Слушания публичные и не очень

Завершились публичные слушания по изменениям в Правила землепользования и застройки Петербурга (ПЗЗ). Они прошли во всех 18 городских районах (по три в день) и уложились в неделю. Что было в кадре и что за ним, разбирался «Город 812».

 

Очередные изменения в ПЗЗ понадобились для «учета новых объектов транспортной инфраструктуры». Проще говоря, чтобы запустить проектирование  аэроэкспресса от Витебского вокзала до аэропорта «Пулково» и Восточный скоростной диаметр  (ВСД) от начала ЗСД  около станции Броневая до КАД на восточной границе города и Ленинградской области.

Слушания проходили по давно отработанному сценарию. Сначала представители  Комитета по градостроительству зачитывали сухой и малопонятный публике текст, который мало отличался от района к району. Потом граждане  говорили о том, что наболело. Проклятия жителей Красногвардейского района и благодарности живущих в Невском районе касались Восточного скоростного диаметра, маршрут которого переместили севернее первоначального, отдалив от домов в Невском районе и приблизив к домам в Красногвардейском.  В прошлом году изменения ВСД отразили в Генеральном плане Петербурга, а за ними следует поправки в Правила землепользования и застройки.

Другое дело, что если обозначить в ПЗЗ ограничение высоты зданий, например «0 метров» или даже «5 метров», то такая мера станет запретительной для строительства. Именно с такими требованиями выступили защитники сквера на улице Савушкина, 112, Малоохтинского парка, Ржевского лесопарка, Яблоновского сада.

Участники слушаний требовали объяснить, что за гостиницу будут строить на территории яхт-клуба рядом с «Лахта-центром» и почему церковь около перекрестка улиц Савушкина и Школьной строится без разрешения, а надзорные органы бездействуют.

Впрочем, высказанные на общественных слушаниях требования никто не обязывает учитывать – но есть работа и «под ковром».

О том, что осталось за кадром слушаний, «Городу 812» рассказал Александр Карпов, эксперт ЗакСа, работавший в те же дни переговорщиком и посредником между депутатами и КГА.

По словам Карпова, обычно поправки, предлагаемые на слушаниях, ложатся на стол Комиссии по землепользованию и застройке (КЗЗ), где чиновники в большинстве, и чаще всего они отклоняются без обсуждения с заявителями. Теперь был впервые опробован механизм прямого диалога прямо в процессе слушаний.

Эксперты ЗакСа собрали предложения, полученные от депутатов, и отсеяли совершенно непроходные. Осталось восемь пунктов, с которыми Карпов отправился в КГА. В итоге были согласованы пять пунктов, что для «первого блина» результат вполне пристойный.

 

Согласованные поправки в ПЗЗ

  1. Создание трех отдельных зон спорта: исключительно для пляжей, для яхтинга и для плоскостных (велотрассы, лыжные трассы и т. п.) спортивных сооружений.
  2. Запрет на 100-процентную застройку водоохранных и санитарно-защитных зон. Сейчас их можно под завязку засадить, например, гаражами. В будущем не меньше половины должно быть занято зелеными насаждениями.
  3. Нельзя будет предлагать размещение более опасных производств и объектов обслуживания, чем позволяет ограничение, установленное в градостроительном регламенте, не предоставив Комиссии по землепользованию и застройке проект сокращения негативного воздействия на окружающую территорию (сокращения санитарно-защитной зоны). По действующим правилам запрос на размещение более опасного предприятия можно обосновать «неблагоприятными свойствами земельного участка».
  4. Ограниченно поддержаны требования садоводов, которые хотят закрепить свои права на городскую землю. Легализация индивидуальных домов (и дач) будет возможна, если на данной территории разрешено ИЖС (дачное хозяйство), а сами участки имеют площадь не менее 5 соток. Такие жесткие ограничения (у большинства садоводов участки меньше) сделаны для того, чтобы город был в состоянии обеспечить новые жилые кварталы социальной инфраструктурой.
  5. Пакет предложений, уточняющий способы расчета разных параметров, в частности минимальной площади озеленения, парковок и пр.

 

Над чем работа будет продолжена

  1. Резервирование мест под зарядку электромобилей. Это примерно 5% машиномест в паркингах для строящихся домов и не более 10% дополнительных электрических мощностей, даже если все зарядки будут подключены одновременно.
  2. Сокращение возможностей для строительства жилья под видом гостиниц (апарт-отелей). В зонах, предназначенных для социальных объектов, предлагается не строить гостиницы вообще, а в зонах многоэтажной застройки – только как условно разрешенный вид использования, чтобы город мог контролировать ситуацию вплоть до сдачи дома в эксплуатацию. Сейчас «жилой дом» отличается от «гостиницы» по наличию кухонь определенного размера. Но застройщики научились менять планировки после получения разрешения на строительство.
  3. Новые дополнительные зоны малоэтажной и среднеэтажной застройки. Для того чтобы малоэтажные кварталы в «стиле ИЖС» были похожи, например, на историческую Лахту и Ольгино, этажей должно быть не больше 3-х (вместо 4-х), секций в таунхаусе по фронту улицы – до 4-х, а максимальная площадь участка под малоэтажную застройку – 1,2 тысячи кв. метров. Такой тип застройки мог бы появиться по периферии существующих небольших поселков, например Петро-Славянки, где выделена земля под ИЖС. Среднеэтажные кварталы до 6 этажей (вместо 8-ми) с увеличенным количеством озеленения и парковок тоже целесообразны на периферии города.

Вадим Шувалов