Шедевры без шедевров. Эрмитаж в годы войны

В подвале здания Нового Эрмитажа состоялось представление будущего мемориально-выставочного проекта «Эрмитаж в годы войны: 1941-1945». Идея музейщиков  такова: в бывшем бомбоубежище военных времен выстроить шестичастную экспозицию в хронологическом порядке с июня 1941-го по ноябрь 1945-го: «Эвакуация», «Жизнь в бомбоубежище», «Блокадное небо», «Не трогай мой чертежи!», «Жизнь восстанавливается», «Эрмитаж открыт!».

Сохранились подлинные предметы того времени: табличка «Вход в бомбоубежище», картинные рамы от эвакуированных полотен, упаковочные ящики, осколок снаряда, который пробил потолок Гербового зала. Эрмитажное бомбоубежище зафиксировал на рисунках живший в нем архитектор Александр Никольский, автор проекта Кировского стадиона.

Был показан фрагмент будущего мемориала, который включает документы из личного архива Павла Губчевского (1909-1989). Он работал в Эрмитаже с 1938 по 1971 год, начинал экскурсоводом, заканчивал заведующим Научно-просветительским отделом. Губческий вошел в историю Эрмитажа как автор уникальной экскурсии «по пустым рамам», проведенной им в апреле 1942 года. Иосиф Орбели, директор музея, уезжая в эвакуацию, назначил Губчевского комендантом Эрмитажа.

Однажды курсанты из Сибири помогли музейщикам вытащить из затопленного подвала тяжеленную старинную мебель. В знак благодарности Губчевский повел их по пустым залам, где остались только рамы. И рассказал о картинах, который в них находились. Теперь это можно назвать сильным концептуалистским жестом, а тогда Губчевский выложил все свои знания и фантазию, чтобы рассказать о шедеврах Рембрандта, Рубенса и Кранаха.

Сроки открытия экспозиции пока не определены, они будут зависеть от поступления средств на закупку сложного, приспособленного для подвальных помещений, выставочного оборудования.

Борис Вадимов



preload imagepreload image