TikTok – сервис для создания и публикации коротких видеоклипов (максимальная длина видео – 1 минута). На данный момент находится в Топе по скачиваниям в российском AppStore. В феврале достиг отметки в 1 млрд. скачиваний, обогнав Facebook и Instagram, что позволило ему выйти на третье место в мировом рейтинге самых скачиваемых приложений.
В Тикток давно перешли известные личности: общественные деятели, политики – к примеру, Алексей Навальный, журналисты, музыканты. Бренды и компании также создают собственные Тикток-ролики: свой аккаунт имеет даже Сбербанк.
Своими впечатлениями о социальной сети TikTok и взглядом на её перспективы делится Dayana (Даяна Кириллова) – восемнадцатилетняя певица из Казани, обладательница аудитории более чем из 300 тысяч подписчиков TikTok (@_da_dayana_)
- Даяна Кириллова
– Как ты начала снимать в Тикток?
– Всё началось в январе этого года, это было «по приколу» (смеется). Я помню, подруги предложили записать трендовый (тренд – нашумевшая идея для ролика, которую повторяют пользователи, копируя её или добавляя что-то своё) ролик, и мы выложили несколько. Потом один из них набрал много просмотров, и я подумала: «А почему нет?». Для меня, как для певицы, это был вариант распиариться, потому что платформа очень быстро набирала обороты.
– Как ты думаешь, почему Тикток так быстро обрел популярность? В чем его уникальность?
– Во-первых, всем уже немного приелся Instagram, а тут вдруг появилась новая платформа, вот ей и заинтересовались. Во-вторых, там можно рекламировать себя или наблюдать за кем-то. А вообще, Тикток смотрят, потому что ролики там достаточно быстрые, изначально там вообще было ограничение по времени в 15 секунд. Вот и создается ощущение, что это не отнимает много времени. Плюс ко всему, видео и веселые, и динамичные, и красивые, что привлекает внимание. Тикток – молодежная развлекательная платформа, которая не могла не привлечь людей.
– А что насчет карантина? Весной, наверное, было проще с продвижением, потому что люди сидели дома, и многие не отрывались от телефона.
– Да, так и есть. Это сейчас Тикток мертвый, изоляции нет и все учатся/работают, а тогда всё было отлично. Теперь намного труднее развиваться: просмотров меньше, и каждый второй начал снимать видео, из-за чего сложно пробиться. То есть, когда какие-нибудь Даня Милохин (восемнадцатилетний блогер из Оренбурга, его смотрят 8,4 миллиона) и Юля Гаврилина (восемнадцатилетняя тиктокерша из Москвы, ее блог насчитывает 7,1 миллион подписчиков) начинали полтора года назад делать ролики, они были одними из первых, и в этом плане им было проще.
- У Данилы Милохина в Тиктоке 8,4 млн подписчиков, у Юлии Гаврилиной – 7,1 млн, у Алексея Навального – 254 тыс.
– Удивительно, как эта платформа может быстро раскрутить человека. Милохин сейчас, если не ошибаюсь, уже на сентябрьской обложке GQ Russia?
– Да, а полтора года назад про него никто ничего не слышал! Он даже недавно выпустил трек с Басковым. Но сейчас так быстро раскрутиться труднее: каждый второй смотрит и думает: «А чем я хуже?» и понятно, что конкуренция стала в разы выше.
– Расскажи, как вообще выглядит стандартный день тиктокера? Очень многие представляют себе картинку, как человек весь день стоит у телефона, танцует и поет.
– В карантин я снимала до одури: не знала, чем себя увлечь, плюс было немного депрессивное состояние, в общем, так все наложилось, что только Тикток меня и спасал. Я много снимала, потому что это поднимало настроение и веселило меня, но не из-за того, что я была обязана это делать.
Правда, я вот только что следила за одной девочкой, у нее за месяц набралось 800 тысяч человек. Там «интересная» история: у нее ребенок, а ей 18 лет. Понятно, что люди любят всякие сплетни, поэтому её ролики сразу попали в рекомендации (рекомендованные видео, на авторов которых у пользователя отсутствует подписка; попасть в «рекомендации» – это возможность получить новую аудиторию). У нее в день «висит» роликов десять в аккаунте, получается, что она снимает 20-30 и убирает те, которые «не заходят» аудитории. Вот она правда стоит у телефона весь день, но так не все делают, конечно. Но чтобы получить здесь хороший пиар, нужно действительно очень много снимать.
– То есть, это рабочая схема; лайфхак, чтобы раскрутиться: выкладывать намного больше и потом оставлять именно то, что получило наибольший отклик. А это не раздражает аудиторию?
– Бывает, если постоянно одно и то же снимать. Я помню, у меня был вирусный ролик, из-за которого у меня набралось очень много подписчиков – тренд «Bored in a House» (популярный тренд в карантин). Я его снимала раз 12, и каждое видео было успешным, набирало тысячи просмотров. Но мне уже начинали писать: «О Господи, хватит!» (смеется).
– Я их смотрела, они хорошо получились, ты там даже частично поешь. Насколько я знаю, ты занимаешься вокалом с детства и даже занимала четвертое место на Детском Евровидении в 2013 году. Получается, тебе это помогает развивать Тикток? А тебе не обидно, что есть ребята, которые ничего особенного делать не могут, но у них намного больше подписчиков?
– Да, возможно из-за вокала некоторые ролики получили такой отклик. Получается, что большинство просто танцуют, а я еще и петь умею.
Знаешь, многие мне говорят, что такие, как Валя Карнавал (восемнадцатилетняя тикток-блогер из Ростова-на-Дону с аудиторией в 9 миллионов подписчиков) – незаслуженно успешные, потому что ничего особо не умеют. Но я считаю, что, если у человека 8 миллионов, значит, он чем-то все-таки народ привлекает. Просто так ничего с неба не сваливается. Значит, у него классная харизма, значит, он действительно трудится. Даже если посмотреть интервью некоторых тиктокеров, у них истории не идеальные и все им в руки сразу не пришло. Даже кривляться не так легко, как многие думают. Это сложно: пытаться придумать что-то свое, чтобы зацепить. Я вот в этом плане иногда ленюсь и снимаю то, что снимают все – тренды. А если делать индивидуальный контент, то это сложнее, но круче и именно то, что может привлечь внимание.
– Можно ли заранее определить, зайдет ли твое видео аудитории, станет ли оно вирусным? Или это, скорее, дело случайности?
– Здесь все просто работает: если ты три дня работал над роликом, он интересный и с качественными переходами, или ты трудился над гримом, или ты классно поешь, то видео привлечет внимание. Далее, если ты выложил его в утреннее время – почти у всех, у меня в том числе, видео лучше «залетают» с утра, тогда оно соберет хорошее количество просмотров. А если ты «на отвали» снял, то ничего не выйдет. Ну или если снимаешь тренд, который сейчас дико хайпит (привлекает огромное внимание, поднимает шум), то ролик и так, и так станет вирусным, как бы ты ни снял.
– То есть, тренды надо успевать ловить?
– Конечно. Особенно, если у тебя ещё маленький аккаунт, то люди только за счёт известного звука (трека) тебя и замечают, ставят лайки. Здесь стадное чувство: оно, конечно, хреновое, но это так работает.
– А какие ещё есть лайфхаки для раскрутки в Тиктоке?
– Очень важно делать описание под своими роликами. Можно поставить вопрос, чтобы люди начали на него отвечать. Вообще, современному обществу всегда интересны какие-то ссоры и интриги, поэтому умные люди пытаются спровоцировать аудиторию на большой фидбэк (обратная связь, отклик). Например, появляется какая-то актуальная проблема, связанная с политикой (принятие поправок в Конституцию в России, президентские выборы в Белоруссии) – тиктокеры сразу пишут что-либо по этому поводу, и начинаются бесконечные споры в комментариях.
– Что думает твоя семья по поводу того, что ты выкладываешь ролики? Как вообще отличается отношение к Тиктоку у молодежи и у старшего поколения?
– Если говорить о семье, то моя мама очень права в этом плане: она говорит, что, понятное дело, это отчасти деградация – множество людей ведут бессмысленные аккаунты и подростки тратят на них много времени. Но если хотеть изменить этот мир к лучшему, снимать интересный контент, то развиваться в Тиктоке стоит – куда мы денемся, если сейчас большинство проводит там своё время. Отрицать это – бред, лучше тогда пытаться как-то менять ситуацию. Папа же каждый мой ролик смотрит, переживает, что аудитория вот в последнее время медленно растет (смеется). Так что меня очень сильно поддерживают, говорят: «Если тебе это помогает, то – пожалуйста».
Но, конечно, большинство представителей старшего поколения говорят, что это кошмар. Люди с более консервативными взглядами называют Тикток деградацией и только. А ребята современнее, которые понимают, что веселиться в жизни надо уметь, нормально к этому относятся.
– Для тебя есть условное деление на «годный» и «не годный» контент? На кого ты сама подписана, кроме знакомых?
– В Тиктоке не так много хороших аккаунтов, но они есть. Я сама подписана на различные аккаунты, например, о психологии. Или же, когда я готовилась к ЕГЭ по литературе, я смотрела людей, которые к нему и готовят. Многие реально думают, что в Тиктоке только танцульки, это не так! Там много полезных аккаунтов, просто никто их не видит и на них не подписан, потому что в глаза бросаются танцы под музыку. Но, знаешь, обвинять в этом кого-то тоже неправильно: приложение изначально было создано для данной цели. Сразу было ясно, что всё лишь для веселья. Это сейчас уже люди нашли Тиктоку более широкое применение. В первую очередь он остается развлечением, но если тебе нужно найти что-то интересное или полезное, то это можно сделать без проблем.
А вообще, если честно, я даже в танцульках ничего плохого не вижу: бывают, конечно, те, кто снимает ерунду, но есть же действительно харизматичные девчонки и мальчишки, на которых приятно смотреть, которые классно двигаются, которые снимают смешные и интересные видео. Тогда почему нет?
– Что тебе уже дал Тикток? Какие вообще перспективы у этого занятия?
– Во-первых, знакомства: в Москве я познакомилась с некоторыми блогерами, с кем-то мы подружились даже. Во-вторых, у меня недавно вышла песня – у нее много прослушиваний, мне кажется, именно благодаря Тиктоку. Музыканты вообще сейчас все переходят сюда. Они понимают, что таким образом пиарить свою музыку очень даже реально и выгодно. Если говорить про деньги – монетизации в Тиктоке нет, а с рекламы, если у тебя меньше миллиона, прилично не возьмешь – в этом плане Тикток проигрывает Инстаграму. Бывают предложения: например, меня звали в Тикток-хаусы («новая версия известного всем Дома-2», ребята живут вместе и делают контент круглые сутки), но мне просто не до этого было.
– Говоря о музыке: многие исполнители, например Клава Кока, сейчас начали подстраиваться под Тикток, создавая запоминающиеся примитивные треки с повторяющимися словами. Что ты думаешь об этом?
– Безусловно, тут наносится вред музыкальной культуре. Это подгоняет под стандарты, исполнители теряют свою индивидуальность. Конечно, остаются такие музыканты, как Макс Корж или Баста, которые не появляются везде подряд и просто делают своё. Однако нельзя спорить, подстраиваться под алгоритмы Тиктока выгодно, и многие это делают. Тут уже выбор каждого: тебе важнее свои имя и индивидуальность, или все-таки «бабло».
А вообще, многие сейчас используют Тикток именно для того, чтобы раскрутить свой Инстаграм. Люди так и пишут под роликами: «Я весь в Инсте, переходите туда, подписывайтесь». Это происходит из-за того, что Инстаграм – давно проверенная, рабочая платформа, а Тикток – сколько раз уже на него покушались. В некоторых странах его уже закрыли, в Америке этот вопрос сейчас на рассмотрении, поэтому говорить об устойчивости приложения в России также не стоит. Все боятся, что его удалят и, ясное дело, пытаются переманить аудиторию в другое место, которое в ближайшее время точно будет в безопасности.
Арина Сакаева
- Автор – Арина Сакаева