Под грядущий новый год по китайскому календарю законы жанра требуют подведения итогов в виде репортажной компрессии событий.
Весь прошлый год представители РПЦ мстили за поругание коммунистами святынь, сосредоточив усилия на насиловании детей, выдвигали реваншистские претензии на государственный бюджет в виде дотаций, на которые Церковь претендует по образу и подобию салонов красоты и парикмахерских, пострадавших в пандемийную эпоху, и праздновали 800-летие со дня рождения Александра Невского на всесоюзном уровне.
Начался год со штурма Росгвардией частной собственности, принадлежавшей схиигумену Сергию (Романов). Речь идет о Среднеуральском женском монастыре, который по документам имел секулярную, а не сакральную масть. Сам схиигумен Сергий – икона ковиддиссиденства – отправился по этапу за то, что попутал катехизисы и скрыл от Свердловской епархии часть церковного общака.
Весь год не было слышно ни Мизулиной, ни Милонова, зато вместо них контроль над нравственностью присвоили себе воцерковисты. Они самостоятельно разыскали в соцсетях фотографию девушки в трусах неправославной расцветки на фоне музея «Исаакиевский собор», однако уже на следующий день 1 ноября суд не нашел в глупом поступке местной иконы стиля никакой угрозы вековым устоям страны, пережившей когда-то нашествие печенегов и половцев.
Надо сказать, что месяцем ранее Исаакиевский собор уже подвергся глумлению, которое западная пресса назвала «первой за 120 лет королевской свадьбой», хотя по эстетической и смысловой неуклюжести это был настоящий панк-молебен, да еще с участием почетного караула из местного гарнизона. Свадебный блиц-криг был осуществлен конкурентом Константина Севернарда на мнимый царский престол «принцем Гошей», старшие родственники которого успели посотрудничать с фашистской Германией.
Операция «свадьба / можем повторить» проходила по галлюциногенному сценарию, когда под величественные своды Исаакия разом набились женщины-грибы с летающими тарелками на головах, свита в плюшевых кокошниках и мужчины с внешностью опереточных злодеев. Общую атмосферу затрапезности ритуала, метко прозванного журналистами «Калашный обряд», дополнял местный митрополит по прозвищу «Дед Колхоз» и священник, очень похожий на стендап-комика Гарика Харламова. Последующее служебное расследование Министерства обороны по поводу участия роты почетного караула в свадебной церемонии можно считать высочайшим намеком на место в пищевой цепочке «принца Гоши» – служить при дворе истинного царя «ночным царем», например, с функциями хранителя золотого ершика. Как-никак принц Гоша числится 140-м по счету в очереди на британский престол, поэтому спецоперация «можем подождать» имеет шансы в далеком будущем на новые территориальные приращения.
Другому Рюриковичу летом 2021-го года тоже отвели место в современных идеологических святцах. На ежегодном школьном празднике «Алые паруса» главным героем, центрирующим сюжет, стал Александр Невский. Сначала он разбил бутафорских немцев на картонном льду, затем взобрался на бриг «Россия» с алыми парусами и победоносно вошел в акваторию Невы, распевая детскую песенку «Вместе весело шагать». Тема подобного неожиданного сценарного хода оказалась раскрытой лишь в конце года, когда на заседании Синода патриарх Кирилл в очередной раз потребовал вернуть в Александро-Невскую лавру серебряную раку Александра Невского, хранящуюся в Эрмитаже, якобы во исполнение исторической справедливости. Если учесть, что монахи лавры при первом же удобном случае превратили возвращенное им здание Свято-духовской церкви сначала в концертный зал, затем в круглогодичную текстильно-ювелирную ярмарку, то раку Александра Невского служители планируют использовать в соответствии со своими представлениями о прекрасном, т.е. в качестве огромной салатницы на какой-нибудь церковной аквадискотеке.
На том же заседании Синода патриарх канцелярским блиц-кригом одонбассил всю территорию Африки, приписав африканским христианским церквям Александрийского патриархата статус канонической территории Московского патриархата (с последующим образованием Африканского экзархата). С церковнославянского на русский это переводится как «Африка наш»!
Впечатляющий размах церковной геополитики дополнялся событиями помельче, тем не менее хорошо диагностирующими бутафорскую суть претензий церковных князей на территорию другого континента. Летом в Петроградском районе, в Матвеевском сквере, часть которого церковно-коммерческие структуры пытаются застроить религиозным комплексом, оказался спиленным деревянный крест. Как потом выяснилось, ночью к нему решил прислониться пьяный, чтобы зажечь лампаду. Наутро приехала милицейская машина и микроавтобус. Очевидец, выгуливавший собаку, писал затем в социальных сетях, что сначала подумал, будто бы в парке нашли труп. Но приездом усиленного наряда милиции все и ограничилось. На месте бывшей детской песочницы теперь стоит обломок креста. Оставшийся без показательного наказания вандализм объяснялся, видимо, приближавшимися через месяц выборами в местные органы боголюбивой и богохранимой власти.
Три – ноль не в пользу титульной церковной общественности обошелся и скандал, устроенный блогером Артемием Лебедевым, когда за проверку его высказываний о практике поклонения мощам святых взялся Следственный комитет, хотя блогер всего лишь составил свой табель о рангах, включив в святцы наряду с Сергием Радонежским Ленина и Ким Ир Сена. Эти святцы легализованы самой Православной церковью, когда священники освящают открытие очередного памятника Сталину.
Елена Рыйгас
На заставке: венчание Георгия Романова и Ребекки Беттарини в Исаакиевском соборе. Фото А. Петрова, mitropolia.spb.ru