Соловецкие юнги и французская мода XVIII века

Невероятная встреча двух миров произошла в стенах Музея политической истории России. Выставки «Мальчики с бантиками» и  «Французское наследие Государственного Музея Революции»  можно посмотреть одновременно.

Передвижная выставка «Мальчики с бантиками» посвящена истории Соловецкой школы юнг ВМФ, которая существовала в 1942-1945 годах на Соловецких островах.

Показ состоит из стендов и разных приборов, с помощью которых учились мальчишки. Как пояснил Олег Волков, заместитель директора Соловецкого музея-заповедника, все предметы получены музеем от архангелогородских коллекционеров. После переезда Школы юнг в Кронштадт, на островах оставался Учебный отряд ВМФ, он находился там до 1957 года и пользовался материальной базой юнг. Потом отряд перевели в Архангельск, куда и попали телеграфный ключ, учебник «Лоции морей», циркуль-нутромер, учебный прибор «Магдебургские полушария» и т.д.

Сергей Чащегоров был юнгой, но рисунки были сделаны им не с натуры, а позже.

Выставка «Французское наследие Государственного Музея Революции» рассказывает о малоизвестной странице истории нынешнего музея политической истории.

Музей Революции был основан в 1919 году и поселился в Зимнем дворце в бывших жилых императорских покоях. Вскоре сотрудники музея стали собирать материалы, связанные с Великой французской революцией: художественный и иконографический материал от газет и листовок до монет и фарфора. Первая выставка «Французская буржуазная революция», открылась в 1924 году, к пятой годовщине музея. Ее готовили Татьяна Стахевич (позже она руководила Отделом западных революций) и Мария Левис.

  • Стенд, посвященный Робеспьеру

  • Татьяна Стахевич и Мария Левис

Музей революции находился в Зимнем дворце до 1946 года, затем его фонды перевезли в Петропавловскую крепость, где они пробыли до 1954 года, когда Музей революции получил в свое распоряжение два расположенных рядом друг с другом особняка – Матильды Кшесинской и Василия Брандта. Но все ценное с художественной точки зрения передали Эрмитажу.

Выставка показывает то немногое, что осталось у Музея революции, например, агитфарфор 1920 года с лозунгом Великой французской революции: «Мир хижинам – война дворцам». Комплект гравюр «Галерея мод и французских костюмов XVIII века» был первым в мире модным журналом. С ним революционеры боролись не менее беспощадно, чем со своими политическими оппонентами.

Также выставка напоминает биографии Стахевич и Левис, пострадавших в годы «большого террора».

В.Ш.


Теги: