Завершились публичные слушания по изменениям в Правила землепользования и застройки Петербурга (ПЗЗ). Они прошли во всех 18 городских районах (по три в день) и уложились в неделю. Что было в кадре и что за ним, разбирался «Город 812».
Очередные изменения в ПЗЗ понадобились для «учета новых объектов транспортной инфраструктуры». Проще говоря, чтобы запустить проектирование аэроэкспресса от Витебского вокзала до аэропорта «Пулково» и Восточный скоростной диаметр (ВСД) от начала ЗСД около станции Броневая до КАД на восточной границе города и Ленинградской области.
Слушания проходили по давно отработанному сценарию. Сначала представители Комитета по градостроительству зачитывали сухой и малопонятный публике текст, который мало отличался от района к району. Потом граждане говорили о том, что наболело. Проклятия жителей Красногвардейского района и благодарности живущих в Невском районе касались Восточного скоростного диаметра, маршрут которого переместили севернее первоначального, отдалив от домов в Невском районе и приблизив к домам в Красногвардейском. В прошлом году изменения ВСД отразили в Генеральном плане Петербурга, а за ними следует поправки в Правила землепользования и застройки.
Другое дело, что если обозначить в ПЗЗ ограничение высоты зданий, например «0 метров» или даже «5 метров», то такая мера станет запретительной для строительства. Именно с такими требованиями выступили защитники сквера на улице Савушкина, 112, Малоохтинского парка, Ржевского лесопарка, Яблоновского сада.
Участники слушаний требовали объяснить, что за гостиницу будут строить на территории яхт-клуба рядом с «Лахта-центром» и почему церковь около перекрестка улиц Савушкина и Школьной строится без разрешения, а надзорные органы бездействуют.
Впрочем, высказанные на общественных слушаниях требования никто не обязывает учитывать – но есть работа и «под ковром».
О том, что осталось за кадром слушаний, «Городу 812» рассказал Александр Карпов, эксперт ЗакСа, работавший в те же дни переговорщиком и посредником между депутатами и КГА.
По словам Карпова, обычно поправки, предлагаемые на слушаниях, ложатся на стол Комиссии по землепользованию и застройке (КЗЗ), где чиновники в большинстве, и чаще всего они отклоняются без обсуждения с заявителями. Теперь был впервые опробован механизм прямого диалога прямо в процессе слушаний.
Эксперты ЗакСа собрали предложения, полученные от депутатов, и отсеяли совершенно непроходные. Осталось восемь пунктов, с которыми Карпов отправился в КГА. В итоге были согласованы пять пунктов, что для «первого блина» результат вполне пристойный.
Согласованные поправки в ПЗЗ
- Создание трех отдельных зон спорта: исключительно для пляжей, для яхтинга и для плоскостных (велотрассы, лыжные трассы и т. п.) спортивных сооружений.
- Запрет на 100-процентную застройку водоохранных и санитарно-защитных зон. Сейчас их можно под завязку засадить, например, гаражами. В будущем не меньше половины должно быть занято зелеными насаждениями.
- Нельзя будет предлагать размещение более опасных производств и объектов обслуживания, чем позволяет ограничение, установленное в градостроительном регламенте, не предоставив Комиссии по землепользованию и застройке проект сокращения негативного воздействия на окружающую территорию (сокращения санитарно-защитной зоны). По действующим правилам запрос на размещение более опасного предприятия можно обосновать «неблагоприятными свойствами земельного участка».
- Ограниченно поддержаны требования садоводов, которые хотят закрепить свои права на городскую землю. Легализация индивидуальных домов (и дач) будет возможна, если на данной территории разрешено ИЖС (дачное хозяйство), а сами участки имеют площадь не менее 5 соток. Такие жесткие ограничения (у большинства садоводов участки меньше) сделаны для того, чтобы город был в состоянии обеспечить новые жилые кварталы социальной инфраструктурой.
- Пакет предложений, уточняющий способы расчета разных параметров, в частности минимальной площади озеленения, парковок и пр.
Над чем работа будет продолжена
- Резервирование мест под зарядку электромобилей. Это примерно 5% машиномест в паркингах для строящихся домов и не более 10% дополнительных электрических мощностей, даже если все зарядки будут подключены одновременно.
- Сокращение возможностей для строительства жилья под видом гостиниц (апарт-отелей). В зонах, предназначенных для социальных объектов, предлагается не строить гостиницы вообще, а в зонах многоэтажной застройки – только как условно разрешенный вид использования, чтобы город мог контролировать ситуацию вплоть до сдачи дома в эксплуатацию. Сейчас «жилой дом» отличается от «гостиницы» по наличию кухонь определенного размера. Но застройщики научились менять планировки после получения разрешения на строительство.
- Новые дополнительные зоны малоэтажной и среднеэтажной застройки. Для того чтобы малоэтажные кварталы в «стиле ИЖС» были похожи, например, на историческую Лахту и Ольгино, этажей должно быть не больше 3-х (вместо 4-х), секций в таунхаусе по фронту улицы – до 4-х, а максимальная площадь участка под малоэтажную застройку – 1,2 тысячи кв. метров. Такой тип застройки мог бы появиться по периферии существующих небольших поселков, например Петро-Славянки, где выделена земля под ИЖС. Среднеэтажные кварталы до 6 этажей (вместо 8-ми) с увеличенным количеством озеленения и парковок тоже целесообразны на периферии города.
Вадим Шувалов