Карта петербургских шумов: где и сколько.
Какие районы Петербурга тише, а какие шумнее? Какой шум для человеческого уха самый неприятный? Что надо делать, чтобы шума в городе стало меньше? Об этом «Городу 812» рассказали создатели шумовой карты города – заведующий кафедрой экологии и безопасности жизнедеятельности Балтийского государственного технического университета профессор Николай ИВАНОВ и доцент этой кафедры Петр МАТВЕЕВ.
– Вы создавали вашу шумовую карту по чьему заказу?
Н.И. Карту мы делали по заказу Комитета по градостроительству и архитектуре, который готовил новый Генплан. Это была уникальная работа, по крайней мере, для России, потому что в других городах подобных карт нет. И в Европе мы были одними из первых: нас опередили только Лондон и Париж. Правда, сейчас все иначе: на Западе в каждом городе с населением свыше 100 тысяч человек теперь есть своя карта, которую регулярно обновляют. Во всех странах, кроме Мальты. Пользу ощутили сразу.
– И у нас тоже?
Н.И. У нас – нет. Создание карты – единственный положительный опыт, когда у нас попытались не решить проблему, но хотя бы ее представить. Мы категорически против того, чтобы данные о шумовом загрязнении в городе как-то скрывались от людей. Жители ведь должны знать, где стоит покупать квартиру, а где нет. Но я не уверен, что при выделении новых пятен под застройку, при проектировании новых дорог все сверялись с этой картой. Не очень-то похоже. Здесь мы капитально отстаем от Европы, где на шумозащиту тратятся серьезные деньги. Только на экраны – 50 миллиардов евро в год. А все в комплексе – 1 процент от ВВП.
- Карта точек замера шума
– Как шум сказывается на здоровье?
П.М. Самое очевидное – потеря слуха. В среднем глухота – при длительном воздействии шума на организм – развивается лет за десять. Но поскольку шум воздействует впрямую на нервную систему – могут возникнуть любые заболевания. Человек же постоянно будет на нервах, организм разбалансируется. Где есть слабое место, там проблема и проявится. Например, с сердечно-сосудистыми заболеваниями, которые дадут о себе знать гораздо быстрее, чем слух.
– Вдоль КАДа у нас все застраивается большими жилыми комплексами. Звукозащитные экраны решают проблему?
П.М. В тех местах, где экраны есть, их все равно недостаточно. Если уж строите вдоль шумных дорог, позаботьтесь, чтобы и дороги шум не выпускали, и здания не впускали. Нужна специальная конструкция фасада здания, окон и главное – принудительная приточно-вытяжная вентиляция. Как вы думаете, дома вблизи КАДа будут делать по такой дорогой технологии? В лучшем случае там поставят типовые стеклопакеты и сделают клапаны проветривания, но это не решение проблемы.
Знаете, в советских домах проект вообще не предусматривал вентиляцию. Строительство было максимально дешевым: ведь даже высоту потолков в квартирах и особенно подвалах занижали так, чтобы в пятиэтажный дом не надо было лифт ставить потому что наличие лифта зависело не от этажности, а от высоты строения. Вентиляция была предусмотрена сквозь неплотности в окнах: поток воздуха входит в щели и через комнату доходит до кухни или санузла, где есть вентиляционное окошко. А теперь у нас герметичные окна и циркуляции нет.
- Карта шумов. Что логично – меньше всего шумят пригороды вдоль залива.
– Вот потерпим лет десять, пересядем на электромобили и будем наслаждаться тишиной.
П.М. Во-первых, электромобиль никак не улучшит экологическую обстановку, пока у нас большинство электростанций – тепловые. То есть машина не выделяет угарный газ, зато ТЭС, производящая для нее электричество, выделяет в большом количестве. Да и аккумулятор рассчитан только на тысячу циклов разряда-заряда, а потом его придется менять, а старый утилизировать. При выработке ресурса на 60 процентов емкость заряда резко падает, заряжаться надо все чаще и чаще, и как решать эту проблему, тоже не придумали еще.
Во-вторых, в шуме, который издает автомобиль, шум двигателя преобладает, только если машина двигается на скорости до 40 км/ч. Если быстрее – то движок уже не слышен за шумом шин, а при скорости 120 км/ч возникает уже аэродинамический шум за счет обтекания корпуса.
- Карта шумов центра Петербурга
Н.И. Асфальт на резиновой крошке, конечно, дает снижение шума, но не более чем на 3 децибела.
П.М. Но самое серьезное давление на психику оказывает не автомобильный шум. Существуют такие специальные расчеты – кривые Шульца, которые замеряют, какой шум оказывает максимально негативное влияние на человека. На первом месте авиационный, на втором строительный, на третьем автомобильный, на четвертом железнодорожный. Поэтому самые шумные районы в городе, конечно, центральные, а на втором месте – все, что расположено под глиссадой аэропорта.
– Это Юго-Запад?
П.М. Теперь еще Пушкин, Шушары и особенно – поселок Ленсоветовский. Все очень быстро меняется, и после того как в «Пулково» построили новую взлетно-посадочную полосу, карта шума преобразилась. В Ленсоветовском самолет пролетает прямо над домами, и стоя во дворе последнего дома, можно уже лица пассажиров в окнах разглядывать. Кроме того, именно там самолеты выпускают шасси – резкий подскок и усиление шума и вибрации. Впрочем, от взлетающего самолета грохота еще больше, чем от идущего на посадку. Кстати, я провел в полях – у нас и в Европе – немало часов за замерами шума и могу уверенно сказать: самолеты у «Аэрофлота» гораздо тише, чем у «Люфтганзы». Потому что новее.
Н.И. В «Пулково» стараются следить за этой шумовой дисциплиной. Мы много лет ведем мониторинг шума вокруг аэропорта и знаем, что для летчиков есть своя четкая трасса. Если они от нее не отклоняются, то шум терпимый. Но бывает, что забирают в сторону, и тогда местные жители страдают, конечно.
– Значит, возле железной дороги жить приятнее, чем в районе аэропорта?
П.М. Не везде. Сортировочная, например, очень шумное место: там поезда как раз разгоняются. В местах, где поезда ходят редко и медленно, скажем, у Сестрорецкой железнодорожной ветки, вполне можно жить, потому что поезд пройдет – волна негатива прогремит и затихнет. К железнодорожному перестуку люди могут привыкнуть, если он не будет слишком частым. Но ведь у нас поезда гоняют интенсивно, и на некоторых участках они ходят каждые 12–15 минут. И если не принимать никаких мер, не ставить экранов, уровень шума будет приходить в норму только на расстоянии километра.
- Так измеряют шум.
– Общественные активисты ругают Канонерский остров, где автотрасса проходит прямо над головой жителей.
П.М. По замерам, шум от ЗСД сопоставим с шумом от любой другой магистрали. Трасса, находящаяся над населенным пунктом, не более вредна, чем та, что на одном уровне, потому что звук рассеивается в пространстве. Шум от поезда, который идет по насыпи, всегда затихает быстрее.
– Если Роспотребнадзор обнаружит превышение уровня шума, что он может сделать?
Н.И. По карте видно, что на 70 процентах территории уровень шума превышен. В норме он только в вытянутой части города, в Курортном районе то есть. У нас всего было 780 тысяч точек расчета. Весь город поделили на квадраты 50 на 50 метров и скрупулезно считали. Так вот, составленная нами карта – это не руководство к действию, это просто зафиксированная проблема. Программа-минимум для нас и всех, кто борется с шумом в городе, – сделать так, чтобы ни в одной зоне больше не прибавилось ни одного децибела. Но поскольку в стране нет закона о борьбе с шумом, то даже о таком скромном результате приходится лишь мечтать.
– Как – у нас же есть городской закон о нарушении тишины в ночное время.
Н.И. Это паллиативный, совсем не жесткий закон, который к тому же плохо выполняется. Надо оберегать людей от шума и днем тоже. Хорошо, строительную организацию, которая включит свой компрессор в час ночи, могут оштрафовать, и сильно: тысяч на 500. Ну а вечером, когда людям тоже хочется отдохнуть? У нас существуют юридически два времени: день и ночь (с 23 до 7 утра). А на Западе – еще и вечер: с 19 до 23. И для него – особые нормы по шуму, пожестче, чем днем, но мягче, чем ночью. В Израиле можно запросто вызвать полицию, если днем кто-то ведет слишком громкую стройку. А у нас даже мотоциклиста не могут догнать, который ездит без глушителя.
– Догонят его, оштрафуют на 2000 рублей.
Н.И. Для него единственная адекватная мера – конфискация мотоцикла. Потому что штраф копеечный, а ущерб он наносит серьезный. Я живу на Невском и натерпелся, конечно. И никакой надежды нет, что ситуация изменится. Правда, вот грузовикам запретили въезд в центр, уже хорошо.
– Я читала, что к вам обратились представители американской фирмы с просьбой разработать шумопоглощающий капот для двигателя. И как – получилось?
Н.И. Наш Институт акустических систем занимается не только созданием экранов, но всем, что имеет отношение к шумовым процессам: глушителями, компрессорами, градирнями. Мы помогали американцам делать расчет ожидаемых шумов и преуспели: их спецтехника признана самой малошумной в мире. В Морской академии имени Макарова есть несколько таких двигателей, мы там проводили замеры и выяснили, что наши глушители и капоты помогают снизить уровень на 20 децибел, то есть с 90 до 70. Это почти норма. Отойди на восемь метров – и уже не будешь испытывать никакого дискомфорта.
– А нам, может, просто запретить слишком шумные грузовики?
Н.И. Они сейчас в основном импортные и довольно тихие. Хотя основной источник шума – это действительно автомобили. На 70–80 процентов. От железной дороги – 10 процентов, от авиации – 15. В разных городах, конечно, по-разному: например, если нет своего аэропорта, но развита сеть железных дорог.
На Западе настоящая шумофобия, это видно по тому, с какой горячностью они обсуждают эту тему на разных международных конференциях. Там трудно представить, что в метро будут включать на полную громкость звуковую рекламу, а из торговых центров будут орать динамики с рекламой. У нас люди постоянно на это жалуются, и никто их не слушает. Знаете, я лет двадцать назад читал, что в Америке все так бесятся из-за шума, что готовы стрелять в людей, которые слишком громко кричат во дворе. Удивился: вот народ, других проблем у них нет! А в прошлом году в Москве средь бела дня застрелили девушку-промоутера, которая делала объявления с помощью громкоговорителя. Прямо из окна, из ружья пальнули на звук. А был бы закон, который запрещает произносить рекламу громче 70 децибел, девушка бы его соблюдала – и была бы жива, а убийца не сидел бы в тюрьме.
– Мы сейчас с вами разговариваем – какой шум создаем?
Н.И. Примерно 60 децибел.
– Что для нас вреднее: шум или вибрация?
Н.И. У нас метро глубокого заложения, поэтому вибрация для нас не так актуальна, как для москвичей. Шум тоже может быть более и менее вредный. Слушать свист – пронзительный высокочастотный звук – всегда неприятней, чем монотонный низкочастотный гул от автотрассы. Самые высокочастотные звуки выдают реактивные двигатели, компрессоры, ТЭЦ – в общем, все, что выбрасывает воздух в атмосферу. И скоростные поезда. Вот и думайте, где не надо селиться.
– От поездов можно спастись с помощью звукозащитных экранов. Правда, в Репине и Комарове, кажется, поставили вместо них жестяной забор.
Н.И. Это тоже экран. Защитные экраны могут быть из металла, пластика, дерева и стекла. Сейчас мы разрабатываем шумозащиту для ВСМ «Москва – Нижний Новгород», это самая грандиозная железнодорожная стройка в Европе: поезда будут мчать со скоростью 400 км/ч. Шумозащита займет несколько процентов от стоимости – несколько сот километров экранов. Конечно, их надо делать разнообразными, чтобы сохранить психику машинистам, ведь им тяжело будет все время гнать, как будто в тоннеле.
– Граффити делать красивое?
Н.И. Хотя бы чередовать: где-то делать прозрачные, из стекла, где-то из дерева, но со специальной пропиткой, чтобы ни жучков, ни дождей не бояться. Звукозащитные экраны внедряют уже лет десять, но бездарно. Первые появились на МКАДе, но частью они уже сгнили, осыпались. Где-то ставят экран под насыпью – он даже на децибел снижения не дает. Или бывает, что местные жители просят прорезать им проход, чтобы ходить в магазин на другой стороне полотна. Дырку делают, но в таком месте, что нивелируется эффект от всего экрана.
– В Барселоне всюду датчики для мониторинга шума – нам стоило бы их поставить или это пустые траты?
Н.И. Это отличная идея, которую внедряют все крупнейшие города. Сразу становится известно о внеплановых нарушениях. Раньше это было дорого, но сейчас датчики подешевели в десятки раз.
Нина Астафьева
Как с шумом борются
В Балтийском техническом университете регулярно проходят международные конференции по борьбе с шумом. «Город 812» ознакомился с материалами докладов за последние пять лет и сделал несколько заметок.
- Среди строительной техники наиболее проблемной по части шума оказались сваебойные машины.
- Среди домашней техники – кондиционеры.
- Помимо транспортного и строительного шума ученых заботит также звон колоколов.
- Зеленые насаждения спасают от шума лучше, чем экраны, но это и выходит дороже.
- На железной дороге можно бороться с шумом с помощью бесшовных рельсов, их тщательной шлифовки и использовании лубрикаторов – для более мягкого хода.
- Первую шумовую карту Ленинграда составили еще в 1971 году. Самые шумные места оказались в Автове – улицы Автовская, Краснопутиловская и Зайцева. На втором месте – проспект Газа, Пироговская набережная и угол Колокольной и Марата. Самым бесшумным местом тогда была 6-я линия Васильевского острова и улица Васи Алексеева.
- Благодаря 3D-моделированию можно еще до начала строительства дома определить, как будет меняться шумовая картина внутри двора в зависимости от этажности. Иногда само здание выступает в качестве звукозащитного экрана. Например, по такой технологии построили большое офисно-жилое здание на улице Матроса Железняка, которое защищает жилую застройку от шума проспекта Испытателей и железной дороги.
- Стеклопакеты, хоть и оберегают от шума, но несут другие проблемы. В квартире с герметично закрытыми окнами накапливается водяной пар (семья из 3–4 человек выделяет в сутки 10–15 литров воды), растет концентрация углекислого газа.