ГМЗ «Царское Село» получил после полной реставрации барочный четырехместный парадный экипаж Екатерины II, построенный в 1762 году, – это самая ранняя карета в музейной коллекции. Подобные работы не проводились 100 лет и заняли три года. Средства выделило государство.
Экипаж реставрировали в три этапа, работы производили в мастерских в Москве. Сначала кузов сняли с ходовой части (стана), отреставрировали ходовую часть и ремни подвески. По завершении этого этапа ходовая часть вернулась на экспозицию, а кузов отправили в Москву.
Отдельно реставрировали декоративную отделку покрышки на сидении кучера. Последний этап включал реставрацию и монтаж кузова на стан, это производилось непосредственно на экспозиции «Придворный экипаж».
Мастера реставрационной компании «Феномен» произвели комплексную очистку и обработку всех поверхностей антимикробными и антикоррозийными составами, реставрацию рессорных ремней, расчистку и тонировку позолоты, дезинфекцию и реставрацию текстильного убранства, воссоздали утраченные фрагменты резьбы. Карете вернули прежнюю высоту подвески – ее дублировали современными материалами, скрытыми от глаз зрителей.
Историческая справка. Экипаж создал каретный мастер Иоганн Конрад Букендаль, который использовал дерево, металл, кожу, бархат, шелк, шерсть, стекло и разные способы их обработки – резьбу, литье, ковку, чеканку, золочение. Размеры кареты: 6,00 х 2,40 х 2,60 м.
Букендаль обучался каретному мастерству в Париже. В 1756 году его пригласили в придворные мастерские российского императорского Двора. Работал при Конюшенном дворе в Петербурге и считался ведущим мастером каретного дела, создавал эскизы карет и лично принимал участие в изготовлении лучших экипажей. По словам Ирины Бредихиной, хранителя фонда «Кареты» ГМЗ «Царское Село», Букендаль создал новую систему стальных рессор, которая обеспечивала мягкую подвеску внушительной по размерам кареты. Ее кузов округлых очертаний характерен для экипажей типа «берлин», он подвешен на абсолютно оригинальную конструкцию. Других экипажей с подобной конструкцией в российских музеях не сохранилось.
Карета была комфортна для пассажиров, современники отмечали, что движение экипажей «было так плавно и покойно, как движение гондол».
Богатый золоченый резной декор включает символы процветания, власти, рог изобилия, сфера со звездами, маска Медузы Горгоны и военные атрибуты. Комфорту пассажиров также способствовали мягкая обивка и поручни, пуховые подушки, шторки-роллеты на пружинном механизме и подлокотники.
Карета, как и другие парадные экипажи императорского двора, бережно сохранялась служащими Придворной Конюшенной конторы. Экипаж участвовал в парадных церемониях до 1917 года. Перед каждым событием его приводили в порядок и ремонтировали. С 1860 года карета находилась в экспозиции в Придворно-конюшенном музее на Конюшенной площади.
Проведя первые десятилетия советской власти в фондах Эрмитажа, карета вновь предстала перед публикой только в 1971 году на выставке в Камероновой галерее. С 1990 года она находится на экспозиции в павильоне «Дежурная конюшня».
Всего в коллекции музея 8 экипажей эпохи Екатерины II, в том числе десятиместные сани, десятиместный фаэтон и детская коляска.
24 парадных экипажа работы известных русских и западноевропейских мастеров XVIII-XIX веков музей представляет на выставке «Придворный экипаж» в здании бывшей Дежурной конюшни. Коллекция карет ГМЗ «Царское Село» включает в себя 35 экипажей, использовавшихся при русском императорском дворе, три шестерика упряжи для коронационных экипажей и отдельные принадлежности парадного выезда. Основу собрания составляют предметы, поступившие в Царское Село из расформированного в 1920-х годах Придворного Конюшенного музея.
В.Ш.