Сколько домов можно построить на месте петербургских кладбищ

Современная петербургская цивилизация неожиданно выдвинула проблему, которой не было прежде. Проблему уничтожения (с последующим коммерческим использованием) старых кладбищ. Альтернативой коммерческому использованию является мемориализация. Но кому нужны наши аскетические северные мемориалы? Толк-то от них какой? К тому же наводят на грустные мысли, а хочется веселья и шопинга в ТРЦ.

Ничего не свято

 

Понятно, что кладбище, на котором производятся захоронения, – это сверхприбыльное коммерческое предприятие. Но мемориальное-то кладбище – это же один убыток!

Впервые с этой альтернативой мы вплотную столкнулись в 2007 – 2009 гг. в связи с проектом «Измайловской перспективы» – застройки пространства, ограниченного Московским проспектом, Обводным каналом, Благодатной улицей и линией Октябрьской железной дороги. В июле 2007-го была попытка утвердить проект планировки «Измайловской перспективы». По планам девелоперов этот район должен был стать отправной точкой в развитии территории Обводного канала. Здесь планировались доминанты высотой 250 м, которые потом были снижены до 150 м, хотя главный архитектор Александр Викторов говорил, что и 250 м не страшно – в тот момент манипулировали концепцией о превращении Петербурга в воронку, амфитеатром поднимающуюся к окраинам.

Однако вопрос неожиданно для властей оказался не только градостроительным, а этическим и перерос в проблему, властями всерьез так до сих пор и не осознанную. Потому что на территории, сквозь которую решили провести дублер Московского пр. и застроить бизнес-недвижимостью, находятся три старых кладбища – 400 тыс. могил.
Православное Митрофаньевское кладбище было устроено в 1831 г. для захоронения умерших от холеры. Здесь были похоронены поэты Л. Мей и А. Григорьев, краевед М. Пыляев… После революции кладбище было закрыто, в 1927 г. началось уничтожение надгробий. Митрофаньевская церковь (арх. К. Тон, 1839 – 1847) в 1929 году была взорвана. В годы войны, по словам старожилов, здесь хоронили погибших ленинградцев.

По словам членов «Санкт-Петербургского Митрофаньевского союза», объединяющего потомков тех, кто похоронен на этом кладбище, сегодня удалось определить и атрибутировать места захоронения почти 30 000 человек – восстановив места нахождения могил и даже расположение дорожек. Установлено и еще около 100 тысяч человек, похороненных на этом кладбище, но места их захоронений еще не найдены.

Помимо православного есть еще лютеранское кладбище, на котором похоронены представители шведских родов, а также петербургских финнов и латышей.  На Громовском старообрядческом кладбище захоронены представители известных старообрядческих купеческих фамилий. Как указывают историко-культурные справки, Громовское кладбище было таким же центром для старообрядцев Северо-Запада, как Рогожское кладбище в Москве – для старообрядцев Москвы и Центральной России.

Сейчас, согласно пункту 6 ст. 16 федерального закона «О погребении и похоронном деле», «использование территории места погребения разрешается по истечении двадцати лет с момента его переноса. Территория места погребения в этих случаях может быть использована только под зеленые насаждения. Строительство зданий и сооружений на этой территории запрещается».

На этом законном основании и возник «Митрофаньевский союз», который в 2007 году  предложил восстановление Митрофаньевского кладбища в виде мемориального комплекса.

Однако власти города сначала пытались вообще игнорировать это предложение – на том основании, что по документам кладбище здесь не числится. Потом вроде бы согласились, что кладбища надо восстановить. Известно, например, что в феврале 2009 г. между КГА и представителями «Митрофаньевского союза» была достигнута договоренность о том, что руководство города рассмотрит вопрос о создании мемориала на месте исторических кладбищ и, соответственно, откорректирует границы застройки «Измайловской перспективы». Состоялось заседание всех профильных комитетов, было принято решение о проведении историко-культурной экспертизы с целью уточнения границ кладбищ.

Однако когда авторы проекта будущего мемориала и восстановленного некрополя принесли его в КГА, то узнали, что ведется разработка проекта межевания, игнорирующего их мечтания. Фактически им предложили все захоронения собрать в мешок и перенести на новое место, которое им дарят девелоперы. Для перенесенных захоронений был щедро предложен целый гектар территории с часовней вместо храма по проекту К. Тона – при том что площадь Митрофаньевского кладбища составляет 50 га. Понятно, что 400 тыс. могил на такой территории не разместить, т.е. речь идет о некоем символе, компактной братской могиле православных, лютеран и старообрядцев. Понятно, что такой «перенос кладбища» является нарушением и федерального закона, и некоторых этических норм.

Девелопером и промоутером проекта является ОАО «Измайловская перспектива», гендиректор М. Генин. Человек небезызвестный, поскольку с ним связано коммерческое освоение Крестовского острова. Первоначальные разрешения получала в 1995 г. компания «ИТУС» во главе с В. Сопромадзе, а затем права от «ИТУС» перешли к строительно-финансовой корпорации «Петроград», гендиректор М. Генин.

Концепция проста, как помидор: земля должна не простаивать, а кормить. Например, М. Генина, а также строительные компании. Мемориальное же кладбище никого кормить не в состоянии, оно в коммерческом отношении бесполезно, даже требует бюджетных средств. А все невыгодное квалифицируется как «нагрузка на бюджет» и обречено. Кому нужны мемориалы? Тем более что они наводят на грустные мысли. А у нас  даже история как таковая должна быть выгодной – учить патриотизму, гордости, желанию бесплатно служить в армии. А если история «просто так» – то кому она нужна? Тем более если речь идет о территории, которая стоит 330 млн долларов (девелоперская оценка «Измайловской перспективы» 2009 г.).

 

Петергоф. Свято-Троицкое кладбище

 

Свято-Троицкое кладбище в Петергофе (на фото) пострадало во время войны, а продолжили его уничтожать уже в конце 1980-х гг. И, умышленно не занимаясь восстановлением и мемориализацией, возможно, имеют виды на коммерческое использование этой территории. Так что пример «Измайловской перспективы» не уникален. Только в Петергофе следы варварства гораздо заметнее.

Свято-Троицкое кладбище было открыто в 1786 г., хотя фактически захоронения здесь производились с первой четверти XVIII в. В XIX в. состояло в ведении епархии. Официальная дата закрытия кладбища – 1947 г., но хоронить тут продолжали до 1958 г. Помимо обывателей Петергофа на кладбище были похоронены 23 генерала и адмирала, более 30 советников, 5 управляющих дворцовым управлением, 3 сенатора, 3 почетных гражданина, 7 архитекторов-академиков… Как отмечает краевед В. Гущин, люди, которые здесь похоронены, участвовали в строительстве дворцов и парков Петергофа. «Архитекторы-академики Ган, Семенов, Миняев своими творениями украшали не только Петергоф. Садовники Зимин, братья Эрлеры, Мартенс преобразили ландшафт Петергофа».

В послевоенное время рядом с кладбищем, на берегу Троицкого ручья, был построен комплекс очистных сооружений Петродворца. В соответствии с генпланом Петродворца предусматривалось расширение очистных сооружений «с занятием части территории бывшего Троицкого кладбища». В 1987 г. Совет Министров СССР утвердил решение, и началось перенесение захоронений западной части кладбища на новое городское. 115 могил и 15 склепов было перенесено, а бульдозеры начали готовить стройплощадку, сметая надгробия и могильные ограды. После чего вмешалась общественность, и уничтожение остановили.

Сейчас кладбище находится в катастрофическом состоянии и напоминает местность после ожесточенного боя с воронками от снарядов, с опрокинутыми оградами могил и сброшенными надгробиями. Надгробия как просто расхищались, так и использовались государственными организациями для своих нужд. Любопытен акт, составленный 20 апреля 2010 г. членом ВООПИиК Петергофа Ю. Дзядзиным и зам. главного инженера ГМЗ «Петергоф» В. Дорохиным.

«Мы, нижеподписавшиеся, оставили настоящий акт в том, что сего дня на историческую аллею, принадлежащую Свято-Троицкому кладбищу, …погрузчиком ГМЗ «Петергоф» доставлены 5 фрагментов надгробий: 1. Ребкену Андрею Ивановичу (ск. 29.4.1893). 2. Ребкену Николаю Андреевичу (ск. 11.9.1905). 3. Штокмар Герману, двухстороннее – Штокмар Софье. 4. Мария Вил… (установлено: Вилламова Мария Петровна (2.12.1862 – 8.3.1882) фрагмент массой 5 кг. 5. Часть надгробия с надписью: «…объя… своим глубоким сном, папу милого сокрыла, под сим божественным крестом, спи спокойно дорогой наш … умаяла тебя».

Эти надгробия были найдены на территории делового двора ГМЗ «Петергоф» в Ст. Петергофе… Надгробия возвращены для последующей транспортировки на кладбище для расстановки по местам (Ребкены имели семейный склеп, который сохранился)».

Кстати, Герман Штокмар (1828 – 1868) – известный гидравлик, петергофский фонтанный мастер, Софи – его супруга;  Ребкены были смотрителями фермы в «Александрии».
В 1988 г. силами инициативной группы по защите Троицкого кладбища была проведена инвентаризация сохранившихся исторических надгробий. Было зафиксировано 383 надгробия, 248 имели надписи. Инвентаризация 2008 г. зафиксировала уже только 114 надгробий с читаемыми надписями и фамилиями 130 лиц. Надгробия наиболее значимых исторических личностей пострадали в советский период больше всего, т.к. были сделаны из ценных пород камня.

ВООПИиК Петергофа пытается сделать здесь музей-некрополь, тем более что парк кладбища взят под охрану в категории выявленного объекта культурного наследия, однако дело пока движется крайне медленно. И это наводит на мысль о том, что тут могут появиться коттеджи. Поскольку недалеко находится Купеческая гавань, относительно которой давно есть проекты коммерческой застройки, поскольку это территория на берегу залива (!) площадью 184 тыс. кв. м, соседствующая с Нижним парком с одной стороны и со Свято-Троицком кладбищем с другой.

Вообще-то и кладбище, и Купеческую гавань следует включить в состав Государственного музея-заповедника (ГМЗ) «Петергоф», причем кладбище превратить в объект культурного наследия федерального значения «Петергофский некрополь». В Петергофе никто, кроме ГМЗ, не может содержать такие объекты. Соответствующий запрос был послан в ЗакС, переправлен тогдашнему директору ГМЗ (сейчас он президент ГМЗ) В. Знаменову, и вот его ответ, датированный 27 ноября 2007 г.: «в соответствии с уставом ГМЗ “Петергоф” осуществить присоединение кладбища не представляется возможным, так как целями деятельности ГМЗ как учреждения культуры являются: хранение, изучение и публикация музейных предметов и музейных коллекций… И в прошлом, и в настоящем кладбище является городским… полагаем, что содержание … кладбища – прерогатива городских властей».

Поскольку устав ГМЗ «Петергоф», введенный приказом Роскультуры от 27.09.2006 № 508, не опубликован, мне трудно аргументированно полемизировать с этим ответом. Между тем совершенно ясно, что если надгробия XVIII – XIX вв. ввести в состав музейного фонда, то это вполне будет соответствовать уставу ГМЗ. Тем более что устав без проблем изменили в 2009 г., когда потребовалось ввести должность президента ГМЗ для самого В. Знаменова.

В то же время КГИОП (письмо от 26 октября 2007 г. за подписью зам. председателя А. Комлева) не возражал против присоединения Свято-Троицкого кладбища к ГМЗ «Петергоф». Наконец, 1 апреля 2009 г. появился Акт по результатам гос. историко-культурной экспертизы выявленного объекта «Парк Свято-Троицкого кладбища».

На этом все и остановилось: более никто ничего не делал. А кладбище продолжает разрушаться, расхищаться и зарастать диким кустарником, научно именуемым самосевом.

 

И никто не узнает, где могилка моя

 

Года четыре тому назад поступило предложение продолжить ул. Карпинского в Калининском районе до пр. Непокоренных с таким расчетом, чтобы в перспективе соединить продолженную улицу с Кондратьевским пр. По обеим сторонам ул. Карпинского предлагалось развернуть мощное жилищное строительство. Калининская районная администрация проект поддержала и одно время даже пыталась продвигать. Проект действительно перспективный, поскольку возникал дублер магистрали ул. Руставели – Пискаревский пр., необходимость в котором с вводом Орловского туннеля только увеличится.

Однако от проекта без объяснения причин отказались, и понятно почему: дело даже не в вырубке Пискаревского парка, кто его будет жалеть, а в том, что продолжение ул. Карпинского пройдет через Пискаревский парк, причем зона новых жилых домов будет непосредственно граничить с Пискаревским мемориальным кладбищем и даже зайдет на его территорию. Сейчас это место считается святым, а охраняемая территория Пискаревского парка является буферной зоной.

Но – подчеркну – сейчас. А что будет через 30 – 50 лет? Через 50 лет, в 2060 году, война 1941 – 1945 гг. будет иметь уже совсем другое значение, примерно такое, как для нас Первая мировая война. Или Отечественная война 1812 года. Блокадники исчезнут физически и как электорат, заигрывать будет не с кем. И тогда прокладка трассы через парк, сжатие территории Пискаревского кладбища до небольшой площадки, окружающей памятник Родине-матери, или перенос кладбища станут вполне реальными. Кстати, всем понятно, что перенос кладбища и перезахоронение – процедура совершенно условная, если вообще не фиктивная. Кто сможет проверить, что производилось на самом деле?

Михаил Золотоносов