«Троица» Рублева. Три ангела в ожидании смерти

О картине Андрея Рублева «Троица» я написал три статьи, которые были опубликованы на сайте журнала «Город 812» 23 мая (см. тут), 16 июня (см. тут) и 19 июня 2023 г. (см. тут). Честно говоря, я надеялся на то, что сотрудники Третьяковской галереи, прежде всего, сотрудники Отдела древнерусского искусства, все же поднимутся с колен и решатся на «бунт» – напишут обращения в Генеральную прокуратуру и в Следственный комитет РФ, объяснив, что манипуляции с рублевской «Троицей» быстро приведут ее к гибели, и сразу же передадут эти заявления в прессу.

Но нет, не решились. А теперь, может быть, уже поздно, похоже, что маленький пушистый зверек уже снует вокруг бедных ангелов, и трагическая судьба уникального культурного объекта определилась.

.

Не буду повторять, то, что было написано, напомню только, что 18 июня 2023 г. «Троица» не вернулась в Третьяковскую галерею, как было предусмотрено первоначальным договором между ГТГ и Храмом Христа Спасителя, а осталась в ХХС еще на месяц, до 19 июля 2023 г., после чего по распоряжению первого заместителя министра культуры С.Обрывалина от 16.06.2023 поедет во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр (ВХНРЦ) имени академика И.Э.Грабаря – для реставрации, деньги на которую предоставит Министерство культуры (МК). То, обстоятельство, что реставрация «Троице» не требуется, а нужны покой, консервация и мониторинг, ни РПЦ, ни МК в лице Обрывалина уже не интересуют. Вообще, судя по поведению Обрывалина, по отсутствию каких-либо реакций на аргументированные возражения расширенного реставрационного совета ГТГ, невменяемость – это рабочее состояние первого замминистра культуры.

Однако, несмотря на эту невменяемость, сотрудники ГТГ все же продолжали чего-то объяснять. В частности, высказался старший научный сотрудник Левон Нерсесян, с которым поговорила Ксения Коробейникова. Небольшое интервью появилось 21 июня 2023 г. в телеграм-канале Коробейниковой. Есть смысл его перепечатать.

.

– Почему вы согласились на разговор?

– В наших решениях мы исходили и исходим не из собственных амбиций, а из интересов иконы. Мы молчали, не общались с прессой не из-за запретов, а потому что приняли совместное решение. Пытались решить проблему путем переговоров. Создание инфошума могло им помешать. Однако переговоры ни к каким результатам не привели. Лучше не стало, а хуже сделать трудно. Остается выйти в инфополе. Это сейчас делают и мои коллеги. По крайней мере, у нас будет ощущение, что мы сделали все, что могли, оповестили общественность и исполнили профессиональный долг.
– Руководство вас поддерживает?

– Оно больше не уговаривает нас молчать. Вопрос пытались решить административным путем. Сейчас уже очевидно, что сделать ничего не удалось.

– За время пребывания в храме состояние иконы ухудшилось?

– Проверить это через витрину мы не можем. Слава Богу, она не начала разваливаться на куски. Но мы практически уверены, исходя из предыдущего опыта, что негативные процессы продолжаются. Речь идет о микропроцессах, которые накапливаются и усугубляются. Они продолжаются, так как стабильное состояние иконы нарушено. Чтобы ответить, нужны исследования. Как после Лавры.

– Почему её не возвращают в ГТГ?

– Вероятно, боятся, что икона вернётся, и исследование покажет уже не 60 изменений как в прошлом году, а например, 600.

– В каких условиях её экспонируют?

Не в климатической витрине, а в обычном стеклянном ящике без автономного климата. Температура в храме нормальная, а влажность сильно ниже необходимой. При сухом воздухе все процессы отставания и отшелушивания интенсифицируются. Условия не чудовищные, но не идеальные. Лучше, чем в Лавре.

Есть шанс вернуть ее в галерею?

Небольшой. Сейчас это наша первоочередная задача. Мы должны оценить масштаб бедствий и произвести консервационные работы, чтобы предотвратить дальнейшее разрушение.

– По договору она должна вернуться?

Да <…>. Но нам предложили странное с юридической точки зрения решение – без возвращения иконы и закрытия одного договора, заключить другой и передать её в Центр Грабаря.

– На реставрацию?

– Да, хотя у меня язык не поворачивается повторить это слово. Реставрация и консервация — абсолютно разные вещи. «Троица» — не стул и не комод. Её нельзя «починить» и начать использовать как ни в чем ни бывало. Можно только законсервировать, то есть сделать так, чтобы она не разрушалась дальше.

В Грабарях смогут это сделать?

– Мы уверены в профессионализме коллег, но… Там нет идеальных условий. Они сами это произнесли. Такого идеального помещения для консервации, как депозитарий ГТГ, у них точно нет. У них нет и опыта обращения с этим памятником. Они просто потеряют время на изучение, которое в ГТГ уже осуществлено. Это как передать пациента от одного врача другому без всяких на то оснований.

Могут привлечь вас и коллег из ГТГ?

– Может да, а может нет. Но это абсурдная ситуация. Пригласить галерейских реставраторов в ВХНРЦ намного сложнее, чем вернуть икону в ГТГ. Она в плохом состоянии отправилась в неподходящие условия. По всей вероятности ей сейчас станет хуже. Но повторяю – её нельзя «починить», чтобы она была как в 1427 году. Даже если соберут реставраторов из всех институтов, центров и музеев. Можно только остановить процесс разрушения.

– К чему он может привести?

– Могут «поехать» поновительский левкас и красочный слой более поздних дописей, оставленных при реставрации. Они соединены с авторской живописью не слишком прочно, но достаточно, чтобы «потащить» ее за собой. Это уже произошло после поездки в Лавру. Левкас начнёт отставать, вспучиваться, а красочный слой шелушиться и осыпаться. На Измайловском вернисаже мы видели рядом с нормальными иконами старые, почти облупившиеся доски. Страшно подумать, что нечто подобное может случиться с «Троицей». Но движемся мы, к сожалению, именно в этом направлении.

 .

Интервью Нерсесяна датировано 21 июня 2023 г., но с 22 июня 2023 г. вступил в действие приказ генерального директора ГТГ Е.Проничевой № 667, названный «Правила внешней коммуникации». Документом регламентируются «внешние коммуникации» – сотрудникам запрещается общаться с прессой и рассказывать, что передача «Троицы» из ГТГ в ВХНРЦ и тем более в здания РПЦ, абсолютно неприспособленные для хранения таких сложных объектов, ее быстро и эффективно погубит. Красочный слой осыпется, грунт (левкас) отвалится. Про это всем подчиненным Проничева приказала молчать, причем «молчание ягнят» поддержит, по мысли гендиректора, положительную репутацию галереи в обществе. То есть «Троица» будет разрушаться, все в ГТГ будут молчать и улыбаться журналистам, а репутация ГТГ будет с той же скоростью расти вместе с лояльностью СМИ к Третьяковской галерее.

Иными словами, не успели сотрудники ГТГ открыть рот и описать реальное – страшное – положение вещей, как гендиректор музея запретила им что-либо говорить. Возможно, ее в министерстве запугали, и, боясь потерять должность, она требует от сотрудников задавить свои гражданские и профессиональные чувства и подчиниться закону омерты.

Кстати, этот бредовый приказ прямо нарушает ст. 29 Конституции:

1) Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

3) Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

Е.Проничева, таким образом, нарушила своим приказом конституционные права сотрудников ГТГ, ограничивать которые не имеет права. Приказ заведомо антиконституционен, и это весомое основание для обжалования приказа № 667 в заявлении в прокуратуру или в суд.  Предполагаю, что приказ Е.Проничевой был издан под давлением из МК – больше давить неоткуда. Производить незаконные манипуляции с «Троицей», ублажать Гундяева ценой гибели уникального объекта, в который вложено столько труда реставраторов ГТГ, спокойней и легче в мертвой тишине: вроде бы погорячились, но потом подумали и успокоились, потому что всё хорошо, всё в порядке, начальство всё делает правильно…

Между тем ХХС сократил время осмотра «Троицы» на два часа и ввел перерывы по часу. Естественно, сразу появилось предположение, что состояние картины Рублева заметно ухудшилось из-за аномального климата.

На понедельник 26 июня 2023 г. было намечено открытие витрины с «Троицей» (напомню, что в ХХС объект находится не в климатической капсуле в стабильном температурно-влажностном режиме, а в простой витрине) и осмотр картины сотрудниками Третьяковской галереи. Однако г-н Гундяев не дал благословения. 27 июня была сделана вторая попытка, но Гундяев опять не благословил. Причем никаких оснований у этого субъекта что-то запрещать в отношении «Троицы» нет ни малейших, она находится в инвентаре ГТГ, а Гундяев не является ее владельцем.

О том, что с «Троицей» творится нечто ужасное, догадались даже самые недогадливые.

Тем временем на 19 июля 2023 г. назначили заседание расширенного реставрационного совета, причем не в Третьяковской галерее, а во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э.Грабаря. Наиболее проблемных участников заседания уже отсекли, видимо, планируется, что все приглашенные будут или одобрять действия руководства, или молчать в соответствии с приказом № 667 от 21.06.2023.

Также по имеющейся информации руководство ГТГ уже заключило с РПЦ затребованный ранее Гундяевым договор о передаче «Троицы» в РПЦ на 49 лет.

И опять в прессе об этом не появилось ни слова! Ягнята послушно молчат, и уже ничто не может вывести их из состояния сна разума.

И последнее – несколько слов об исполнителе желаний Гундяева, первом заместителе министра культуры С.Обрывалине. Я уже писал о том, что в его действиях я лично усматриваю признаки деяний, предусмотренных целым рядом статей УК РФ: ст. 167 «умышленные уничтожение или повреждение имущества» со значительным ущербом, ст. 285 «злоупотребление должностными полномочиями», ст. 293 «халатность» (см. тут). Но есть еще одна статья, о которой мне хочется написать особо. Вспомнил я о ней, когда обнаружил в интернете одну любопытную фотографию. Сделана она фотокорреспондентом Андреем Любимовым (Агентством городских новостей «Москва») 10 апреля 2018 г. во время церемонии открытия после реставрации храмового комплекса в селе Гагино Сергиево-Посадского района Московской области. Справа стоит на коленях замминистра культуры Обрывалин, слева – Патриарх Московский Кирилл. Фотография находится в свободном доступе.

Естественно, религиозность Обрывалина – это замечательно, однако является его сугубо личным делом, поскольку РФ, в силу ст. 14 Конституции, – светское государство, а религиозные объединения, в том числе и РПЦ, отделены от государства.

Но вот какое предположение приходит в этой связи. Не получается ли так, что будучи человеком верующим, Обрывалин в случае с «Троицей» А.Рублева действует вопреки тем своим обязанностям, которые прямо вытекают из его должности первого заместителя министра культуры РФ, является кем-то вроде агента РПЦ в МК и, возможно, исполнителем желаний лично г-на Гундяева.

Как второе лицо в Министерстве культуры он обязан делать все, чтобы сохранять «Троицу», не допустить даже малейшего ухудшения ее состояния, даже малейшей возможности, для чего он, не будучи искусствоведом, не имея ни художественного, ни реставраторского, ни искусствоведческого образования, должен выполнять предписания расширенного реставрационного совета ГТГ от 15 мая 2023 г.

Однако как верующий человек он должен выполнять – не знаю, как это в церковном быту правильно называется, – хотелку, распоряжение, указание, послушание, епитимию Патриарха.

То есть в итоге разные обязанности Обрывалина приходят в конфликт, который на юридическом языке именуется конфликтом интересов и описан в законе о проявлениях коррупции.

То есть возникла ситуация, когда личная заинтересованность должностного лица, его ревность не по разуму, пагубно влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им своих обязанностей или полномочий вследствие противоречия личных целей должностного лица с интересами государственного органа, где человек занимает определенную должность.

Не исключено, что новое заседание расширенного реставрационного совета 19 июля 2023 г. в центре им. Грабаря разрешит все то, что запретил реставрационный совет от 15 мая 2023 г., и вообще обнаружится, что за тот месяц, что «Троица» провела в ХХС, ее состояние резко Божьим промыслом улучшилось, и она уже стала такой, какой была в 1427 году. Вполне вероятно, что с этой целью новый рестсовет и собирают. Но мы же не идиоты, мы же смысл таких фокусов понимаем, и ни к чему, кроме очередного скандала, все это не приведет.

Так что стоять надо на реальной почве, в связи с чем могу только процитировать ст. 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ, которая так и называется «Конфликт интересов». А могу привести часть 3 ст. 11 того же закона:

«Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов».

Очевидно, нанимателем в случае с Обрывалиным является министр культуры, и именно ей давно пора вмешаться и принять меры к своему подчиненному в соответствии с указанной нормой. Думаю, что в данном случае всех – включая самого Обрывалина – устроило бы то, что записано в части 4 ст. 11:

«Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов».

Короче говоря, лучше всего и проще немедленно уволить Обрывалина и вернуть «Троицу» обратно в Третьяковскую галерею, предотвратив ее гибель, на чем в этой неприглядной и безумной истории поставить жирную и поучительную точку. Точка, поставленная вовремя, – это то, к чему надо стремиться всегда.

Михаил Золотоносов

На заставке: патриарх Кирилл проводит службу в Храме Христа Спасителя. На переднем плане – «Троица». 25 июня 2023 г.  Фото сайта patriarchia.ru