В Петербурге в апреле начнется транспортная реформа: на маршруты выйдут новые большие низкопольные автобусы, которые должны закупить выигравшие лоты перевозчики. Платить транспортным компаниям будут по новой схеме: город забирает себе выручку за проезд, а перевозчикам из бюджета платят за выполненную работу. В Перми (население 1 млн человек) похожая транспортная реформа началась в 2019 году. Не все вышло так, как задумывалось.
Результаты реформы оценивает транспортный эксперт Михаил Вшивков (полный текст – тут).
2019 году в рамках пилотного проекта реформы общественного транспорта в Перми ввели брутто-контракты с перевозчиками. Брутто-модель — это система организации пассажирских перевозок, при которой перевозчики перечисляют всю собранную с пассажиров выручку в бюджет города, а городская администрация оплачивает выполнение рейсов по маршрутам. В такой системе оплата работы перевозчиков зависит не от числа пассажиров, а от выполнения транспортной работы.
До ввода брутто-модели Пермь имела одну из самых развитых систем общественного транспорта в России. Абсолютное большинство маршрутов обслуживались автобусами большого класса, была разветвленная маршрутная сеть, интервалы движения в основном не превышали 10 минут. Практически все маршруты начинали работу в 5–6 часов утра и заканчивали работу в 22–23 часа. При этом практически на каждом направлении были маршруты, которые продолжали работать за полночь. Уехать поздним вечером или в выходной проблемой не было.
Проводя брутто-реформу, городские власти ставили перед собой несколько задач. Первая — избавление от гонок между автобусами и упор на соблюдение расписания. Вторая — обновление подвижного состава.
Однако в ходе переговоров с перевозчиками администрация пошла на уступки. Поэтому по маршрутам ездят не только новые автобусы, но и ЛиАЗы-5293 бородатого года выпуска. Во-вторых, на улицах города появились автобусы Lotos-105C02 – это автобусы большого класса, но на полтора метра короче, чем нормальный автобус.
С реформой подсократилось количество игроков на рынке перевозок. Те, у кого новой техники не было совсем, ушли с рынка, либо взяли небольшие лоты. Часть перевозчиков, у кого новая техника была, поработали недолго и закрылись, потому что заниматься фурами или сдавать базу в аренду выгоднее. На освободившиеся места пришли федеральные игроки.
Соблюдение расписания: если раньше большинство выполняли его в диапазоне 90–95%, то теперь почти все соревнуются на уровне сотых долей после 99%. Пропали гонки, все водители на окладах. Вместе с гонками пропала заинтересованность в пассажирах. Бегущий пассажир — пассажир следующего автобуса.
В плане технологий контроля ничего и не поменялось. В Перми уже давно существовали системы отслеживания транспорта и нормы, в пределах которых транспортная работа считается выполненной — их просто натянули на брутто-модель. Не изменилось даже ПО. Поэтому допустимое отклонение от расписания в 5 минут в любую сторону никуда не делось. Автобус по-прежнему может уйти на 5 минут раньше и ничего водителю за это не будет.
В 2018, когда только начинались разговоры о проведении реформы, эксперты уверяли, что никаких сокращений маршрутов не предвидится. Конечно же, сокращения произошли. Были порезаны некоторые прямые маршруты (но были и запущены новые прямые маршруты), введены бесплатные пересадки.
Идеологи брутто-моделей одним из плюсов называют возможность финансирования убыточных маршрутов за счет прибыльных. По факту это не так – дотируемыми оказываются примерно все. Сейчас в Перми два прибыльных маршрута из 76.
Необходимость дотировать всё-всё привела к тому, что перевозки окупаются на 2/3. Два миллиарда в год платит бюджет. С одной стороны, убыточность для общественного транспорта — это нормально. С другой, не у каждого бюджета есть лишние деньги.
С момента начала реформы пять маршрутов были переведены с большого класса автобусов на средний. На абсолютном большинстве маршрутов неоднократно сокращалось количество рейсов.
Стало ли лучше? Нет. Собственно, планируя сокращение маршрутов, администрация обещала сокращение интервалов и бесплатные пересадки, что суммарно выглядело хорошей идеей. По факту маршруты сократили, интервалы увеличили, лучше не стало. Теперь 35 минут ожидания автобуса популярного маршрута — норма. Власти любят говорить: «расписание можно посмотреть с мобильного телефона» и, мол, проблемы нет. Но если расписание приходится смотреть с мобильного телефона, то проще с мобильного телефона заказать такси.
Раньше частники старались за свои деньги. Теперь никто не старается. Город принимает решения через административные каналы. Например, могут изменить какой-нибудь маршрут, потому что об этом попросил какой-то депутат. Депутату отказать нельзя.
Итак, подытожим. Что брутто-модель дала Перми.
Плюсы: тарифное меню, новые автобусы, бесплатные пересадки (правда, их скоро отменят).
Минусы: большие интервалы, укорачивание маршрутов, снижение класса автобусов на маршрутах.
Михаил Вшивков