«Родители вправе выбрать школу и учителя»

Глава Комитета по образованию – о превратностях приема в петербургские школы

 

С 15 декабря в Петербурге начинается запись детей в первые классы. Родители нервничают: как попасть в лучшую школу? Можно ли самим выбрать первого учителя? Или программу, по которой будет учиться ребенок? Сколько детей, по нормам, может быть в классе? А если у одной учительницы за партами 40 человек, это нормально? –  об особенностях приема в первые классы в 2020 году «Городу 812» рассказала председатель Комитета по образованию Петербурга Жанна Воробьева.

С 15 декабря заявления о приеме в первые классы смогут подать льготники (родители, чьи дети имеют преимущественное право зачисления). А с 20 января 2020 года  в школы начнут набирать  детей, «проживающих на закрепленной территории» – то есть в микрорайоне (как правило, ближайшем к школе), который прикреплен к этому учебному заведению. Такой порядок очень затрудняет жизнь тем родителям, которые мечтают устроить ребенка не в ближайшую, а в лучшую, по их мнению, школу. Некоторые даже придумывают не вполне легальные схемы с фиктивной пропиской собственных детей по нужным адресам, закрепленным за «лучшей» школой. Можно ли законным путем выбрать учебное заведение для будущего первоклассника?

 

О выборе первого учителя

 – По Закону об образовании родители имеют право выбрать школу для ребенка.  Но можно ли реализовать это право на практике, если запись в первый класс в Петербурге осуществляется по приписному принципу? Где зарегистрирован – там и учись?

В Петербурге существующие правила приема в первые классы действуют уже пятый год. Конечно, родители вправе выбрать школу. Именно поэтому им дана возможность одновременно указать в электронном заявлении до трех образовательных учреждений.  Однако в соответствии с федеральными нормативными документами в школу прежде всего должны принять детей, проживающих в  непосредственной близости от образовательного учреждения. Детей из других  микрорайонов школа принимает при наличии свободных мест. Следует учитывать, что закрепление территорий и микрорайонов – это прежде всего решение  вопроса доступности ближайшей школы. Наше глубокое убеждение, которое подкрепляется мнением родителей, врачей, педагогов и психологов, состоит в том, что ребенок должен тратить минимум времени на дорогу в школу. При этом, разумеется, возможность посещать ближайшую к дому школу –  это право, а не обязанность. Родители могут либо воспользоваться этим правом, либо выбрать другое образовательное учреждение.

– Есть мнение, что первый учитель очень важен, поэтому нужно выбирать не школу, а педагога. Могут ли родители выбрать конкретного учителя для будущего первоклассника?

Конечно, перед началом учебного года родители много думают о том, каким будет первый учитель их ребенка. Одним хотелось бы, чтобы с ребенком работал педагог с более мягким подходом, другие считают, что ребенок будет лучше усваивать материал под руководством строгого учителя. Кто-то считает, что учитель начальных классов должен следовать классическим методикам, а кто-то убежден, что лучший результат  дадут инновационные подходы. Родители всегда могут обратиться к директору школы или заместителю по начальным классам и поговорить о выборе первого учителя. Школа, безусловно, должна будет учесть обоснованные пожелания родителей. Но окончательное решение все-таки принимается образовательным учреждением по объективным соображениям.

 

О разных образовательных программах

 – А можно ли выбрать образовательную программу?

– Сегодня этот вопрос уже не так беспокоит родителей будущих первоклассников. Ведь образовательная программа начального общего образования едина для всех образовательных учреждений. Она соответствует единым федеральным государственным образовательным стандартам и ставит своей целью формирование общих базовых знаний, умений и навыков у младших школьников. Каждая школа имеет   право вносить свою специфику в объеме 20% основной образовательной программы. Прежде всего это касается школ с углубленным изучением иностранного языка, так как оно начинается уже со второго класса. Кроме того, школа имеет право выбирать те или иные учебники из федерального перечня. Пожалуй, только этим и будет отличаться образовательная программа одной школы от другой.

В зависимости от своего решения родитель может выбрать школу, в которой реализуется та или иная образовательная программа. При наличии свободных мест школа рассмотрит и заявления родителей других микрорайонов. В дальнейшем, когда ребенок окончит начальную школу, когда проявятся его интересы и способности, имеет смысл подумать о выборе образовательной программы и учреждения, которое обучает по такой программе. Мы всегда советуем родителям не торопиться с решением, внимательно следить за успехами своих детей и ориентироваться в первую очередь на их таланты и рекомендации педагогов.

 

О наполняемости классов

 – Сколько первоклассников ожидается в Петербурге в сентябре 2020 года?

– В 2020 году в Санкт-Петербурге ожидается 62 тысячи первоклассников. Динамика последних трех лет показывает сокращение темпов прироста первоклассников. Так, в 2017 году прирост количества первоклассников составил 6,7%, в 2018 году – 2,5%, в 2019 году – 2,4%.

– Если исходить из нормы – не более 25 человек в классе, – будет ли нехватка мест в школах?

– Все дети школьного возраста будут обеспечены местом в общеобразовательных учреждениях. Норма о максимальной наполняемости на уровне 25 человек в классе была исключена из  СанПиНа еще в 2015 году. Постановлением  Главного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 № 81 была введена другая формулировка: «Количество учащихся в классе определяется исходя из расчета  соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий  от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению». То есть предельная наполняемость класса сегодня определяется не фиксированным числом, а фактическими параметрами помещения. Учитывая, что проекты строительства современных школ являются индивидуальными (нетиповыми), площадь классов в различных школах может варьироваться. Таким образом, и наполняемость классов также может отличаться.

 

О второй смене и смещенном графике

 – По официальным данным, в Петербурге нет школ со второй сменой. Однако, как следует из доклада Уполномоченного по правам ребенка, фактически вторая смена есть. Это когда занятия в школах начинаются с 12–13 часов дня, но называют такой график гибким. Например, в Красносельском районе около 7 тысяч детей начальной и средней  школы обучаются по такому графику, в Выборгском районе  –  три тысячи подростков. В школах Пушкинского района есть вторая смена. Как вы прокомментируете ситуацию?

– В условиях значительного увеличения количества детей школьного возраста в отдельных микрорайонах Красносельского и Пушкинского районов Санкт-Петербурга администрациями районов совместно с руководством школ проведен анализ возможностей и ресурсов образовательных учреждений по эффективному использованию помещений для организации образовательного процесса. Так, в семи школах этих районов уроки проводятся по смещенному графику; для нескольких классов  учебный процесс начинается, например, с 12.00 или 12.30, а в утреннее время организованы занятия внеурочной деятельности (подвижные игры или ритмика в актовом зале, занятия по иностранным языкам, занятия в библиотеке). В общей сложности по смещенному графику учатся около 3 тысяч детей. Это особый режим работы образовательных учреждений, который введен временно, до создания в этих микрорайонах достаточного количества мест в школах.

По словам Александра Беглова, в некоторых образовательных учреждениях по количеству учащихся «перегруз достигает 318%». Может быть, надо перестать лукавить, замалчивать проблему и официально ввести вторую смену? Какова ваша позиция?

Речь идет о конкретном микрорайоне Петербурга – Славянка (Шушары). Здесь количество детей школьного возраста значительно превышает количество мест в действующих школах. Тем не менее подавляющее большинство родителей выбирают обучение детей в школах, расположенных близко от места проживания семьи. Поэтому школы вынуждены вводить смещенный график. Администрация Пушкинского района предлагает родителям и другие варианты, в том числе организацию подвоза детей и классов в школы, расположенные в других микрорайонах. Ситуация должна в корне измениться после открытия новых школ. В частности, на Новгородском проспекте в Пушкинском районе запланировано строительство общеобразовательной школы на 1650 мест, которая позволит снизить нагрузку на переполненные школы и вернуться к обычному режиму работы.

 

О рейтинге школ

 – Составляются ли сейчас рейтинги лучших школ города? Считаете ли вы, что эта информация должна быть доступна для родителей, или она нужна только специалистам?

Рейтинги школ Санкт-Петербурга составляются с 2015 года. Они всегда размещались на   портале «Петербургское образование» (https://petersburgedu.ru). С последними  рейтингами можно познакомиться и в разделе «Санкт-Петербургская региональная система оценки качества образования». Рейтинги школ Санкт-Петербурга за 2019 год по пяти направлениям формируются в настоящее время. Они будут опубликованы в декабре 2019 года на портале «Петербургское образование» в том же разделе. Формируя эти рейтинги, мы стремились создать объективную систему навигации для родителей по школам города и дать им возможность найти близко к дому школу, подходящую ребенку по качеству образования, по комфортности и безопасности, условиям обучения, составу педагогов. Конечно, такая информация должна быть отрыта и доступна.

Елена Роткевич