Чем нынешнее образование отличается от прежнего, а поколение Z от предшественников? – об этом мы поговорили с Игорем Соловьевым, директором школы в Кудрово (кто не знает – Кудрово один из самых активно застраивающихся район на границе Ленинградской области и Петербурга). Впрочем, Соловьев руководит не обычной школой, а школой-технопарком.
– Сколько сейчас детей у вас учится?
– По проектной мощности школа (официальное название – средняя общеобразовательная школа «Центр образования «Кудрово») рассчитана на 1600 человек, но по факту сейчас у нас обучается 3500 детей. Естественно, мы знали график введения в эксплуатацию жилых домов и представляли, что количество детей будет существенно превышать плановое. Пока в Кудрово только две школы. В этом году должна открыться третья. Сейчас средняя наполняемость наших классов 30 человек. А норматив – 25 человек в классе. Существует проблема с нехваткой помещений.. С другой стороны, мы рады, что в новом городе Кудрово так много детей. Я уверен, что мы все вопросы со временем решим.
– Что такое школа-технопарк?
– Сегодня потребность в инженерных кадрах очень высока. Поэтому мы выбрали путь школы–технопарка. Особенность нашей школы в том, что в образовательный процесс вводятся модули «мобильная робототехника», «интернет вещей» и другие. Инженерные специальности – одно из направлений профориентации. Сейчас активно развивается инжиниринговый центр, который взаимодействует с университетом ЛЭТИ и союзом «Автопром Северо-Запад». Мы сотрудничаем не только с российским, но и с зарубежным промышленным кластером. Например, с компанией «Nissan».
– Какие-то достижения уже есть у инжинирингового центра?
– Инжиниринговый центр скоро будет демонстрировать электромобиль, который является результатом сотворчества студентов и преподавателей университета «ЛЭТИ», учащихся и преподавателей Центра образования «Кудрово». Мы не просто собрали его, но и применили технологические новшества. Я считаю, что это успех, как и то, что у нас уже появились первые патенты на изобретения. Кроме этого, мы выиграли грант на обучение сотрудников нашего инжинирингового центра. И сейчас идет активный обмен опытом с финскими образовательными организациями, работающими в области автомобильной промышленности. Я думаю, что мы на достигнутом не остановимся.
– Сложно руководить таким большим центром?
– Да, сложно, но интересно! Если у тебя сотрудников более 300 человек, 3500 детей, 7000 родителей, нужно применять новые технологии менеджмента. Это мой самый большой коллектив за все время работы. Здесь важно, чтобы масштаб не привел к тому, что ты теряешь внимание к каждому отдельному учителю или ребенку. Я стараюсь, конечно, выстроить такую систему управления, чтобы она была мобильна, открыта и динамична. Есть определенные трудности, которые мы еще не решили. Это не проблемы, а задачи, которые требуют дополнительной проработки.
– Как получилось, что вы стали работать в школе?
– Изначально я поступил на юрфак СПбГУ, но в какой-то момент решил, что юриспруденция – это не интересно. Мы были молоды и не каждому нравилось учить гражданское право и сдавать зачеты. Я ушел из вуза и решил отдать свой долг родине – отслужить в армии. Попал в учебный полк, где полгода обучал курсантов управлению техникой и военному делу. Все мои курсанты отлично сдали экзамены и уехали служить в боевые подразделения. В этот момент мне и показалось, что как раз учить будет интересно. Так что именно армия мне подсказала пойти в педагогический вуз.
Потом я окончил университет Герцена по профилю «история и социальные науки». Пришел работать в школу в 90-е годы. А мы знаем, что такое 90-е! Нам было очень тяжело, потому что 90-е – это годы перемен.
– И что происходило в то время в системе образования?
– На мой взгляд, именно в это время своему выбору профессии остались верны те, кто пришел работать в школу по призванию. Да, нам приходилось выживать. Зарплаты были очень маленькие, а нужно было кормить семью. Хорошо, что тем, кто хотел и мог работать больше, давали нагрузку. У меня было 54 часа в неделю, по 11 уроков в день. Кроме этого, я два раза в неделю вел курсы подготовки для поступающих в вузы. Чтобы вести на курсах по 3 пары я вставал в 4 часа утра. Эти годы стали десятилетием испытаний и фильтра – каждый должен был ответить себе на вопрос, действительно ли он стал учителем по призванию? Зато образование, в общем-то, сохранилось. А те, кто, несмотря ни на что, выдержал, приобрел замечательный опыт и до сих пор работает в школе. Я рад, что выдержал.
– Что помогло выдержать?
– Я начинал свой путь в очень успешной школе с очень успешным директором, который стал для меня наставником. Это абсолютный победитель конкурса «Учитель года России». Там нам было интересно работать. Мы понимали свою ответственность. Мы не думали о денежном довольствии как о приоритете. Мы работали на результат, который можно оценивать по-разному. В первую очередь, это, конечно, удовлетворенность детей. Лично я всегда испытываю удовольствие, когда дети после урока просто говорят «спасибо».
Когда я пришел, сразу стал заместителем директора по такому важному направлению как военно-патриотическое воспитание. С 90-х годов я возглавил «зарничное» движение. Нам не было равных в области на протяжении 15 лет. Мы побеждали во всевозможных конкурсах и всероссийских соревнованиях. Тогда с детьми прошли все, жили по-спартански: палатки и костры, слезы и травмы. У нас был классный коллектив! Родители мне доверяли детей. А ведь через военно-патриотическую игру «Зарница» часто проходили ребята из неблагополучных семей, те, кому учитель, к сожалению, ставил двойку. Но сегодня каждый из них успешный человек, в том числе, и благодаря «Зарнице», где мы в реальных условиях достигали цели, познавали жизнь. В результате, у моих учеников появлялись правильные убеждения. По сути, самая главная задача – это воспитание достойного гражданина, который знает историю своего государства, который не только знает свои права, но и выполняет свои обязанности и ответственно относится к учебе.
– Знаете, как сложилась их дальнейшая жизнь?
– Несмотря на то, что это было 20 лет, я знаю каждого. Недавно узнал, что моя бывшая ученица отдала ребенка в нашу школу. Конечно, я горжусь своими выпускниками. Недавно Марина Григорьева, которая также училась у меня, стала председателем областного комитета по молодежной политике.
– Вы говорите, что успешен тот урок, после которого ребенок говорит «спасибо». Но наверняка были случаи, когда этого и не происходило.
– Урок – это как театральный спектакль. Ты должен сыграть так, чтобы зрители тебе аплодировали. Все мы учились в школе и в вузах. Так вот, одному учителю хотелось сказать «спасибо», а другому – нет. Если учителю после урока не сказали «спасибо» – это повод задуматься. Он должен проанализировать урок и подумать, какие технологии стоит еще задействовать, чтобы вызвать интерес детей. Когда я слышал слово «спасибо» от детей после урока, мне больше ничего не было нужно. Я испытывал чувство выполненного долга. А если я видел, что степень удовлетворенности не очень высокая, я делал выводы, менял технологии.
– Что это за технологии?
– Я десять лет работал в формате круглого стола. У меня не было парт. Предметы история и обществознание располагают к такому типу проведения занятий. Каждого ребенка нужно включить в деятельность. А для того, чтобы это оказалось возможным, каждый должен быть готов говорить на одном языке с учителем. Нас уже в то время убедили, что мы должны работать по принципу субъект–субъектных партнерских отношений. Чтобы у меня заработать оценку «4», нужно было очень хорошо постараться. Но при этом все мои ученики поступали в высшие учебные заведения. И бывало так, что в вузе спрашивали, откуда вы это знаете, на что те отвечали: «со школьной скамьи».
– И наконец вы стали директором школы.
– Областная школа №7 – мой первый управленческий опыт. Когда я пришел, у нее был невысокий рейтинг. Мы прошли путь от деревянного стула до позиции одной из пяти лучших школ Ленинградской области. Мы много для этого сделали: и лучший школьно-спортивный клуб, и учительское самоуправление, и управляющий совет. Школа стала образцовой, красивой. Я очень рад, что после меня она попала в проект реновации. А самое главное, школа стала домом, куда хотелось бежать всем детишкам. В какой-то момент я посчитал, что достигнуты все цели, подумал, что нужен какой–то новый драйв и ушел главой администрации поселения.
– Почему снова в школу вернулись?
– Это опять же испытание. Через три года я снова сделал выбор в пользу школы, потому что, наверное, у каждого человека есть то, что ему нравится, где он может самореализоваться наилучшим образом и принести больше пользы.
– Часто сегодняшние выпускники выбирают профессию учителя?
– Я не скажу, что процент выпускников, идущих в педагогические вузы велик. У нашей школы это примерно 2–3%. Но ценностная пирамида меняется. Кто-то на первое место ставит материальное благополучие, но ведь, наверное, это не самое главное в жизни. Самое главное – реализовать себя. А работа с детьми – это очень интересно, потому что дети позитивны. Нужно их заинтересовать, тогда все получится.
– В советские годы профессия учителя была очень уважаема. Когда этот престиж был утерян?
– Я не соглашусь, что престиж утерян. Здравомыслящий человек всегда скажет, что профессия учителя – это очень нужная и важная профессия. Ведь учитель получает ту власть, которую не имеет даже политик, потому что именно учитель напрямую влияет на будущее нашего государства. А оно зависит от того, как мы воспитаем будущего гражданина, любящего своего родину, который имеет не только права, но и обязанности.
– Как вы думаете, почему в школах преимущественно женский состав?
Почему так? Трудно сказать. Наверное, это упирается в какие-то консервативные убеждения. Или, может быть, у мужчин есть желание зарабатывать. У нас в школе 12 учителей-мужчин. Конечно, это менее 10%. Я считаю, что это уже хороший процент.
– Но возникает некий перекос? Ведь женское и мужское воспитание – это несколько разные подходы?
– Кто из членов семьи больше внимания уделяет воспитанию ребенка? Скорее всего, мама, которая с момента рождения малыша имеет с ним неразрывную связь. У отцов порой не хватает времени для образования и воспитания своих детей, поэтому хотелось бы, чтобы это компенсировалась в школе. Неполные семьи были всегда, и сегодня они есть. Учителя-мужчины могут компенсировать нехватку общения с отцом. Если мы возьмем русскую школу XIX века, подавляющее число учителей составляли именно мужчины. Ситуация меняется и у нас в школе есть молодые учителя-мужчины. Хотелось бы, чтобы мужчин и женщин было примерно 50 на 50, как полноценная семья. Но вообще гендерные особенности не столь важны. Главное, чтобы учитель был профессионалом – любил свой предмет, любил детей, постоянно совершенствовался.
– Как изменилась система образования нашей страны за последние годы?
– Мы все сегодня работаем по стандартам нового поколения. Это заставило обновить и технологии обучения. Сегодня в каждой школе есть система профессиональных проб, где ребенок с дошкольного возраста пробует себя, проявляет свои способности и интересы. Сегодня учитель – это новатор, очень мобильный человек, который должен быть и хорошим психологом, и хорошим актером, знающим свой предмет. Я считаю, что учитель – это дирижер, потому что сегодня он не является единственным источником информации. Сегодня он выступает в качестве наставника, который помогает ребенку найти знания в широком информационном поле. Раньше все-таки учитель имел монополию, но в информационном обществе ситуация принципиально меняется. Поэтому сегодня нужно менять технологии обучения. Просто давать информацию – это уже не вызов сегодняшнего дня. Ребенка нужно научить учиться самостоятельно. Это очень важная компетенция, потому что хотя он и закончит школу, но обучение нужно продолжать и после нее. Перед нашей системой образования стоят новые вызовы, на которые нужно реагировать. Есть задачи, которые мы не решили. Я уверен, что наша страна ворвется в десятку лучших стран с точки зрения качества образования.
– Труд учителя сегодня ведь довольно неплохо оплачивается?
– Сейчас, конечно, не нужно брать такое количество часов, чтобы получать нормальную заработную плату. То, что получал учитель в 90-е, и то, что мы имеем сегодня, – большая разница! По нашему учреждению средняя зарплата учителя составляет 65 тысяч рублей. Зарплата напрямую зависит от качества труда. И все критерии, которые мы вводим, работают на качество образования. Есть нормальная конкуренция, потому что наша главная задача – обеспечить высокое качество образования.
– Какие специалисты сейчас нужны современной школе?
– Нужны ответственные люди, которые любят свою профессию и априори не могут подвести прежде всего ребенка. Те, кто готов к качественному труду. Учитель – это мотиватор. Он должен заинтересовать ребенка предметом, который ведет. Если ребенку интересно, он читает дополнительно, приходит в школу с удовольствием, потому что он в ожидании спектакля, где будет играть замечательный актер, психолог, человек с высокой коммуникативной культурой, который видит в ребенке личность и помогает ей раскрыться. И, конечно, любой специалист должен быть, прежде всего, хорошим человеком.
– Как планируется в дальнейшем развивать Центр образования?
– Главное направление – это развитие образовательной среды, повышение профессионального мастерства учителей, работа с семьей. Очень хотелось бы, чтобы кто-то из наших учителей через несколько лет стал абсолютным победителем конкурса «Учитель года». В прошлом году именно у нас проходил фестиваль «Под крылом пеликана», я стараюсь всегда приглашать победителей этого конкурса, потому что это люди, любящие свою профессию, любящие детей и использующие современные технологии сотрудничества и сотворчества с ребенком. Я у них учусь.
– Современные дети, представители поколения Z как-то отличаются от своих предшественников?
– Мы сегодня обучаем представителей нового цифрового поколения. Технологии, которые использовались в 90-е, уже не работают. Заинтересовать ребенка работой по-старому невозможно. Я всегда общаюсь со всеми детьми. Каждый ребенок уникален, поэтому у нас всегда идет открытый диалог. Каждый ребенок может прийти в мой кабинет и рассказать о своих проблемах, высказать идеи. Я радуюсь от общения с детьми и всегда им говорю: «Cпасибо родителям, спасибо тебе за то, что я имею честь работать с таким ребенком как ты!».
Наталья Орехова