Толстой, которого стыдно не знать образованному человеку

5 сентября 1817 года родился Алексей Константинович Толстой.

Золотой век русской литературы роскошен, как итальянский ренессанс. Граф Алексей Константинович Толстой явился на свет между Лермонтовым и Тургеневым, и происходил из еще, пожалуй, более аристократического рода (хотя родовитость всегда дело спорное).

Его отец был советником Государственного ассигнационного банка, старшим братом известного художника Федора Толстого, вице-президента Императорской Академии художеств и тайного советника. Мать была внебрачной дочерью графа А. К. Разумовского, крупного государственного деятеля и прадеда Софьи Перовской, и тоже была подвержена страстям — покинула мужа после рождения ребёнка. Отца маленькому Алеше заменил брат матери, написавший под псевдонимом Антоний Погорельский классическую сказку «Чёрная курица, или Подземные жители» о приключениях другого Алёши.

Внешность будущего поэта и прозаика нам знакома по портрету кисти Брюллова. С раннего детства поездки по Европе, свободное владение немыслимым количеством языков, высокопоставленные знакомства, роль «товарища для игр» будущего императора Александра Второго, совместное путешествие с ним на озеро Комо. При этом огромная физическая сила — мог одной рукой поднять человека, скрутить винтом кочергу или серебряную вилку.

Затем высокие придворные чины, успешная служба, которой, как всякий истинный поэт, он тяготился. Семейная жизнь тоже оказалось не идиллической: в возрасте уже за тридцать увел у конногвардейского ротмистра Миллера жену, обвенчаться с которой ему удалось лишь через двенадцать лет.

Зато творчество его вполне гармонировало с идеалами чистого искусства, как их тогда понимали те, кого оскорблял нигилизм, готовый поставить сапоги выше Шекспира. Тургенев, прозаик безупречного вкуса, так писал об А.К. Толстом: «Он оставил в наследство своим со­отечественникам прекрасные образцы драм, романов, лирических стихотворений, которые — в течение долгих лет — стыдно будет не знать всякому образованному русскому».

Пожалуй, нам стыдиться особенно нечего. Положенные на музыку его стихи — более семидесяти — звучат постоянно, — и какие композиторские имена! Римский-Корсаков, Чайковский, Мусоргск­ий, Рубинштейн, Танеев…
Его великолепная историческая трилогия — «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис» — живет полноценной театральной жизн­ью, да и «Князь Серебряный» отличное детское чтение. Даже его гениальный троюродный брат Лев Николае­вич не заслонил его.

Можно только позавидовать.

Александр Мелихов