителя. Школа, безусловно, должна будет учесть обоснованные пожелания родителей. Но окончательное решение все-таки принимается образовательным учреждением по объективным соображениям.
О разных образовательных программах
– А можно ли выбрать образовательную программу?
– Сегодня этот вопрос уже не так беспокоит родителей будущих первоклассников. Ведь образовательная программа начального общего образования едина для всех образовательных учреждений. Она соответствует единым федеральным государственным образовательным стандартам и ставит своей целью формирование общих базовых знаний, умений и навыков у младших школьников. Каждая школа имеет право вносить свою специфику в объеме 20% основной образовательной программы. Прежде всего это касается школ с углубленным изучением иностранного языка, так как оно начинается уже со второго класса. Кроме того, школа имеет право выбирать те или иные учебники из федерального перечня. Пожалуй, только этим и будет отличаться образовательная программа одной школы от другой.
В зависимости от своего решения родитель может выбрать школу, в которой реализуется та или иная образовательная программа. При наличии свободных мест школа рассмотрит и заявления родителей других микрорайонов. В дальнейшем, когда ребенок окончит начальную школу, когда проявятся его интересы и способности, имеет смысл подумать о выборе образовательной программы и учреждения, которое обучает по такой программе. Мы всегда советуем родителям не торопиться с решением, внимательно следить за успехами своих детей и ориентироваться в первую очередь на их таланты и рекомендации педагогов.
О наполняемости классов
– Сколько первоклассников ожидается в Петербурге в сентябре 2020 года?
– В 2020 году в Санкт-Петербурге ожидается 62 тысячи первоклассников. Динамика последних трех лет показывает сокращение темпов прироста первоклассников. Так, в 2017 году прирост количества первоклассников составил 6,7%, в 2018 году – 2,5%, в 2019 году – 2,4%.
– Если исходить из нормы – не более 25 человек в классе, – будет ли нехватка мест в школах?
– Все дети школьного возраста будут обеспечены местом в общеобразовательных учреждениях. Норма о максимальной наполняемости на уровне 25 человек в классе была исключена из СанПиНа еще в 2015 году. Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 № 81 была введена другая формулировка: «Количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению». То есть предельная наполняемость класса сегодня определяется не фиксированным числом, а фактическими параметрами помещения. Учитывая, что проекты строительства современных школ являются индивидуальными (нетиповыми), площадь классов в различных школах может варьироваться. Таким образом, и наполняемость классов также может отличаться.
О второй смене и смещенном графике
– По официальным данным, в Петербурге нет школ со второй сменой. Однако, как следует из доклада Уполномоченного по правам ребенка, фактически вторая смена есть. Это когда занятия в школах начинаются с 12–13 часов дня, но называют такой график гибким. Например, в Красносельском районе около 7 тысяч детей начальной и средней школы обучаются по такому графику, в Выборгском районе – три тысячи подростков. В школах Пушкинского района есть вторая смена. Как вы прокомментируете ситуацию?
– В условиях значительного увеличения количества детей школьного возраста в отдельных микрорайонах Красносельского и Пушкинского районов Санкт-Петербурга администрациями районов совместно с руководством школ проведен анализ возможностей и ресурсов образовательных учреждений по эффективному использованию помещений для организации образовательного процесса. Так, в семи школах этих районов уроки проводятся по смещенному графику; для нескольких классов учебный процесс начинается, например, с 12.00 или 12.30, а в утреннее время организованы занятия внеурочной деятельности (подвижные игры или ритмика в актовом зале, занятия по иностранным языкам, занятия в библиотеке). В общей сложности по смещенному графику учатся около 3 тысяч детей. Это особый режим работы образовательных учреждений, который введен временно, до создания в этих микрорайонах достаточного количества мест в школах.
– По словам Александра Беглова, в некоторых образовательных учреждениях по количеству учащихся «перегруз достигает 318%». Может быть, надо перестать лукавить, замалчивать проблему и официально ввести вторую смену? Какова ваша позиция?
– Речь идет о конкретном микрорайоне Петербурга – Славянка (Шушары). Здесь количество детей школьного возраста значительно превышает количество мест в действующих школах. Тем не менее подавляющее большинство родителей выбирают обучение детей в школах, расположенных близко от места проживания семьи. Поэтому школы вынуждены вводить смещенный график. Администрация Пушкинского района предлагает родителям и другие варианты, в том числе организацию подвоза детей и классов в школы, расположенные в других микрорайонах. Ситуация должна в корне измениться после открытия новых школ. В частности, на Новгородском проспекте в Пушкинском районе запланировано строительство общеобразовательной школы на 1650 мест, которая позволит снизить нагрузку на переполненные школы и вернуться к обычному режиму работы.
О рейтинге школ
– Составляются ли сейчас рейтинги лучших школ города? Считаете ли вы, что эта информация должна быть доступна для родителей, или она нужна только специалистам?
– Рейтинги школ Санкт-Петербурга составляются с 2015 года. Они всегда размещались на портале «Петербургское образование» (https://petersburgedu.ru). С последними рейтингами можно познакомиться и в разделе «Санкт-Петербургская региональная система оценки качества образования». Рейтинги школ Санкт-Петербурга за 2019 год по пяти направлениям формируются в настоящее время. Они будут опубликованы в декабре 2019 года на портале «Петербургское образование» в том же разделе. Формируя эти рейтинги, мы стремились создать объективную систему навигации для родителей по школам города и дать им возможность найти близко к дому школу, подходящую ребенку по качеству образования, по комфортности и безопасности, условиям обучения, составу педагогов. Конечно, такая информация должна быть отрыта и доступна.
Елена Роткевич