Страсти по Рублеву

Известие о возможном изъятии картины Андрея Рублева «Святая Троица» из государственного музея мгновенно взбудоражило весь искусствоведческий мир. Причина проста: простое перемещение объекта, которому около 600 лет, и тем более использование его вне Государственной Третьяковской галереи приведет к утрате этого уникального памятника русской культуры. Говоря просто и кратко, краска осыпется, а доска разрушится или сгниет от грибка. И останутся только фотографии и фильм Андрея Тарковского, который имел авторское название «Страсти по Андрею».

.

Теперь страсти непосредственно коснулись самого знаменитого произведения, по воле невежественных людей оказавшегося на краю гибели.

Ниже мы публикуем два важнейших документа. Первый – это протокол № 87 заседания расширенного реставрационного совета, которое состоялось в ГТГ 15 мая 2023 г. (см. Приложение 1).  Непосредственной причиной заседания стал запрос Министерства культуры РФ от 5 мая 2023 г. № 2409-05-7 о возможности выдачи «Троицы» за пределы Третьяковской галереи на праздник Троицы 4 июня 2023 г. с учетом ее технического состояния.

Но есть, как всем известно, и другая причина. 15 мая 2023 г. на официальном сайте московского патриархата от имени пресс-службы патриарха Московского и всея Руси под провокационным заголовком появилось следующее сообщение:

Кстати, никогда «Троица» Рублева не считалась чудотворной, это не соответствует действительности. К тому же это, скорее, не икона, не моленный образ, а картина – образец той живописи на христианский сюжет, которая вышла из иконописной традиции, став уже ранним образцом светского искусства. Но это так, к слову, переубедить клерикалов ни этим, ни любым другим аргументом невозможно. Саму «Троицу» клерикалам не жалко, им кажется престижным заполучить этот объект даже ценой его уничтожения.

Естественно, сообщение с сайта московского патриархата для искусствоведов, которые знают реальное состояние «Троицы», прозвучало как некролог. Объяснение содержится в прилагаемом протоколе заседания расширенного реставрационного совета: объект находится в таком состоянии, которое категорически не позволяет его транспортировать, не говоря уже о пагубных последствиях хранения иконы в церковных зданиях (негативные примеры приведены в статье А.Беликова, написанной 18 мая 2023 г. – см. тут).

Одним из важнейших доказательств невозможности перемещения «Троицы» является исследование в рамках программы контроля и анализа состояния сохранности после пребывания иконы на богослужении в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры с 16 по 19 июля 2022 г., ссылки на которое приведены в протоколе № 87. 

Были выявлены серьезные проблемы, являющиеся следствием расконсервации древнего памятника, а именно: помимо имеющихся 61 участка отставаний левкаса и красочного слоя выявлено еще 10 новообразовавшихся отставаний левкаса с красочным слоем; 5 из них требуют неотложного реставрационного укрепления; трещина по правому стыку досок основы на изображении лика и фигуры правого Ангела увеличилась.

Понятно, что намеченная РПЦ программа использования «Троицу» погубит окончательно. Объекту, повторю, 600 лет, тяжело больна как основа красочного слоя, так и сама доска, на которую нанесены левкас (грунт, представляющий собой мел, смешанный с животным или рыбьим клеем с добавлением льняного масла) и краски. Поэтому решение расширенного реставрационного совета однозначно запрещает выдачу «Троицы» «за пределы Третьяковской галереи на праздник Троицы 4 июня сего года из-за сложного и нестабильного состояния, а также непредсказуемости продолжающегося процесса негативных изменений». И этот запрет, естественно, распространяется и на любые другие перемещения иконы из ГТГ.

Причем это решение является обязательным для Министерства культуры и вообще для всех.

И еще одно важное предварительное замечание юридического свойства. В сообщении пресс-службы патриарха дана ссылка на решение президента. Однако пока не известно каких-либо решений относительно судьбы «Троицы», принятых полномочными органами государственного управления. Нет указов, распоряжений и поручений президента, нет распоряжений Министерства культуры, которое, естественно, не желает стать инициатором уничтожения «Троицы», нет вообще ничего официального и письменного. Поэтому ссылка пресс-службы главы общественной организации, РПЦ, на состоявшееся «решение президента» – это фактически ссылка на то, чего нет, потому что это документально не оформлено.

И тут мы сталкиваемся с той же технологией, с которой столкнулись при попытке РПЦ заполучить Исаакиевский собор. Тогда не было даже официального заявления о передаче, РПЦ фактически вымогала собор, добиваясь добровольной передачи по инициативе собственника, то есть государства. Так и сейчас: нет ни одного документа, заставляющего передать РПЦ «Троицу», добиваются именно добровольной передачи, безнравственно манипулируя при этом ссылкой на президента. А потом будут говорить: так вы же сами передали, сами просили церковь забрать «Троицу» Рублева, вам же она, видимо, была не нужна… Это хорошо обдуманная технология.

Причем РПЦ вымогает добровольную передачу не случайно. Действие Федерального закона от 30.11.2010 № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», согласно части 2 ст. 1 этого закона, «не распространяется на имущество религиозного назначения, которое относится к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации».

Поэтому ссылаться на закон РПЦ в данном случае возможности не имеет, и потому просто пытается оказать давление, провести информационно-психологическую специальную операцию.

Второй документ, который мы также публикуем, это подготовленное в Третьяковской галерее описание сохранности «Троицы», рассмотренное как в историческом аспекте, так и в актуальном (см. Приложение 2). На фотографиях хорошо видны и шелушение краски, и трещина, и аварийное отставание левкаса с красочным слоем.

Всё видно, надо только иметь желание увидеть и осознать, которого РПЦ пока что не обнаружила, пораженная гордыней и алчностью.

Михаил Золотоносов

Приложение 1

Приложение 2