Российская национальная библиотека. Экскурсия в сердце тьмы

Библиотека гронского периода постоянно дает стимулы для журналистских расследований. Как писал Николай Гумилев в стихотворении «Слово», «а для низкой жизни были числа, как домашний, подъяремный скот, потому что все оттенки смысла умное число передает».

Именно о «низкой» жизни Российской национальной библиотеки и пойдет речь в этой статье: о закупках, ценах, договорах и протоколах. На первый взгляд, сюжет скучнейший, однако не надо торопиться с выводами. Потому что деньги, реальные деньги, никогда не могут быть скучной темой.

Причем «умные числа» передадут те «оттенки смысла», которые покажут подлинные цели работы, с экономической, прежде всего, контрактной деятельностью РНБ. Покажут, как и куда уходят средства библиотеки – напомню, учреждения не частного, а федерального государственного бюджетного учреждения. Покажут технологию – к концу статьи станет понятно, технологию чего.

А для начала, для демонстрации модели, рассмотрю небольшой пример.

.

Календарь квартальный драгоценный

Информацию об этом уникальном издании можно без труда получить на официальном сайте https://zakupki.gov.ru/, посмотрев извещение о закупке с реестровым № 32110870143 . Наименование закупки – изготовление и доставка календарей трио. На всякий случай разъясню, что календарь трио показывает сразу три месяца, весь квартал. Закупка производится у единственного поставщика.

В извещении о проведении закупки от 26 ноября 2021 г. указано, что начальная, она же максимальная цена закупки – 115 900 руб. 00 коп. Именно на такую общую сумму библиотека решила закупить календари. Имеется документ – протокол № 32110870143-01 о проведении закупки у единственного исполнителя от 30 ноября 2021 г. Из документа следует, что комиссия по закупкам из семи человек в присутствии пяти человек приняла решение заключить договор с единственным поставщиком – ООО «Союз-Дизайн» в лице гендиректора Лужецкого Андрея Вячеславовича – с ценой в 115 900 рублей 00 коп. Председатель комиссии Нарышкина И.Н.Ю зам. гендиректора РНБ по экономике и финансам, члены – Курлович О.Н., другой заместитель гендиректора, Лихоманов А.В., бывший директор РНБ а ныне то ли помощник, то ли советник, а также два человека из Юридического департамента РНБ – его начальник Осипов В.С. и сотрудник Салова М.В.  (см. Приложение 1). Все согласились и подписали.

В результате 1 декабря 2021 г. был заключен договор на приобретение печатных календарей. И все было бы замечательно, если бы в информации о договоре о закупке товаров № 8780803608921000027000 не было указано, что на указанную сумму количество заказанных календарей равняется ста (100).

.

То есть РНБ решила оплатить закупку ста календарей трио по цене 1 159 руб. за одну штуку.

Для сравнения приведу данные, имеющиеся в интернете (см. тут). При тираже 100 штук стоимость одного календаря в зависимости от исполнения колеблется от 148 руб. («Эконом») до 272 руб. («Гранд Стандарт»). Иначе говоря, РНБ превысила разумные цены в 4,3 – 7,8 раз.

Я не исключаю, что календарь, напечатанный по заказу РНБ, может быть украшен каким-нибудь полудрагоценным камнем, скажем, хризопразом. Когда речь о библиотеке, возглавляемой нынешним руководством, возможно всё. Естественно, на память приходит пресловутый золотой ершик для унитаза. В конце концов, почему бы и нет?  Может быть, для каких-нибудь дворцов и элитарных апартаментов и календарь нужен не за 300, а за 1200 руб. Солидный календарь для солидных господ…

.

Однако все это не отменяет вопрос, связанный с тем, что закупка производится у единственного поставщика, причем по цене, волюнтаристски заданной заказчиком без какого-либо обоснования. Если мы не имеем дело с «золотым ершиком», то при проведении нормального конкурса цена определилась бы как рыночная – в диапазоне примерно 148 – 272 руб. в зависимости от дизайна, разработка которого составляет, кстати, от 3 до 7 тыс. руб. (см. тут ).

Однако в рассматриваемом случае конкурса не было, а цена была установлена заказчиком изначально и предложена изготовителю. Кстати, фирма А.В.Лужецкого сотрудничала с той организацией, которую В.Г.Гронский возглавлял и в которой И.Н.Нарышкина работала до их дружного перемещения в РНБ, а именно с Музеем А.В.Суворова (см. тут ), так что появление именно «Союз-Дизайна» как исполнителя, возможно, не случайно.

.

Сеанс юридической магии с полным ее разоблачением

Запредельно высокая цена одного календаря при закупке у единственного поставщика в любом случае вызывает подозрения и желание обратиться сначала в Федеральную антимонопольную службу, а затем в прокуратуру, поскольку отсутствует – на что я уже обратил внимание – обоснование цены договора.

Это важный юридический нюанс, связанный с тем, что после вступления в силу Федерального закона от 05.04.2021 № 86-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 4 Федерального закона “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”» заказчики должны в своих «Положениях о закупке» предусмотреть порядок определения и обоснования цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику в ходе исполнения договора, определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора.

В соответствии с нормой закона № 86-ФЗ приказом Министерства культуры от 14.09.2021 № 1507, который пдписала зам. министра культуры О.С.Ярилова, было утверждено новое «Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд федерального государственного бюджетного учреждения “Российская национальная библиотека”».

.

Так в п. 112 этого Положения указано, что «закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) — это способ закупки, при котором предложение о заключении договора направляется конкретному поставщику, либо принимается предложение о заключении договора от одного поставщика без рассмотрения иных предложений».

Однако в Положении отсутствует норма, предписанная частью 2 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а именно обязанность определять и обосновывать цену договора, заключаемого с единственным поставщиком.

В подпунктах 5 – 7 пункта 29 Положения, распространяющегося только на конкурентную закупку, т.е. когда заявки на конкурс подают несколько претендентов, сказано, что в документации должны быть указаны:

.

Но в случае единственного поставщика норма подпункта 7 пункта 29 Положения демонстративно в Положении не прописана, отсутствует.

Соответственно и в опубликованной на сайте документации на изготовление и доставку календарей трио за 115 900 руб. обоснование цены я не нашел. Его нет, причем – подчеркну – нет в точном соответствии с Положением, которое было утверждено  приказом Министерства культуры от 14.09.2021 № 1507.

То есть это Министерство культуры нарушило часть 2 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а с разрешения Минкультуры нарушила Федеральный закон и РНБ. Вроде как на «законном» основании, с разрешения министерства, создавшего в РНБ неприступный «Нарышкинский бастион».

Ну а уж после такой юриспруденции… пошла пруха, которую выразительнее всего описывает старый анекдот про Василия Ивановича.

.

Петька встречает Чапаева на вокзале и не верит своим глазам: тот выходит из поезда, прибывшего из Лондона, в смокинге, в руках саквояж крокодиловой кожи, трость слоновой кости. Едут в пятизвездочный отель. В номере «люкс» Петька начинает распаковывать вещи, открывает саквояж, а в нем фунты стерлингов толстыми пачками…

– Откуда столько, Василий Иванович? – Да в карты выиграл, – отвечает Чапаев. – Расскажи! – Ну прихожу в казино, все ко мне: «Василий Иванович, давайте в вист, в покер…». Я говорю, что умею только в «очко». – «Держи банк», – говорят. Ну, я банкую. И первый же господин набирает три карты и говорит: «Двадцать одно!» Я ему говорю: «Показывай!» Он: «Что значит – показывай? Мы тут все джентльмены – мы друг другу верим на слово!» – «Понятно», – говорю.

И тут пошла пруха! (вариант: и тут мне поперло!).

 .

Таков сеанс юридической магии с полным ее разоблачением. Понятно, что приказ, подписанный О.С.Яриловой ко многому обязывает…

Мне в этой связи непонятно только одно: почему 100 календарей в РНБ решили купить за 115 900 руб., а не за 300 000, за 500 000 руб., за миллион? Неужели застеснялись?.. Ведь никаких ограничений нет, обосновывать цену за одну штуку не нужно, министерство объявило пруху! Зачем грабить банки, если есть приказ от 14.09.2021 № 1507?

Любопытно было бы увидеть эти календари в продаже.

.

 Выставка на миллион

После того, как я на небольшом примере детально описал технологию прухи, включая ее юридический базис, на следующем примере – открывшейся 23 ноября 2021 г. выставки к 350-летию со дня рождения Петра Великого «Победу решает военное искусство» (о ней см. на сайте РНБ) – я продемонстрирую, какие прихотливые финансовые узоры можно расшивать по этой канве.

Прежде всего, должен искренне поблагодарить В.Г.Гронского за то, что он не стал реализовывать безумный проект, отстаивавшийся прежним гендиректором, А.П.Вершининым, и особенно горячо его «серым кардиналом» В.О.Коротковым («Это страшные люди», – до сих пор говорят в библиотеке). Я имею в виду так называемую «Петровскую Золотую палату», которую эти деятели хотели разместить в Косой галерее, соединяющей корпус Е.С.Воротилова с корпусами К.И.Росси и В.И.Собольщикова, для чего предлагалось выбросить отсюда уникальный Генеральный алфавитный карточный каталог, который Вершинину и Короткову, видимо, представлялся архаической ненужностью.

Моя статья об этом идиотизме появилась на сайте журнала «Город 812» 12 августа 2019 г. (см. тут). Как я тогда писал, проект примечателен своей, с одной стороны,  нецелесообразностью, с другой стороны, необходим как повод для достижения совсем иных целей, а именно – для реализации варварского проекта по зачистке главного здания от книг русского фонда.

Однако новое время – новые песни.  О них чуть ниже, вначале несколько слов надо сказать о самой выставке «Победу решает военное искусство». Впечатление о ней дает фоторепортаж, помещенный в конце статьи. Выставка размещена, как это делалось и раньше, в коридоре, соединяющем вестибюль корпуса К.И.Росси с Отделом рукописей (теперь этот коридор именуется Выставочным залом Отдела рукописей). Подготовлена она сотрудниками Отдела рукописей и сектора выставочной деятельности Отдела культурных программ. 

Понятно, что Российской национальной библиотеке есть что продемонстрировать. В состав экспозиции входят как представленные в копиях уникальные рукописные материалы –  например, письма и указы Петра I, документы из Сборника делопроизводственных материалов Адмиралтейского приказа, посвященные деятельности «математико-навигацкой» школы, основанной в 1701 г. в Москве по указу Петра (ОР РНБ. Ф. 608. Оп. 1. № 55), или Журнал фельдмаршала Б.П.Шереметева (ОР РНБ. Эрм. 529), так и копии гравюр петровского времени, подготовленные для выставки Отделом эстампов (они экспонируются в кристалайтах – световых панелях небольшой толщины со световым обрамлением, которые уже использовались на выставке, посвященной Александру Невскому). Ряд экспонатов поступил из Отдела редких книг. Также на выставке, с учетом ее очевидной – в духе времени – милитаристской озабоченности, показано оружие: муляжи предоставил из своих фондов Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи (шпага шведская драбантская образца 1701 г., сабля с ножнами, пищаль стрелецкая, фузея солдатская, бердыш). Наконец, показано военное обмундирование, которое предоставили реконструкторы Лейб-гвардии Преображенского полка (кафтан офицерский двубортный, мундир рядового Преображенского полка, бострог матросский). Как пояснил заведующий Отделом рукописей А.И.Алексеев, артефакты были предоставлены на выставку благодаря его личным связям.

В целом выставка выглядит, с одной стороны, современно, а с другой стороны, скромно, в духе всех библиотечных выставок ГПБ – РНБ. Традиция эта давняя и основана на убеждении, возможно, подсознательном и несформулированном, что для Библиотеки, обладающей такими ценностями, на выставках не нужны какие-то особенные, кричащие ухищрения и выдумки, которыми надо стремиться кого-то поразить или перегнать. Потому что, как гласит восточная мудрость, имеющий в кармане мускус не кричит об этом на улице – запах мускуса говорит за него.

А теперь о «низкой жизни».

Это раньше указанные отделы РНБ – рукописей, редкой книги, эстампов и культурных программ – спокойно и без дополнительных затрат подготовили бы такую выставку.

Теперь так стало не интересно, поэтому к выставке были произведены закупки – естественно, у единственных поставщиков.

Во-первых, закупка с реестровым номером извещения 32110813642. Наименование закупки: оказание услуг по изготовлению материалов выставки, монтажу выставочного пространства, администрированию выставки, посвященной 350-летию Петра Великого «Победу решает военное искусство» (см. тут).

16 ноября 2021 г. уже знакомыми нам четырьмя членами закупочной комиссии (И.Н.Нарышкина, О.Н.Курлович, А.В.Лихоманов, В.С.Осипов) был подписан протокол № 32110813642-01 о проведении закупки у единственного исполнителя с уже указанным предметом договора, цена которого 338 000 руб.

Основанием закупки указан подпункт «а» пункта 112.1 «Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд федерального государственного бюджетного учреждения “Российская национальная библиотека”»:

.

Единственным поставщиком оказался индивидуальный предприниматель Марченко Арсений-Этельберт Викторович, действующий на основании государственной регистрации от 19.08.2015 (см. Приложение 2).

Во-вторых, в тот же день 16 ноября 2021 г. закупочная комиссия подписала протокол № 32110813713-01 о проведении закупки у единственного исполнителя (см. тут).  Предмет договора: оказание услуг по формированию визуального образа, разработке фирменного стиля, верстке макетов визуальных материалов и подготовке их к печати в рамках выставки, посвященной 350-летию со дня рождения российского императора Петра Великого «Победу решает военное искусство». Цена договора – 462 000 руб. Основание закупки – см. выше. Единственный поставщик на этот раз – индивидуальный предприниматель Парфенов Юрий Сергеевич, действующий на основании государственной регистрации от 25.12.2017 (см. Приложение 3).

В-третьих, еще 15 октября 2021 г. комиссия в хорошо известном составе под председательством неизменной И.Н.Нарышкиной подписала протокол № 32110719366-01 о проведении закупки у еще одного единственного исполнителя (см. тут).

Предмет закупки: создание и разработка визуального образа выставки, посвященной 350-летию Петра Великого. Цена договора 334 000 руб. Договор заключен с индивидуальным предпринимателем Вильрат Инной Романовной (см. Приложение 4). Кстати, как ИП Вильрат зарегистрирована 14 сентября 2021 г., а протокол о проведении закупки у нее датирован 15 октября 2021 г. Разве это не подозрительно?

Итого: Марченко + Парфенов + Вильрат = 338 000 + 462 000 + 334 000 = 1 134 000 руб.  Вот это я понимаю: размах! На Петра Великого ничего не жалко, никаких денег!

.

С этого места  поподробнее

Начну с того, что сотрудники РНБ ошарашены и самим фактом привлечения «единственных исполнителей», и суммами отдельных договоров, и итоговой величиной, превысившей один миллион. При том дефиците бюджетных и внебюджетных средств, какой наличествует в библиотеке, такие затраты на одну выставку представляются понимающим людям безумными. Тем более, что все понимают: в отсутствие обоснования договорных цен можно манипулировать любыми величинами.

Почему, скажем, Парфенов получил 462 000 руб., а не 40 000 или 862 000? Откуда берутся числа, с какого потолка на втором этаже административного корпуса РНБ? Это все самодеятельность исключительно И.Н.Нарышкиной и ее сочленов по закупочной комиссии? Отражение их, так сказать, фантазий? Или, может быть, отражение их потребностей или потребностей каких-то бенефициаров? Неужели кое-кто уже добрался до коммунизма: работает по способностям, а получает по потребностям?.. Неужели это указанные выше индивидуальные предприниматели, которым вдруг так поперло?

Если кто-то решит, что я намекаю на так называемые «откаты» с огромных договорных сумм, то нет, в РНБ работают честнейшие люди, и такова вся команда Гронского. Я просто удивляюсь и задаю вопросы тем, кто, может быть, знает. Однако по всем признакам, поддающимся нашему наблюдению, выглядит все необъяснимо и странно. И у меня создается впечатление, что выставка, о которой идет речь, – она не столько про военное искусство петровского времени, не про гравюры и офицерские кафтаны, сколько про другое: про деньги.

Кстати, я поговорил с людьми, близкими к дизайну. Мне сообщили, что множество профессиональных дизайнеров взялись бы за разработку визуального образа выставки и за 30 – 40 тысяч рублей. И были бы вполне довольны. Тем более, что в Отделе культурных программ еще есть свои дизайнеры, что подтвердила в телефонном разговоре со мной заведующая этим отделом О.И.Кагановская. Правда, сначала Кагановская сказала, что не готова обсуждать со мной эту, как она выразилась, «скользкую тему», но потом подтвердила, что дизайнеры есть, причем их несколько. Но количество их назвать отказалась, объявив, что не может обсуждать со мной вопросы штатного расписания.  

 Теперь к персоналиям договоров о закупках. Самая колоритная из них – это Марченко Арсений-Этельберт Викторович. Дело тут в следующем.

.

У генерального директора в команде появился новый для РНБ замечательный персонаж. Это Давыдова Полина-Тереза Георгиевна, принятая на должность советника по проектной деятельности и развитию.

Вот на протокольной фотографии, сделанной в день открытия выставки 23 ноября 2021 г., рядком стоят (слева направо): Б.М.Пиотровский-сын, вице-губернатор СПб, курирующий культуру, зав. отделом рукописей РНБ А.И.Алексеев, гендиректор РНБ В.Г.Гронский, зам. гендиректора по экономике и финансам, председатель закупочной комиссии И.Н.Нарышкина, советник гендиректора П.-Т.Г.Давыдова и зам. гендиректора по библиотечной работе С.Б.Голубцов.

А вот обе дамы крупным планом: стоят за спиной своего директора, слегка осклабившись от умиления и почтительно прислушиваясь к разговору вельмож (фото см. ниже).

Послужной список Полины-Терезы Георгиевны, согласно ее странице ВКонтакте, выглядит так: СПбГАТИ, 1995 – 2005, доцент кафедры русского театра; НП «Мир Детства», с 2005 г., гендиректор; СПбГМУ им. академика И.П.Павлова, 2010 – 2011, советник при ректорате; НП «Мир Детства», с 2011 г., директор по развитию; «Международный суворовский патриотический фестиваль искусств», с 2014 г., директор (см. тут).

Кстати, в бытность доцентом кафедры русского театра она именовалась Ереминой Ириной Юрьевной, под этой фамилией защитила в 1998 г. диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения «Театральная мысль 1870-х – начала 1890-х годов об искусстве актера». Но после того, как вследствие определенных обстоятельств, о которых мне рассказали, искусствовед Еремина в 2005 г. покинула СПбГАТИ, она сменила паспорт и соответственно имя, отчество и фамилию. Кстати, лет пять назад подавала документы на конкурсную должность ректора Академии театрального искусства, но с дистанции сошла.

В мае 2013 г. Гронский стал директором Музея А.В.Суворова; в ноябре 2014 г. состоялся первый «Российский суворовский патриотический фестиваль искусств» (см. тут), потом объявленный международным. Чья это была идея, я не знаю, но благодаря полководцу и фестивалю с его приторным патриотизмом, который Еремина-Давыдова организовала при музее или для музея, она познакомилась с Гронским. Как указано на сайте фестиваля, «I Российский Суворовский патриотический фестиваль искусств подтвердил широкий и неформальный общественный интерес к теме патриотизма в искусстве и стал плацдармом для дальнейшего развития темы патриотизма и поддержки творчества молодых исполнителей, нацеленных на исполнение репертуара гражданско-патриотической направленности».

Прошло время – и Давыдова получила должность советника, когда Гронский стал гендиректором библиотеки. Кстати, его заместитель по экономике и финансам И.Н.Нарышкина тоже работала в Музее А.В.Суворова и пришла в РНБ вслед за Гронским. Иначе говоря, в РНБ к руководству пришла целая «группа суворовцев» (вот она на фотографии), связанная прежним знакомством и общими финансовыми интересами.

  • «Группа суворовцев»

 .

Как я понимаю (это мое личное мнение, ст. 29 Конституции), в случае с Давыдовой должность советника по проектной деятельности и развитию была введена под конкретного человека – под Полину-Терезу Георгиевну (раньше такой должности не было), которую Гронский после многих лет совместной работы в музее, считает «своей». Поэтому в сложившейся в РНБ структуре эта должность функционально лишняя, что неизбежно заставляет Давыдову самоутверждаться и отвоевывать себе «место под солнцем». Поэтому она вместо того, чтобы давать советы гендиректору, взяла в свое «ручное управление» Отдел культурных программ и учит сотрудников, как надо работать. Не исключаю, что хотела бы официально получить этот отдел «под себя», чтобы радикально реформировать его. В итоге, насколько я понял, в Отделе культурных программ сформировалась ситуация перманентного конфликта; возможно, одним из его проявлений стал уход из РНБ дизайнера Марии Зотиковой.    

Почему я так подробно пишу про эту Давыдову? Дело в том, что бенефициар первой из упомянутых закупок за 338 000 руб., Арсений-Этельберт Викторович Марченко – это, как говорят, сын Полины-Терезы Георгиевны Давыдовой. То есть у ее самоутверждения обнаружилась вполне тривиальная причина: деньги.

Вспоминается афоризм, приписываемый Салтыкову-Щедрину: «Давным-давно подметил про того, кто что-то уж очень много разговаривает о патриотизме: “Не иначе украсть чего-нибудь хочет”». Тут, конечно, не кража, все сделано в соответствии с Положением о закупках, утвержденным приказом Минкультуры от 14.09.2021, но корыстный интерес очевиден.

Оценку этому факту еще даст прокуратура, которая определит, было ли использование служебного положения в личных целях или не было, а я представляю себе трогательную сценку: приходит Арсений-Этельберт к Полине-Терезе и говорит: мама, очень нужны деньги. Конечно, сынок, – ласково отвечает Полина-Тереза, – в РНБ возьмем, у них денежек много… И вскоре изо всех индивидуальных предпринимателей, которых в СПб тысячи, закупочной комиссией РНБ целенаправленно выбирается некий Марченко, потому что именно в нем у РНБ появляется неотложная нужда. И рождается на свет ноябрьский протокол № 32110813642-01 о проведении закупки услуг с ценой договора 338 000 руб., причем цена эта ничем не обоснована, но подтверждена закупочной комиссией во главе с И.Н.Нарышкиной из той же «суворовской группы». А потом… Ба! да это же сынок нашей Полины-Терезы! Ну надо же, ну бывают же такие совпадения!..

Между прочим, индивидуальный предприниматель Марченко на своей странице ВКонтакте указал те же места работы, что его мать: прежде всего, он тоже «суворовец». Поэтому в списке мест работы идет «Международный суворовский патриотический фестиваль искусств», с 2014, администратор, а за ним НП «Мир детства», с 2015, гендиректор. Яблочко от яблони падало всегда рядом. Теперь вот упало в РНБ, и упало продуктивно.

При этом, как мне сообщили инсайдеры, монтаж выставки проводили сотрудники Отдела культурных программ вместе с сотрудниками Отдела рукописей; кристалайты (22 штуки) были приготовлены раньше для другой выставки – «Александр Невский – на все времена!» (см. фоторепортаж за 30 августа 2021 г. – тут). А декоративный стенд с содержанием выставки, стенд с предисловием к ней, стенды входной группы (4 штуки), навигационные таблички (20 штук), пояснительные таблички для гравюр и артефактов (80 штук) печатали в РНБ на собственном оборудовании. Не говоря уже о сканах рукописей и гравюр, которые делали также в РНБ. Только большой декоративный стенд с названием выставки у входа в коридор был изготовлен в сторонней фирме.

Что же касается администрирования выставки, включенной, согласно договору, в объем услуги, предоставленной Арсением-Этельбертом Викторовичем Марченко, то мне, например, непонятно, как посторонние люди могли бы координировать работу штатных сотрудников или давать им указания. А главное – зачем? Неужели доктор исторических наук А.И.Алексеев, зав. Отделом рукописей, доктор филологических наук Н.В.Николаев, зав. Отделом редких книг, и О.И.Кагановская, зав. Отделом культурных программ, нуждаются в административном управлении со стороны Марченко, а сами не в состоянии организовать подготовку выставки? А раньше как они работали, до того, как РНБ посетило счастье в лице Полины-Терезы и Арсения-Этельберта?

Всегда подобные выставки сотрудники РНБ делали сами, за зарплату, сторонних лиц не привлекали и отлично справлялись.  

.

Вместо заключения

Осталось сказать несколько слов о двух закупках у единственного поставщика – у Ю.С.Парфенова за 462 000 руб. и у И.Р.Вильрат за 334 000 руб.

Прежде всего, отмечу что Ю.С.Парфенов – член оргкомитета «Международного суворовского патриотического фестиваля искусств» и вдобавок директор автономной некоммерческой организации «Центр культурно-просветительских программ “Наш Суворов”». Суворов у них – это пароль.

У индивидуального предпринимателя Парфенова Ю.С. основной вид деятельности – 90.01 деятельность в области исполнительских искусств. Тем не менее по договору с РНБ он оказал услуги по формированию визуального образа, разработке фирменного стиля, верстке макетов визуальных материалов и подготовке их к печати в рамках выставки, посвященной 350-летию со дня рождения российского императора Петра Великого «Победу решает военное искусство».

И.Р.Вильрат по договору создала и разработала визуальный образ этой же выставки, посвященной 350-летию Петра Великого.

  • Так выглядит выставка  – фото автора

.

Я в данном случае не рассматриваю вопрос о реальном участии Парфенова и Вильрат в подготовке выставки. Исхожу из того, что все условия договоров они оба выполнили. Меня интересует другой вопрос: зачем нужно было нанимать этих людей, если сотрудники Отдела культурных программ все эти работы всегда делали сами в сотрудничестве с другими отделами РНБ?  То есть сотрудники библиотеки сами осуществляли разработку концепции и визуального образа, сами делали верстку, печатали на плоттере, выбирали цветовые решения.

Достаточно посмотреть на сайте РНБ визуальные материалы выставки «Александр Невский – на все времена!» (см. тут) и сравнить их с визуальным образом выставки, посвященной 350-летию со дня рождения российского императора Петра Великого «Победу решает военное искусство», чтобы убедиться: второй был разработан точно на основе выставки «Александр Невский – на все времена!», целиком подготовленной сотрудниками РНБ, в том числе дизайнерами Отдела культурных программ. На мой взгляд, никаких существенных новшеств, которые потянули бы на 462 000 + 334 000 = 796 000 рублей, индивидуальные предприниматели Парфенов и Вильрат в новую экспозицию не привнесли. И так считаю не только я.

Да, фоновые цвета стендов и кристалайтов кое-где поменяли, был красный, стал бежевый, была подложка цвета морской волны – стала белой; также изменились цвета шрифтовых композиций… Может быть, это сделал Парфенов или Вильрат, я не знаю. Но в остальном-то все практически то же самое: витрины с материалами, кристалайты на боковых стенах, структура экспозиции, принцип размещения материалов… Коридор, он же Выставочный зал Отдела рукописей, и есть коридор, как его ни назови, он разгуляться дизайнерам не дает, да и ни к чему это, просто никому не нужно.

РНБ – крупнейшая научная библиотека, а не музей, театр, фестиваль или дом культуры. И выставки в РНБ всегда имели и должны иметь библиотечный характер, раскрывая читателям фонды: книги, журналы, рукописи, гравюры из Отдела эстампов… Эта функция выставок аналогична функции каталогов – они тоже раскрывают читателям фонды, информируют, а не развлекают. Всё прочее, «два притопа, три прихлопа», всякие перформансы на открытии – это уже не библиотечная специфика, это для других мест, предназначенных для веселого проведения досуга. Я разъясняю эти очевидные вещи потому, что не все в РНБ понимают, что такое выставка в библиотеке, каковы ее цели и каково место в общей системе задач.

Еще раз: скромная «модернизация» визуального образа выставки, посвященной Александру Невскому, превращенной в выставку в честь Петра I, точно не могла потребовать привлечения двух сторонних дизайнеров за 796 000 рублей. Это уже что-то чудовищное по наглости. Особенно с учетом зарплаты штатного дизайнера РНБ – не более 35 000 руб. в месяц.

Не удивительно отношение к описанному беспределу у сотрудников РНБ. Сказать, что все возмущены, значит не сказать ничего. Сотрудники жалуются на то, что не получают премии, снижены выплаты стимулирующих надбавок, и в это время деньги уходят в другие карманы, причем демонстративно, у всех на виду.

У меня как у читателя тоже есть множество претензий: закупки надо производить в интересах читателей, а не отдельных индивидуальных предпринимателей, тем более родственников сотрудников РНБ. Например, заключать договоры на то, что РНБ делать органически не в состоянии и что определяет ее существенное отставание от библиотек передовых стран уже как минимум на 30 лет: на сканирование важнейших газет, от «Нового времени» до «Комсомольской правды» и «Ленинградской правды», причем не простое сканирование, но с обязательным распознаванием текста; на оцифровку всего обширного фонда микрофильмов также с распознаванием; на восполнение значительных лакун в электронных каталогах; на создание нормального каталога Русского журнального фонда, с которым можно нормально работать, а не играть в угадайку; на создание библиографических указателей, в первую очередь, биобиблиографического указателя «Русские писатели-прозаики ХХ в.» (тот указатель, который был сделан в 1959 – 1972 гг. и находится на шифре С939-320/Р-89, для научной работы непригоден, хотя бы из-за значительного цензурного отсева как имен писателей, так и библиографических записей). Нужны также закупки подписок на сторонние ресурсы, в частности, East View в полном объеме, а не в том произвольно урезанном и практически декоративном, который существует сейчас. Давно назрела подписка на ряд иностранных газет, дающая возможность обращаться к их архивам на всю историческую глубину – прежде всего, это «The New York Times», «Le Monde», «The Guardian». И т.д. и т.п.

Нерешенных задач в десятки раз больше, чем решенных, но руководство РНБ это, как я вижу, вообще не волнует, если на одну только весьма скромную по научному и культурному значению выставку выбрасывается псу под хвост больше миллиона рублей. Это значит, что цели, которые ставит перед собой руководство РНБ, абсолютно ложные, не совпадающие с интересами читателей и с профилем деятельности крупнейшей научной библиотеки. Патриотические выставки – при всем их соответствии новомодным московским трендам – для РНБ далеко не главное.

Я рассмотрел только два примера: календарь трио и выставку к 350-летию Петра I. А ведь закупок у единственного поставщика в РНБ производят сотни!

Что говорить, заместитель министра культуры О.С.Ярилова, приезжавшая в январе 2021 г. представлять Гронского библиотеке и подписавшая замечательный приказ от 14.09.2021 № 1507, который открыл такие широкие возможности, поработала отлично. Бескорыстно ли? Будем разбираться.

 Михаил Золотоносов

 

Приложение 1

.

Приложение 2

.

Приложение 3

.

Приложение 4