Эрмитаж запустил новый выставочный сериал. Он называется «Музеи России в Эрмитаже» и будет представлять по одному знаковому произведению из собраний региональных музеев – по началу из тех городов, где работают центры Эрмитажа. Для дебюта выбрана «Импровизация № 217. Серый овал» Василия Кандинского из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств.
Художник в представлении не нуждается: родоначальник абстрактного экспрессионизма. Как-то заметил: «Цвет – это клавиш; глаз – молоточек; душа – многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу».
«Серый овал» был создан в 1917 году, когда Кандинский, вернулся (как позже выяснилось, ненадолго) в Россию. В феврале 1919 года картина была показана в Москве на Пятой Государственной выставке картин «От импрессионизма до беспредметности» в здании Музея изобразительных искусств на Волхонке.
Вскоре государство купило «Серый Овал», и он стал частью собрания Московского отдела изобразительных искусств Наркомпроса. Но уже в начале 1920 года картина была отправлена в Екатеринбург.
Как рассказала «Городу 812» Наталья Демина, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа, сокуратор выставки, Наркомпрос с полного согласия и при горячем одобрении авторов – мастеров русского авангарда – создавал фонд, из которого по запросам с мест выдавал картины. Екатеринбург захотел Кандинского и получил его.
Выставка дополнена пятью картинами художника из собрания Эрмитажа: «Композиция VI». 1913; «Эскиз к композиции V». 1911; «Зимний пейзаж». 1909; «Вид Мурнау». 1908; Пейзаж. Дюнаберг в окрестностях Мурнау». 1913.
Четыре поступили в Эрмитаж в 1948 году после разгрома Музея нового западного искусства. «Эскиз» приобретен в 1969 году у частного лица.
Выставка работает в Главном штабе по 21 сентября.
Борис Вадимов