Царский пиар. Кто выиграл и кто проиграл от скандала вокруг «Матильды»

Есть такое выражение: «Где тонко, там и рвется». К нам оно не относится. У нас невозможно понять, где тонко, а где толсто. Рвануть может в любом месте. Любая чепуха может разрастись до скандала вселенского масштаба.

Яркий тому пример – скандалище вокруг фильма «Матильда». Не утихающий уже много месяцев.

Если мыслить логически, все понятно. Надо искать cui prodest. Кому выгодно?

Разумеется, выгодно режиссеру Учителю. По-моему, ни одному отечественному фильму не делали такого пиара. Даже творениям Никиты Михалкова.

Пиар «Матильды», конечно, с черным оттенком, но это мелочи.

80 лет назад, летом 1937 года, в Мюнхене открылась «Выставка дегенеративного искусства». Замечательная экспозиция. 650 картин. От импрессионистов до абстрактной живописи.

По поводу открытия выставки Гитлер толкнул речь. Объяснил, что дегенеративное искусство оскорбляет чувства немецкого народа. Который должен смотреть на картины и плеваться.

Выставку возили по всей Германии. И ее посетили три миллиона человек. Вообще говоря, оглушительный успех. Для сравнения: выставку Айвазовского в Русском музее посетили 300 тысяч. В десять раз меньше.

При этом «Выставка дегенеративного искусства» планировалась как довесок. К «Большой германской художественной выставке». Которая открылась днем раньше. Где народу показывали настоящее – правильное – искусство.

Выставка официального искусства собрала 400 тысяч посетителей. Больше, чем Айвазовский. Но гораздо меньше, чем «дегенераты».

Депутат Поклонская ревнует. Бывает же, так сказать, историческая ревность. Ревновала же Марина Цветаева Пушкина к Гончаровой. А Поклонская ревнует Николая II к Матильде Кшесинской.

 

«Матильде» выдали прокатное удостоверение. То есть ее порывались запретить, но не запретили. Просто перевели в разряд «дегенеративного искусства». А некий режиссер Алиев уже снимает фильм «Ложь Матильды».

Принцип тот же, что и в истории с выставками. Черное и белое. Дегенеративная «Матильда» и правильная «Ложь Матильды». Уверен, люди вновь отдадут предпочтение гонимому и «дегенеративному».

По идее, режиссер Учитель должен поставить памятник депутату Поклонской. И молиться, чтобы он замироточил.

Это логические рассуждения. Но я сам в них не верю. Потому что железная логика разбивается об честные глаза депутата Поклонской.

Разумеется, она не подряжалась пиарить «Матильду». Она воюет с фильмом искренне.

Мне кажется, депутат Поклонская ревнует. Бывает же, так сказать, историческая ревность. Ревновала же Марина Цветаева Пушкина к Гончаровой. А Поклонская ревнует Николая II к Матильде Кшесинской.

Проблема в том, что пылкие чувства депутата Поклонской рушат систему. Почище Навального. Любовь способна двигать горы и поворачивать реки вспять. А уж разбить вдребезги идеологические основы – это для любви сущий пустяк.

И Поклонская разбивает. Вносит разброд в правящий класс и провоцирует шатания неокрепших голов. Говорит о привлечении «должностных лиц Министерства культуры за нарушение закона о противодействии экстремистской деятельности». Обрушивается и на самого министра культуры Мединского. А он – один из идейных столпов режима.

Наша власть много и долго твердила о необходимости государственной идеологии. В муках родилось нечто похожее на нее – квасной патриотизм, антизападничество, духовные скрепы, надувные кулаки. Худо-бедно работает.

Эта идеология породила исторических кумиров. Иван Грозный и Сталин. Николай II в этот ряд не вписывается. Хотя бы потому, что он был неудачник.

Вот Александр III вписывается. Чего стоит одна его фраза: «Когда русский царь удит рыбу, Европа может подождать». Было сказано в ответ на просьбу бросить рыбалку и принять иностранного посла.

Это по-нашему. Когда нынешний русский царь удит рыбу – и Европа ждет, и все центральные телеканалы неделю об этом болтают.

А Поклонская лезет со своим Николаем II. Проигравшим войну с Японией, допустившим революцию. Лезет и лезет. Как когда-то императрица Александра Федоровна лезла с Распутиным.

На самом деле Распутин был неплохой мужик. Его напрасно поносили. Но он вызывал разброд и шатания во властной элите.

Александра Федоровна обожала Николая II. И погубила режим. Поклонская тоже обожает Николая II. И тоже погубит. Я-то не сильно расстроюсь, но куда смотрит власть – не понимаю.

Глеб Сташков